Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:26, реферат
Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Эти заглавные строки Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление 7
Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления 12
Финансовая основа местного самоуправления 16
Заключение 24
Приложение 26
Список использованной литературы 32
Таким образом, для современной России необходима система органов местного самоуправления, самостоятельная в области экономики, и если это произойдет, то тогда смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции.
Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.
Принцип
ответственности органов и
1.
Эффективность обеспечения
2.
Учет и защиту интересов
3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Еще
одним признаком
В
Уставах муниципальных
Правовые,
территориальные, организационные
основы местного самоуправления
Термин «основы местного самоуправления» является новым для российского государствоведения. Это понятие введено в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.
Основополагающие
начала деятельности населения по осуществлению
местного самоуправления закрепляются
в Конституции РФ, федеральных
законах, законах субъектов РФ, иных
нормативных актах. Основы местного
самоуправления определяются как совокупность
правовых норм, содержащихся в Конституции
РФ, федеральных законах и
Во-первых,
в данном определении предполагается,
что принципы могут быть установлены
только на федеральном уровне. Это
вытекает из статьи 72 Конституции РФ,
в соответствии с которой вопросы
местного самоуправления относятся
к совместному ведению
Во-вторых, основы местного самоуправления могут определяться только законами.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения как института в общей системе управления.
Но
главное место в системе
Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.
Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Соблюдение
принципа соподчинения нормативных
правовых актов, регулирующих отношения
в системе местного самоуправления
является одним из главных условий,
обеспечивающих нормальное управление
процессом становления и
Теперь о территориальной основе местного самоуправления.
В п.1 ст.131 Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, то есть вводится как основной поселенческий принцип территориальной организации самоуправления. Хотя он не исключает осуществления самоуправления в границах иных территорий.
131-й
Федеральный закон ввел такие
территориальные понятия для
всей Российской Федерации,
Говоря
о правовой основе местного самоуправления,
следует отметить, что в соответствии
со статьей 3 Конституции Российской
Федерации народ осуществляет свою
власть непосредственно через органы
государственной власти и органы
местного самоуправления. То есть закрепляется
две основные группы форм реализации
народом своего суверенного полновластия:
формы непосредственного
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняет положения Конституции РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В отдельную группу форм ряд авторов выделяет территориальное общественное самоуправление. Хотя эти органы представляют собой фактически опосредованное участие населения, более правильным представляется подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении.
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Финансово-экономической
основой местного самоуправления служит
муниципальная собственность
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной, но эти две формы однотипны по своему содержанию и целевому назначению. Обе они являются публичными формами собственности.
Правовое
регулирование муниципальной
Для
развития современной России особое
значение местного самоуправления связано
с тем, что оно является одной
из основ конституционного строя
России, а органы местного самоуправления
- органами публичной власти. В этой
связи принятие 131-го Федерального закона
«Об общих принципах
Вместе с тем видно, что, несмотря на дополнительно принимаемые новые законы и пакеты нормативных актов в целях реализации главного для муниципалов закона, не позволяют говорить о качественном его исполнении. Главной причиной по-прежнему остается необеспеченность органов местного самоуправления финансово-бюджетными средствами для исполнения возложенных полномочий.
Так,
основной целью деятельности органов
местного самоуправления является решение
вопросов по удовлетворению бытовых, социальных,
образовательных, медицинских и
иных жизненных потребностей населения
муниципальных образований. Для
этого в распоряжение муниципальных
образований передаются финансовые
и местные ресурсы, за счет которых
местные органы публичной власти
организуют предоставление населению
соответствующих услуг и
Реализация
полномочий органов местного самоуправления
также зависит от того, насколько
эффектно используются имеющиеся в
распоряжении ресурсы. Для этого
органы местного самоуправления должны
обеспечить комплексное развитие основных
отраслей муниципального хозяйства, частного
сектора производства и потребления,
а также социальной сферы. Для
выполнения приоритетных задач и
направлений социально-
Надо
признать, что у органов местного
самоуправления не хватает финансовых
ресурсов для формирования и реализации
планов и программ социально-экономического
развития муниципальных образований,
осуществления капитальных
Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, низкособираемы, социально значимы и пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов. Наиболее весомыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов остаются отчисления от налога на доходы физических лиц, которых, тем не менее, недостаточно.
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления