Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:35, автореферат
Актуальность исследования проблем местного самоуправления в современной России заключается в том, что богатый постсоветский опыт его реформирования в силу своей противоречивости не увенчался становлением самостоятельной и эффективной местной власти. Громкие официальные декларации о необходимости формирования местного самоуправления как важнейшего института демократии и гражданского общества на практике сопровождаются усилением давления на него со стороны федеральной и региональной власти, встраиванием местного самоуправления в единую «вертикаль» государственного управления.
Анализ степени
Цель диссертационного исследования – на основе анализа тенденций, особенностей и противоречий в процессе организации и реформирования местного самоуправления в Российской Федерации, выявить причины, затруднившие этот процесс, сделавшие местное самоуправление малоэффективным в период 1993-2009 годов.
Для реализации поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
проанализировать и соотнести с реальной политикой в сфере местного уровня власти содержательные аспекты президентских посланий Федеральному собранию РФ, касающиеся местного самоуправления;
определить характер влияния политических реформ Б.Ельцина на становление местного самоуправления как политического института;
осуществить анализ инструментов и механизмов процесса встраивания местного самоуправления в «вертикаль власти" как основного вектора реформирования местного уровня власти в период президентства В.Путина;
на основе анализа нормативных документов по местному самоуправлению выявить противоречия, предопределившие результаты реформирования местной власти;
осуществить политологический анализ региональной модели местного самоуправления в Тамбовской области, в том числе, осуществить анализ практики реализации Федерального Закона № 131 – ФЗ в регионе;
изучить оценку населением реального функционирования института местного самоуправления в городе Тамбове.
Предмет исследования – процесс институционального регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.
Научная гипотеза исследования. Несмотря на концептуальные подходы к формированию местного самоуправления, озвученные в президентских посланиях Федеральному Собранию РФ, многочисленные нормативные документы, организующие деятельность местной власти, многолетняя практика реформирования местного самоуправления привела к весьма противоречивым итогам. Модели и процедуры местного самоуправления, фактически сложившиеся в период 1993-2009 г.г., мало соответствуют нормам, закрепленным в Основном законе страны. В результате встраивания местного самоуправления в систему государственного управления с помощью совокупности инструментов институционального регулирования фактически изменилось его функциональное назначение.
Характер и направленность становления российского местного самоуправления на современном этапе обусловлены решением принципиального вопроса, намереваемся ли мы в ходе модернизации сформировать местную власть в соответствии с тем, как она определена в Основном Законе страны, или же наша задача – легитимировать, в том числе при помощи науки, фактически достигнутый уровень общественной самоорганизации.
Методология исследования. Теоретико-методологическая база исследования обусловлена его объектом, предметом, характером, поставленных задач. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам местного самоуправления.
При написании работы
использовались разнообразные теоретико-
Использование системного
анализа позволило
В рамках исследования автор руководствуется и принципами теории самоорганизации систем, согласно которым системе нельзя жестко навязывать путь развития, необходимо уловить тенденции ее собственного развития.
На основе нормативного подхода был проведён детальный анализ законодательных и иных нормативных актов, регулирующих процесс становления и развития местного самоуправления в российских регионах.
В исследовании автором использовались методы прикладной социологии. Основными процедурами сбора данных явились телефонный опрос и анкетирование. Применялся также вторичный анализ данных, полученных ведущими исследовательскими центрами. Включая в работу данные социологических опросов, мы солидарны с позицией Дж. Брайса и Дж. Гэллапа, согласно которой управление должно осуществляться, регулироваться и корректироваться общественным мнением.41 Особенно это касается муниципального уровня власти, ближе всего расположенного к гражданам.
Источниковая база исследования. Выбор посланий российских президентов периода 1994-2009 годов в качестве официальных источников обусловлен тем, что в этих документах отражены наиболее важные общественные проблемы, требующие решения, формулируются цели и задачи на предстоящий год, подводятся итоги предыдущего года. Содержательные аспекты посланий, посвященные местному самоуправлению, определяют текущую политику государства в отношении местного уровня власти.
Законы и нормативные документы федерального уровня, а также нормативные акты регионального уровня (Тамбовской области) анализировались с целью выявления региональных особенностей организации местного самоуправления.
В работе широко использованы результаты социологических исследований аналитических центров федерального и регионального уровней, а также результаты социологического опроса жителей города Тамбова, проведенного непосредственно автором исследования.
В числе источников проведенного исследования - материалы международных, всероссийских и региональных научных конференций, доклады и тезисы выступлений, полезные с точки зрения сопоставления авторских мнений, позиций, научных суждений.
Научная новизна исследования. В рамках диссертационного исследования автором продемонстрирован новый ракурс исследования базовых противоречий, затруднивших политический процесс реформирования института местного самоуправления в современной России. В основе проведенного анализа - соотнесение концептуальных подходов к формированию местного уровня власти, озвученных в президентских посланиях Федеральному собранию РФ, с реальной практикой муниципальной реформы. В результате анализа автор фиксирует, что местное самоуправление, несмотря на диаметрально противоположное направление реформирования в 1990-х и 2000-х годах, сформировалось скорее как политический институт, нежели как институт гражданского общества.
Доказано, что нормативно закрепленные принципы перераспределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, формы административного контроля со стороны государства определяют встраивание местного самоуправления в вертикаль власти, делают условной разницу между государственной властью и местным самоуправлением. В исследовании раскрыты и проанализированы обстоятельства, определяющие включенность местного самоуправления в сферу государственного управления.
На основе анализа процесса реформирования местного самоуправления показано, что на современном этапе преобладает тенденция его унификации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Противоречивый характер
реформирования российского
2. Идея независимости и
3. Включенность местного
3. Различия региональных
политических процессов
4. Население страны так и не стало главным субъектом реформы местного самоуправления, несмотря на ее многолетнюю историю. Отсутствие главного субъекта местного самоуправления в качестве полноценного участника его формирования и функционирования можно оценивать в качестве важнейшей институциональной проблемы местного самоуправления в российских регионах.
Теоретическая значимость проведенного диссертационного исследования видится в определенном вкладе его результатов в общую теорию политического процесса, демократии, государства и права, политической культуры и политического участия. Выводы и обобщения диссертации способствуют развитию теории политического управления в ракурсе соответствия российского измерения местного самоуправления традиционным либеральным стандартам.
Практическая значимость диссертационной работы определяется результатами анализа совокупности инструментов давления на местное самоуправление, регулирования его деятельности и контроля, используемых государством (на примере Тамбовской области). Полученные результаты могут использоваться в практике муниципальных органов власти, быть основой элективных курсов, спецкурсов, базовых учебных курсов по политологии, политическим отношениям и процессам, политическому, государственному и муниципальному управлению для студентов, аспирантов, слушателей институтов повышения квалификации.
Апробация результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась аспирантом в процессе участия в работе «круглых столов», научно-методических семинаров, двух международных научно-практических конференций («Современные методики подготовки специалистов по связям с общественностью» 4-6 апреля 2007 г. Тамбов; «Политико-правовые основы предпринимательства в России», 2-3 июля 2007 г. Саратов), четырех всероссийских научно-практических конференций («Конституция. Выборы. Государство» 12-13 декабря 2006 г. Тамбов; «Избирательные процессы в современной России: теория и практика», 23-24 октября 2007 г. Саратов; «Управление и общество», 24 апреля 2009 г. Тамбов), трех межрегиональных научно-практических конференций («Роль общественных объединений в формировании институтов гражданского общества» 4 октября 2001г. Тамбов; «Гражданский форум: власть народа или народ и власть?» 17 октября 2002 г. Тамбов; «Повышение эффективности муниципального управления в условиях реформирования: опыт, проблемы, перспективы», 29 мая 2009 г. Тамбов), а также в процессе публичных выступлений, в деятельности администрации Тамбовской области, администрации г. Тамбова.
Теоретические положения выводы и результаты диссертационного исследования опубликованы в десяти научных публикациях общим объемом 4 п.л.
Информация о работе Местное самоуправление современной России