Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:12, контрольная работа
Важнейшей задачей нынешнего этапа развития российской государственности является претворение в жизнь конституционных принципов формирования и развития местного самоуправления, становление новой системы взаимоотношений федеральных, региональных и местных органов власти.
Введение
1. Особенности организации местного самоуправления…………………….4
2. Территориальная организация местного самоуправления………………12
3. Экономические основы местного самоуправления………………………17
4. Правовые основы местного самоуправления…………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….27 Список литературы……………………………………………………………28
2
ПЛАН
Введение
1. Особенности организации местного самоуправления…………………….4
2. Территориальная организация местного самоуправления………………12
3. Экономические основы местного самоуправления………………………17
4. Правовые основы местного самоуправления…………………………….23
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей нынешнего этапа развития российской государственности является претворение в жизнь конституционных принципов формирования и развития местного самоуправления, становление новой системы взаимоотношений федеральных, региональных и местных органов власти.
Местное самоуправление на протяжении вот уже нескольких лет подвергается пристальному вниманию со стороны многочисленных исследований, что связано с принятием в 1993 году новой Конституции РФ и необходимостью формирования нового уровня законодательства – регионального.
Развитие местной, муниципальной демократии, создание оптимальной и эффективной системы местного самоуправления — необходимое условие обретения Россией качеств правового демократического государства.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Местное самоуправление можно рассматривать и в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства, и в качестве одной из демократических основ системы управления Российской федерацией (ст. 3.12, гл. 8 Конституции РФ).
Местное самоуправление — глубоко демократический институт российской государственности. Конституция РФ 1993 г. выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности, определяя, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и несут ответственность перед населением и представляют собой не только сферу самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти.
В Послании Президента Федеральному Собранию в 2004 году прозвучало следующее: местное самоуправление — не только сфера самоорганизации населения, но и специфический уровень власти. Данная характеристика означает, что деятельность местного самоуправления и его органов имеет властный характер, т. е. сопряжено с применением в необходимых случаях принуждения, акты его органов обязательны для исполнения. Государственно-властная деятельность и осуществление местного самоуправления — это функционирование не антиподов, а родственных институтов.
Чтобы данная система работала чётко и слаженно, большое значение имеет правильный, отвечающий современному уровню страны, набор принципов построения и функционирования системы местной власти. Вот почему избранная тема исследования является чрезвычайно актуальной в современный период, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
1. Особенности организации местного самоуправления
Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и государственных интересов.
Отдельная глава Конституции полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации (гл.8). В данной главе устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия органов местного самоуправления. В ст. 130 Конституции констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Конституция прямо указывает такие полномочия местного самоуправления, как:
1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;
2) формирование, утверждение и использование местного бюджета;
3) установление местных налогов и сборов;
4) осуществление охраны общественного порядка.
Наряду с термином «полномочия» в отечественном законодательстве употребляется категория «компетенция». Понятие «компетенция» произошло от лат. сompetio – «добиваюсь, соответствую, подхожу»- совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).[1]
Компетенция – это содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или его должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.[2]
Ведущим принципом определения полномочий в системе местного самоуправления определён многоуровневый подход. При этом Федеральным Законом «О местном самоуправлении» 2003 года определены сферы:
исключительной компетенции органов местного самоуправления (перечень собственных полномочий органов местного самоуправления указывается в ст.17 указанного Закона);
совместной компетенции с другими органами местной и государственной власти;
делегированные полномочия (отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств – ст.132 Конституции РФ, гл.4 Закона «О местном самоуправлении» 2003года).
В свою очередь собственные полномочия органов местного самоуправления условно можно разделить на 2 блока:[3]
1) полномочия по решению вопросов организации органов местного самоуправления (формирования указанных органов, территориальной организации и др.);
2) полномочия по решению вопросов местного значения.
Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, подразделяют на:
1) полномочия общего характера (определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления);
2) полномочия конкретного характера (всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления).[4]
Вопрос о полномочиях органов местного самоуправления чрезвычайно важен, требует глубокого теоретического и практического изучения и эффективного законодательного регулирования.
Полномочия местного самоуправления можно определить как закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности на территории муниципальных образований.[5]
Первым составным элементом компетенции органов местного самоуправления являются предметы его ведения. Следует отметить, что термин «предметы ведения» законодательно закрепляется в настоящее время лишь для органов государственной власти. В отношении органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст.130) применена другая конструкция. Сферы общественных отношений, в которых органы местного самоуправления имеют властные полномочия, определяются как «вопросы местного значения».
Предметы ведения более стабильный элемент в понятии компетенции администрации. Речь идёт, прежде всего, о различных сторонах (областях) местной жизни, вопросах местного значения, а также об отдельных вопросах государственного значения, переданных органам местного самоуправления в силу ст. 132 Конституции Российской Федерации. В Законе о местном самоуправлении 2003г. определено, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Это поможет исправить ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.
Вторым элементом являются властные полномочия — главное содержание компетенции органов местного самоуправления, элемент более динамичный в этом понятии. Реализуя их органы местного самоуправления управляют территорией округа в соответствии с программами, определёнными представительным органом или сходом граждан. Таким образом, полномочия — главное юридическое средство, с помощью которого администрация выполняет функции органа местного самоуправления; пределы возможностей органа в той или иной сфере общественных отношений.
Наличие у органов местного самоуправления полномочий на совершение определённого вида местных действий и есть самый существенный признак их юридической компетенции в данных общественных отношениях.
Содержание понятия о полномочиях органов местного самоуправления не исчерпывается такими компонентами, как предметы ведения и властные полномочия. Требует характеристики ещё один элемент компетенции — это обязанности органов местного самоуправления.
Большинство прав органов местного самоуправления как и органов государства, в отличие от прав граждан, является одновременно и их обязанностями. Осуществление органом своих полномочий является его обязанностью перед местным сообществом, а в отдельных случаях — перед органами государственной власти.
Иногда полномочия органов рассматриваются как единство прав и обязанностей. Понимание права как обязанности по сути дела означает, что одно и то же действие органа по отношению к одним субъектам выступает в качестве права, по отношению к другим субъектам (местному сообществу) в качестве обязанности.
Вопрос о полномочиях органов системы местного самоуправления является одним из самых важных и, в то же время, самых трудноразрешимых вопросов.
«Полномочия главы местной администрации закреплены как его собственная компетенция и, следовательно, обозначена его личная ответственность за её осуществление, за принятие соответствующих постановлений».[6]
Организационные основы местного самоуправления – это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.[7]
На организационную структуру влияют многие факторы, в том числе: кадры, их квалификация и компетентность, стиль управленческой деятельности и техническое оснащение, объём циркулирующей информации, организация труда и психологический климат, характер взаимосвязей между подразделениями местной администрации. Однако главным структурообразующим фактором являются функции органа. Структура должна быть максимально приближена к тем функциям и полномочиям, которые возложены на местную администрацию. Сопоставление же предметов ведения и исполнительного аппарата, закреплённых в Законе «О местном самоуправлении в Российской Федерации» с его структурой свидетельствуют о том, что ряд важных сфер деятельности многих местных администраций не обеспечен соответствующей организационной структурой. И, прежде всего, следует отметить отрасли, связанные с обслуживанием населения: медицинским, торговым, бытовым, транспортным.
Кроме штатного исполнительного аппарата при главе местной администрации могут создаваться совещательные общественные органы (коллегии, Советы). Коллегия создаётся в целях всестороннего предварительного обсуждения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию местной администрации. Состав и порядок деятельности коллегии закрепляется в регламенте местной администрации.
Для координации территориального, производственного и общественного самоуправления при главе местной администрации целесообразно создавать: Совет директоров, Совет предпринимателей, Совет руководителей и координаторов политических партий, общественных движений и иных объединений граждан (Общественная палата).
Существенным недостатком существующих структур местных администраций, является чрезмерное дробление подотчётных им органов. Они, по сути дела, повторяют структуру центральных ведомств, только в минимальном варианте. А это порождает ведомственную обособленность, затрудняет комплексное развитие отраслей, ведёт к дублированию, лишним затратам сил и средств, приводит к нарушению единства целей и задач всего механизма управления.