Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:40, доклад
Во-первых, исходя из конституционного принципа о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и заключенных РФ международных договоров над внутренним правом, к важнейшим источникам муниципального права РФ относится Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.
Источники муниципального права России
Во-первых, исходя из конституционного принципа о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и заключенных РФ международных договоров над внутренним правом, к важнейшим источникам муниципального права РФ относится Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.
Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.
К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.
Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.
Однако особое значение имеют положения статей 12. 130, 131, 132 и 133.
Как известно, каждая отрасль права имеет свой (или свои) главный правовой источник (в гражданском праве - ГК РФ, в уголовном праве - УК РФ и т.д.).
Конституция РФ является главным источником конституционного права. Однако, содержащиеся в ней нормы, составляют основу, базу для всех отраслей права. Но это вовсе не значит, что Конституция - главный источник всех и любой из отраслей права. В противном случае вряд ли можно было бы говорить о конституционном праве как самостоятельной отрасли права. Отсюда и для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не ее главным источником’.
Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.
Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95 № 154 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ.
Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.
По своей форме
и содержанию данный закон носит
рамочный характер. Этим законом федеральный
законодатель определил основы местного
самоуправления в РФ, закрепил общие
принципы организации и деятельности
муниципальных образований в
нашей стране.
Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:
”Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”,
”О милиции” и другие.
К источникам муниципального права федерального уровня относятся также: 1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и действующие в настоящее время (например. от 11.06,97 № 568 “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ”; и др.);
2) нормативные постановления
палат Федерального Собрания
РФ по вопросам местного
3) постановления
Правительства РФ, содержащие нормы
муниципального права (
4) постановления
и другие акты
Ко второму уровню
источников муниципального права относятся
нормативные правовые акты субъектов
РФ, содержащие нормы муниципального
права. Это: конституции и уставы
субъектов РФ, законы субъектов РФ
о местном самоуправлении, о выборах
депутатов представительных органов
местного самоуправления, глав муниципальных
образований, о муниципальной службе
и другие. Главное требование к
этой группе нормативно-правовых актов
состоит в том, чтобы они не
противоречили Конституции РФ ( федеральным
законам в части, касающейся общих принципов
организации и деятельности местного
самоуправления в РФ.
Наконец, к третьему
уровню источников муниципального права
относятся локальные (местные) нормативные
правовые акты, содержащие нормы муниципального
права. Речь идет о нормативных установлениях,
прямо регулирующих общественные отношения
на локальном уровне в сфере местного
самоуправления и исходящие, прежде
всего, от самих муниципальных
Статья 130
1.
Местное самоуправление
в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное
решение населением
вопросов местного
значения, владение,
пользование и
распоряжение муниципальной
собственностью.
2.
Местное самоуправление
осуществляется гражданами
путем референдума,
выборов, других
форм прямого волеизъявления,
через выборные
и другие органы
местного самоуправления.
Статья 131
1.
Местное самоуправление
осуществляется в
городских, сельских
поселениях и на
других территориях
с учетом исторических
и иных местных
традиций. Структура
органов местного
самоуправления определяется
населением самостоятельно.
2.
Изменение границ
территорий, в которых
осуществляется местное
самоуправление, допускается
с учетом мнения
населения соответствующих
территорий.
Статья 132
1.
Органы местного
самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной
собственностью, формируют,
утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают
местные налоги
и сборы, осуществляют
охрану общественного
порядка, а также
решают иные вопросы
местного значения.
2.
Органы местного
самоуправления могут
наделяться законом
отдельными государственными
полномочиями с
передачей необходимых
для их осуществления
материальных и
финансовых средств.
Реализация переданных
полномочий подконтрольна
государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Правовая
основа местного самоуправления
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:
Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;
конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.
Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).
При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую
информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.
Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.
3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Конституция Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133), а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46. 68 Конституции Российской Федерации. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:
• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
• органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью
• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
• структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;