Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:31, контрольная работа
В России все более укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.
ВВЕДЕНИЕ
В России все более укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.
Законодательством Российской
Федерации уже созданы правовые
условия для реализации различных
форм вовлечения органов местного самоуправления
и жителей муниципальных
Современная Россия немыслима без самоуправления регионов, поэтому знание муниципального права и его источников имеет важное значение.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение действующих в настоящее время источников муниципального права, а также исследование структуры источников.
Законодательные, нормативные документы, а также труды ученых в сфере муниципального права являются теоретической и методологической основой написания данной контрольной работы.
Когда об источниках права
говорят как о форме правовых
актов, то обычно используют термин «источник
права в юридическом смысле».
Таким путем это понятие
Данные представления могут быть использованы и применительно к источникам муниципального права.
Источники муниципального права
можно классифицировать по двум основаниям:
по субъектам правотворчества и
по сферам правового регулирования.
В зависимости от субъектов, устанавливающих
нормы муниципального права, выделяют
следующие группы:
1. Международно-правовые
источники;
2. Федеральное законодательство;
3. Нормативные акты субъектов РФ;
4. Нормативные акты муниципальных образований
(4).
Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.
2. Международно-правовые источники
Уступая по юридической силе
Конституции РФ (только она непосредственно
воплощает государственный
Для отечественного местного самоуправления основополагающим международным актом является Европейская хартия местного самоуправления. Существует точка зрения, согласно которой Хартия по юридической силе выше Конституции РФ (9).
Совет Европы, признавая
роль местных сообществ в развитии
демократии, создал в 1957 г. Постоянную
конференцию местных и
Европейская хартия местного самоуправления содержит принципиальные положения об организации местного самоуправления. Ряд из них странами, ратифицировавшими Хартию, обязательно должны вводиться во внутреннее законодательство. Среди названных положений:
признание и, по возможности,
закрепление в конституции
определение местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Данное право реализуется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Согласно ст. 3 «это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом»;
указание на то, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом, что не исключает предоставления органам местного самоуправления иных полномочий для выполнения конкретных задач. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Статус местных выборных лиц также должен обеспечивать свободное осуществление их мандата. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными (п. п. 1, 2 и 4 ст. 4, п. 1 ст. 7);
допущение изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом (ст. 5);
увязывание административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, целями обеспечения законности и конституционных принципов. Административный контроль может включать контроль целесообразности, но в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления (п. 2 ст. 8);
закрепление права органов местного самоуправления в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом. По меньшей мере, часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом (п. п. 1 - 3 ст. 9);
закрепление права органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в рамках закона сотрудничать и вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес (п. 1 ст. 10);
закрепление права органов
местного самоуправления на судебную
защиту для обеспечения свободного
осуществления ими своих
Таким образом, исходя из конституционного принципа о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и заключенных РФ международных договоров над внутренним правом, к важнейшим источникам муниципального права РФ относится Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.
3. Источники муниципального права на федеральном уровне
Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов, основной из которых – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция.
Конституционные основы местного
самоуправления в Российской Федерации
закреплены в Конституции РФ. Ее
принятие в 1993 г. положило начало новому
периоду развития местного самоуправления
в Российской Федерации. Конституция
РФ 1993 г. закрепила местное
Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ.
Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов (14).
После Конституции, второе место занимают Федеральные законы Российской Федерации, в которых содержатся нормы, регулирующие местное самоуправление.
Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.
В Федеральном законе о
местном самоуправлении 2003 г. значительно
изменена концепция местного самоуправления.
В наибольшей степени претерпели
изменения территориальные
В результате реформы вместо примерно 12000 муниципальных образований, сформированных в соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 1995 г., их возникло около 24000.
Особенность Федерального Закона
о местном самоуправлении 2003 г. заключается
и в том, что каждый из видов
муниципальных образований
Важным является также
то, что различные муниципальные
образования будут иметь разные
доходные источники, определяемые в
зависимости от их потребностей. Это
полностью соответствует