Конституционные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Эти заглавные строки Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление 7
Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления 12
Финансовая основа местного самоуправления 16
Заключение 24
Приложение 26
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы местного самоуправления.docx

— 52.79 Кб (Скачать)
Институт  управления при Президенте РС (Я)
РЕФЕРАТ
На  тему:

Конституционные основы местного самоуправления

 
 
Выполнила: Студентка МУ Ефимова О.В.

Якутск 2011

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление 7

Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления 12

Финансовая  основа местного самоуправления 16

Заключение 24

Приложение 26

Список  использованной литературы 32 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Местное самоуправление составляет одну из основ  Конституционного строя РФ. Эти заглавные  строки Федерального закона № 131 «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации.

     Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное  значение. Муниципальные органы сегодня  не только решают самые насущные жизненные  проблемы людей, они являются важнейшим  слагаемым в деле формирования гражданского общества в современной России, составляют одну из основ демократического строя.

     Однако  не стоит забывать, что основным моментом становления современной  модели организации местного самоуправления стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года действующей Конституции  Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти // Глава 8, ст. 12 главы 1 Конституции РФ.

     С этого момента начался поворотный этап в становлении и развитии местного самоуправления в России.

     Правда, впервые закрепленное в конституционной  практике российского государства  положение о том, что местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти, относительно. Государство  устанавливает юридические рамки  такой самостоятельности, законодательно определяет пределы полномочий местного самоуправления, его место во взаимоотношениях государства - общества - личности.

     Нельзя  говорить и об абсолютной обособленности и тем более оторванности органов  местного самоуправления от органов  государственной власти. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми  актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления могут  наделяться законами отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна  государству. 

     131-ый  Федеральный закон. Глава 8. 

     Статья 130 

     1. Местное самоуправление в Российской  Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью.

     2. Местное самоуправление осуществляется  гражданами путем референдума,  выборов, других форм прямого  волеизъявления, через выборные  и другие органы местного самоуправления. 

     Статья 131 

     1. Местное самоуправление  осуществляется в городских, сельских  поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных  местных традиций. Структура органов  местного самоуправления определяется  населением самостоятельно.

     2. Изменение границ  территорий, в которых осуществляется  местное самоуправление, допускается  с учетом мнения населения  соответствующих территорий. 

     Статья 132 

     1. Органы местного  самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения.

     2. Органы местного  самоуправления могут наделяться  законом отдельными государственными  полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству. 

     Статья 133 

     Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

      

     Исследование  этих и других факторов делают выбранную  тему «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» актуальной для исследования в рамках изучения курса «Конституционное право  РФ».

     Цель  настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы, научные  источники, оперативную информацию раскрыть понятие и сущность российского  местного самоуправления, выявить его  характерные черты и особенности. Значительное внимание уделить конституционным  основам взаимоотношений органов  государственной власти и местного самоуправления, полномочиям местного самоуправления, роли местного самоуправления в осуществлении народовластия.

 

     

Местное самоуправление: понятие, конституционное  закрепление

 

     В демократическом государстве, таком  как Россия, разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную  и местную власть.

     В федеративном государстве, которым  является Российская Федерация, такое  разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъекты федерации) и местная власть.

     Наличие местных органов власти обусловливается  тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы. Единообразный централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении «местных дел».

     Согласно  ст. 3 Европейской хартии о местном  самоуправлении  принимается:

     1. Под местным  самоуправлением понимается право  и реальная способность органов  местного самоуправления регламентировать  значительную часть публичных  дел и управлять ею, действуя  в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения.

     2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом. 

     Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 15, ст. 1695).

     Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года.

     Концептуальные  основы построения существующей и развивающейся  системы местного самоуправления в  России, такие, как самостоятельная  форма осуществления власти народа, экономическая основа местного самоуправления, муниципальная собственность наряду с другими формами собственности, заложены в Конституции Российской Федерации.

     Местное самоуправление относится к основам  конституционного строя, что означает невозможность его упразднения  путем принятия поправок к Конституции  РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения  главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием.

     По  своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный  конституционно-правовой статус. В  соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе  народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

     Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между государством и обществом. Именно здесь этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов общества и государства.

     Важным  моментом в организации местного самоуправления в России является закрепление  в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

     В настоящее время в России еще  происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс, при функционировании современной  модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие  признаки:

     - на современном этапе развития  российского государства осуществляется  переход от общегосударственной  собственности к многообразию  форм собственности, включая и  муниципальную, требующий регулирования экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей у местной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

     - в России производство долгое  время было представлено крупными  предприятиями, оказывавшими значительное  влияние на жизнедеятельность  городов, тогда как влияние  городов на крупные производства  было и остается сведено к  минимуму; более того, процесс приватизации  этих предприятий без участия  местных властей привел к тяжелым  последствиям;

     - в России осуществляется и  по сей день не завершена  экономическая реформа, чья особенность  состоит в том, что процесс  разгосударствления и децентрализация  производства не сопровождается  существенными изменениями в  налоговой и финансовой сферах  государства; здесь обязательной  задачей является перераспределение  налогов по уровням в зависимости  от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;

     - развитие регионов и отдельных  территорий в России происходит  неравномерно; различные условия  для хозяйственной жизни, различный  уровень развития доходной части  местных бюджетов требует наличия  механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления