Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:12, контрольная работа
Важнейшей задачей нынешнего этапа развития российской государственности является претворение в жизнь конституционных принципов формирования и развития местного самоуправления, становление новой системы взаимоотношений федеральных, региональных и местных органов власти.
Введение
1. Особенности организации местного самоуправления…………………….4
2. Территориальная организация местного самоуправления………………12
3. Экономические основы местного самоуправления………………………17
4. Правовые основы местного самоуправления…………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….27 Список литературы……………………………………………………………28
4. Правовые основы местного самоуправления.
Правовое регулирование местного самоуправления в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов РФ относится лишь установление общих принципов системы местного самоуправления (п. «и» ст.72 Конституции РФ).
Правовая основа местного самоуправления – это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.[20]
Правовую основу местного самоуправления составляют: международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года с последующими изменениями и дополнениями, другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, а также Уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в российской Федерации можно по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении: её основные принципы и положения нашли отражение российском законодательстве о местном самоуправлении[21]. Россия подписала Хартию 28.02.1996г. и ратифицировала ее 05.05.1998г.
Сохраняют своё действие и некоторые Указы Президента, принятые им по вопросам местного самоуправления в 1993 году[22].
Необходимым элементом правовой основы местного самоуправления является устав муниципальных образований, в котором на основе Федерального законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяется организация и форма осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальное, финансово-экономическая основы, а также содержатся положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Большой объём в правовой основе местного самоуправления занимают локальные акты. Сегодня они очень разрозненны, в силу чего их трудно применять, вот почему значительный интерес представляет предложение Е. Шугриной о создании муниципального Кодекса, который может распространяться по подписке и по официальной рассылке[23].
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является принцип государственных гарантий прав местного самоуправления. Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относится экономические, политические и специальные (собственно юридические) гарантии.
Политические гарантии местного самоуправления — это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления - правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, Уставы муниципальных образований и др.).
Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения; защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.[24]
Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
закрепляемое статьёй 12 Конституции Российской Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
конституционное положение о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путём референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.
Статья 131 Конституции РФ даёт основания полагать, что население (органа местного самоуправления) вправе самостоятельно решать вопросы о количественном составе представительных органов местного самоуправления, о количестве представителей (депутатов), работающих на постоянной основе.
Общие принципы организации и гарантии местного самоуправления, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами не могут быть ограничены какими-либо органами государственной власти. В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, ст. 133 Конституции РФ прямо устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается Конституцией Российской Федерации и законодательством РФ и субъектов федерации, в виде самостоятельных местных бюджетов; самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы; образовывать внебюджетные фонды; пользоваться кредитами на договорных началах; выпускать местные займы; получать дотации и субвенции из бюджета вышестоящего территориального уровня и ряда других.
Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, имеет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.
Законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении в РФ указывает на ряд конкретных случаев, когда защита прав местного самоуправления осуществляется в судебном порядке:
а) в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает в случае невыполнения решений органов местного самоуправления;
б) органы местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории и приостанавливать исполнение этих актов до принятия решения судом или арбитражным судом;
в) имущественные споры между органами местного самоуправления рассматриваются арбитражным судом;
г) органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать Устав муниципального образования.
Наконец, надо иметь в виду, что граждане вправе обратиться с иском в суд о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождении, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.
Федеральное законодательство по вопросам местного самоуправления Российской Федерации предусматривает дисциплинарную, а также административную ответственность в виде штрафа за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции
Конституция Российской Федерации, определяя Российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, в разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную в идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признаёт и гарантирует местное самоуправление в ст.ст. 3,12,130-133 и др.
Местное самоуправление — власть, которая должна быть максимально приближена к людям. Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепления иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законодательством и правовыми актами субъектов Федерации определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливают общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий, прав местного самоуправления закрепляется Российским законодательством, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту интересов местной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Европейская Хартия местного самоуправления // Финансы. 1993, №1
3. Декларация о принципах местного самоуправления в Российской Федерации // Народный депутат. 1993, №13.
4. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 11.04.1998г. №55-ФЗ // Российская газета.1998, 15 апр.
5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 15.06.2007г № 100-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2003, №40, с. 3822.
6. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997, № 126-ФЗ // СЗРФ, 1997, № 39
7. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993г. № 1760 (в ред. от 22.12.1993г. № 2265) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 01.11.1993, № 44, ст. 4188.
8. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. № 2265 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 27.12.1993, № 52.
9. Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1997г. (в ред. от 27.06.2000) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1997, № 26.
10. Конституционное право России: учеб./ Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007, 345с.
11. Муниципальное право. Учеб. пособие / Под ред. Чаннова С.Е. М.:2007. С. 79.
12. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. М., 2006. С. 18.
13. Лебедь А.Н., Шугрина Е.С. Понятие должностного лица органа местного самоуправления // Вестник ААЭП. Вып. 5 Барнаул, 2006.
14. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Т.1. М., 2001. С. 326-327.
15. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004. С. 296;
16. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., 2005. С.307;
17. Щербаков А. Бюджетные минусы Минусинска // Российская Федерация, 1997, № 5.
[1] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.:ИНФРА-М, 2004.
[2] Алексеев С.С. Государство и право. С.41.
[3] Муниципальное право. Учеб. пособие / Под ред. Чаннова С.Е. М.:2007. С. 81.
[4] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.:2006. С. 492-493.
[5] Муниципальное право. Учеб. пособие / Под ред. Чаннова С.Е. М.:2007. С. 79.
[6]1 Кутафин О. Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М. 1990, с.27-31.
[7] Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. М., 2006. С. 18.
[8] Данным пунктом предусматривается возможность отмены решения, принятого на референдуме, в судебном порядке.
[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998г. №17-П «По делу о проверке конституционности положений п.6 ст.4, подп. «а» п.3 и п.4 ст.13, п.3 ст.19, п.2 ст.58 Федерального закона от 19.09.1997г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ.1998, №25. С. 5469.
[10] Кармалицкий А. А. К вопросу о местной администрации как органе управления. // Вестник МГУ. Серия II. «Право». 1993, №3, с.25.
[11] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.:2006. С. 291.
[12] Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997г. №15-П «По делу о проверке конституционности п.1 ст.2 Федерального закона от 26.11.1996г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» // Собрание Законодательства от 10.11.1997г. №45. С. 5241.
[13] Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. М., 2006. С. 41 - 42.
[14] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.:2006. С. 302.
[15] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.:2006. С. 415.
[16] Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 249.
[17] Фадеев В. И. Муниципальное право России. М. Юрист. 1994, с.78.
[18] О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997, № 126-ФЗ // СЗРФ, 1997, № 39, ст. 64.
[19] Конституционное право России: учеб./ Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007. С. 491.
[20] Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2003. С.254-255.
[21] Собрание законодательства Российской федерации 1996, №8, с.743.
[22] Сборник актов Президента и Правительства РФ. 1993, №41,44,52; Васильев В. Чей монастырь того и устав? // Российская Федерация. 1994, №5, с. 17; Котенков А. Первый закон о власти. // Российская федерация. 1995, №20, с. 28; Пойдём вперёд или повернём вспять? // Российская Федерация. 1997, №22, с. 12.
[23] Шугрина Е. Муниципальный Кодекс. Почему он необходим. // Российская Федерация, 1996, № 12, с.44
[24] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.:2006. С. 636-637.