Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:26, реферат
Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Эти заглавные строки Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление 7
Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления 12
Финансовая основа местного самоуправления 16
Заключение 24
Приложение 26
Список использованной литературы 32
Очевидно, что в данном случае в большинстве муниципальных образований, особенно со слаборазвитой налоговой базой, местные бюджеты формируются в так называемом - «дотационном» режиме.
Дополнительной
причиной ухудшения финансового
положения муниципальных
Помимо
этого, в ряде других федеральных
законов к компетенции
Сложившаяся ситуация говорит о том, что власти не должны произвольно расширять перечень вопросов местного значения, а делать это согласовывая предложения с органами местного самоуправления.
Более обоснованно в данном случае применение на практике механизма наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, с передачей субвенций местным бюджетам на их осуществление из соответствующих вышестоящих бюджетов.
Вышеупомянутым
Федеральным законом № 199 уже
предусмотрено, что органы местного
самоуправления вправе устанавливать
за счет средств местных бюджетов
дополнительные меры социальной поддержки
для отдельных категорий
Социально-экономическое
развитие муниципальных образований
обеспечивается органами местного самоуправления
за счет не только финансовых ресурсов,
но и материальных средств. Положения
131-го ФЗ указывают на необходимость
принятия специального Федерального закона,
устанавливающего особенности возникновения,
осуществления и прекращения
права муниципальной
Однако наивно полагать, что эффективность управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования связаны лишь с наличием надлежащей нормативно-правовой базы и четким исполнением органами местного самоуправления соответствующего законодательства.
Повышение
эффективности использования
-
осуществления текущего и
-
обеспечения полной
- четкого определения порядка и прав пользования объектами муниципальной собственности в муниципальных правовых актах;
-
введения единого реестра
В
отличие от ранее действовавшего
законодательства в 131-м Федеральном
законе установлены исчерпывающие
виды имущества, которое может находиться
в муниципальной собственности.
В случае возникновения у муниципальных
образований права
Однако закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса.
Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают также в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности. Например, не предусмотренного муниципального имущества для решения такого вопроса, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Значительно
замедлило и затруднило процесс
передачи имущества в собственность
поселений и муниципальных
Сегодня
в законодательстве не предусмотрен
правовой механизм создания совместной
долевой собственности
Кроме того, требует уточнения порядок разрешения споров между органами власти всех уровней о безвозмездной передаче имущества, в том числе согласительные процедуры между ними в целях урегулирования указанных вопросов.
В связи с необходимостью обязательной приватизации муниципального имущества возникает серьезная проблема сохранения за предприятиями малого и среднего бизнеса - особенно низкорентабельной социальной сферы зданий и помещений, арендуемых у муниципальных образований. Данные предприятия не располагают достаточными финансовыми ресурсами для участия на общих условиях в приватизации муниципального имущества, что может негативно отразиться на их производственной деятельности и обеспечении занятости работников и более того, вызвать обоснованное возмущение населения в связи с сокращением объема предоставляемых услуг или ростом цен на них.
Наибольшими проблемами муниципального хозяйствования является жилищно-коммунальное хозяйство, бремя содержания которого в полном объеме возложено на органы местного самоуправления. Основной задачей реформы ЖКХ является не поиск дополнительных средств на финансирование отрасли, а в создании стимулов у предприятий ЖКХ, поставщиков тепла и энергии по улучшению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в целях предоставления качественных услуг населению.
Однако
проведение любой реформы невозможно
до тех пор, пока сами граждане не начнут
контролировать качество предоставляемых
услуг и самостоятельно определять
направления их финансирования и
порядок оплаты. В связи с этим
важно, чтобы функции заказчика
ЖКУ были переданы от дирекций единого
заказчика непосредственно
Анализируя сказанное, нельзя также не отметить и те проблемы, которые возникают при формировании бюджета и по вине самих муниципальных образований. Например, льготы, предоставляемые по аренде земли. Здесь необходимо инвентаризировать тех льготников, которые имеют эти льготы и реально оценить целесообразность их предоставления, а также может быть, и передать функции контроля над правильностью использования земли, исчислением и оплатой соответствующего налога.
Не
менее важна полнота учета
налогоплательщиков. Для муниципальных
образований очень важно
Также необходимо законодательно урегулировать вопросы по налогообложению имущества в случае не соблюдения норм и правил, сроков строительства, так как значительные объемы недостроя или длительного строительства не обременяются налогом.
Учитывая
роль и место местного самоуправления
в решении вопросов перехода России
к устойчивому развитию и повышению
конкурентоспособности страны, становление
и развитие местного самоуправления
должно стать одной из приоритетных
задач государственного строительства.
Процесс должен осуществляться в
рамках специальной
Условием
развития местного самоуправления является
наличие общей стратегии
Роль государства в становлении и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти.
Усиление
роли государства в отношении
муниципальных образований
Необходим
переход от эпизодических мер
государственной поддержки
Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного самоуправления (как политического института) к государственной политике в отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).
Наиболее
«узким» местом государственного строительства
остаются вопросы взаимодействия органов
государственной власти и местного
самоуправления. Поэтому основная стратегическая
задача - сделать все возможное, чтобы
вступивший в силу 131-й ФЗ «заработал»,
чтобы оптимальная система
Но
сегодня приходится констатировать,
что реформа местного самоуправления
практически не принесла положительных
результатов. И прежде всего это
связано с многочисленными
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления