Источники муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

В России все более укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Источники муниципального права.docx

— 38.36 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

В России все более укрепляются  основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение  полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной  и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение  ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных  полномочий.

Законодательством Российской Федерации уже созданы правовые условия для реализации различных  форм вовлечения органов местного самоуправления и жителей муниципальных образований  в деятельность органов власти. Сегодня  жителям муниципальных образований  можно открыто проводить собрания, конференции (собрания депутатов), руководителям  органов местного самоуправления - встречаться с общественностью, проводить публичные слушания, жителям - требовать управленческого консультирования и проведение публичных консультаций, участвовать в проведении общественных экспертиз проектов решений органов  власти, переговоров, участвовать в  посредничестве при решении споров между предпринимателями и наемными работниками.

Современная Россия немыслима  без самоуправления регионов, поэтому  знание муниципального права и его источников имеет важное значение.

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение действующих в настоящее время источников муниципального права, а также исследование структуры источников.

Законодательные, нормативные  документы, а также труды ученых в сфере муниципального права являются теоретической и методологической основой написания данной контрольной работы.

 

  1. Понятие и классификация источников права

Когда об источниках права  говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин «источник  права в юридическом смысле». Таким путем это понятие отграничивается  от понятия «источник права в  материальном смысле», под которым  понимаются материальные источники  формирования права, т. е. условия жизни  людей и общества. Формы выражения  нормативной государственной воли - это и есть внешняя форма права  в юридическом значении термина. Форма права показывает, каким  способом государство создает, фиксирует  ту или иную правовую норму и в  каком виде (реальном образе) эта  норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. В качестве формы, выполняющей такие функции, выступают нормативные правовые акты – акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, применяющие или отменяющие правила общего характера (5). Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеют юридического (общеобязательного) значения.

Данные представления  могут быть использованы и применительно  к источникам муниципального права. 

Источники муниципального права  можно классифицировать по двум основаниям: по субъектам правотворчества и  по сферам правового регулирования. В зависимости от субъектов, устанавливающих  нормы муниципального права, выделяют следующие группы: 

1. Международно-правовые  источники; 
2. Федеральное законодательство; 
3. Нормативные акты субъектов РФ; 
4. Нормативные акты муниципальных образований (4).

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической  силе (уровень юридической силы правового  акта зависит от вида акта, его места  в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются  (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

 

2. Международно-правовые  источники

Уступая по юридической силе Конституции РФ (только она непосредственно  воплощает государственный суверенитет  России), а следовательно, и законам РФ о поправках к Конституции РФ, международные договоры обладают приоритетом по отношению к иным актам российского законодательства. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Для отечественного местного самоуправления основополагающим международным  актом является Европейская хартия местного самоуправления. Существует точка зрения, согласно которой Хартия по юридической силе выше Конституции  РФ (9).

Совет Европы, признавая  роль местных сообществ в развитии демократии, создал в 1957 г. Постоянную конференцию местных и региональных властей европейских стран (с  июня 1994 г. - Конгресс местных и региональных властей Европы). Конференция в 1968 г. выступила с предложением принять  в целях защиты и усиления самостоятельности  местных властей Декларацию принципов  местного самоуправления. Инициативу поддержала парламентская Ассамблея  Совета Европы, и такая Декларация была принята. Постоянная конференция  вынесла на рассмотрение Комитета министров Совета Европы подготовленный на основе Декларации проект Европейской хартии местного самоуправления. В окончательном виде Хартия была принята Комитетом министров в июне 1985 г. в форме конвенции и открыта к подписанию 15 октября того же года. В этот день Хартию подписали Австрия, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Португалия, Испания. В последующем к ним присоединились другие европейские страны. 28 февраля 1998 г. министр иностранных дел РФ подписал от имени Российской Федерации Европейскую хартию местного самоуправления. 11 апреля 1998 г. Президент РФ подписал Федеральный закон о ратификации Хартии (10).

Европейская хартия местного самоуправления содержит принципиальные положения об организации местного самоуправления. Ряд из них странами, ратифицировавшими Хартию, обязательно  должны вводиться во внутреннее законодательство. Среди названных положений:

признание и, по возможности, закрепление в конституции государства  принципа местного самоуправления (ст. 2);

определение местного самоуправления как права и реальной способности  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел  и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения. Данное право реализуется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего  голосования. Советы или собрания могут  иметь подотчетные им исполнительные органы. Согласно ст. 3 «это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом»;

указание на то, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или  законом, что не исключает предоставления органам местного самоуправления иных полномочий для выполнения конкретных задач. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Статус местных выборных лиц также должен обеспечивать свободное осуществление их мандата. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными (п. п. 1, 2 и 4 ст. 4, п. 1 ст. 7);

допущение изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, только с  учетом мнения населения соответствующих  территорий, в том числе путем  проведения референдума там, где  это допускается законом (ст. 5);

увязывание административного  контроля за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, целями обеспечения законности и конституционных принципов. Административный контроль может включать контроль целесообразности, но в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления (п. 2 ст. 8);

закрепление права органов  местного самоуправления в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом. По меньшей мере, часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом (п. п. 1 - 3 ст. 9);

закрепление права органов  местного самоуправления при осуществлении  своих полномочий в рамках закона сотрудничать и вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес (п. 1 ст. 10);

закрепление права органов  местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции  или внутреннем законодательстве принципов  местного самоуправления (ст. 11) (6).

Таким образом, исходя из конституционного принципа о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и заключенных РФ международных договоров над внутренним правом, к важнейшим источникам муниципального права РФ относится Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

 

3. Источники муниципального права на федеральном уровне

Внутрироссийская система  источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных  уровня нормативно-правовых актов, основной из которых – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция.

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации  закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция  РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции  устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для  всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также  государственные гарантии осуществления  местного самоуправления.  Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции  РФ.

Гл. 8 Конституции РФ полностью  посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления  местного самоуправления, территориальные  основы местного самоуправления, основные полномочия его органов (14).

После Конституции, второе место  занимают Федеральные законы Российской Федерации, в которых содержатся нормы, регулирующие местное самоуправление.

Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.

В Федеральном законе о  местном самоуправлении 2003 г. значительно  изменена концепция местного самоуправления. В наибольшей степени претерпели изменения территориальные основы местного самоуправления. Так, например, Федеральный Закон о местном  самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую  модель местного самоуправления, кроме  того, не допускал различий между муниципальными образованиями и не дифференцировал  их полномочий. Федеральный Закон  о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает  необходимость создания пяти видов  муниципальных образований: городских  и сельских поселений, муниципальных  районов, городских округов, внутригородских  территорий городов федерального значения. При этом территории городских и  сельских поселений входят в состав территорий муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление.

В результате реформы вместо примерно 12000 муниципальных образований, сформированных в соответствии с  Федеральным Законом о местном  самоуправлении 1995 г., их возникло около 24000.

Особенность Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. заключается  и в том, что каждый из видов  муниципальных образований призван  решать присущие только ему вопросы  местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают  с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое  нововведение является положительным  фактором. Оно призвано исправить  существующую в настоящее время  ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город  и поселение с числом жителей  в несколько сотен человек  обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических  потенциалов.

Важным является также  то, что различные муниципальные  образования будут иметь разные доходные источники, определяемые в  зависимости от их потребностей. Это  полностью соответствует принципу проводимой административной реформы: «деньги следуют за полномочиями». 

Информация о работе Источники муниципального права