Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа
изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..……….1
1. Общие понятия о коммуникации и информации………………………...…6
1.1. Определение и признаки информации……………………………….6
1.2. Определение и признаки коммуникации……………………………9
2. Сущность и значение информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления……………………….14
3. Перспективы и тенденции развития информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления….……………21
Заключение………………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………
Информационные ресурсы
Коммуникативная система — относительно
самостоятельный элемент
С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:
Среди изобилия разновидностей коммуникационных технологий явным лидером за последние годы стал Internet. Он стал ведущим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Internet носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытесняет всех конкурентов. Международная компьютерная сеть Internet сегодня представляет собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к населению. С точки зрения западных и некоторых отечественных экспертов, Internet станет в ближайшие несколько лет главным средством обеспечения открытости власти для широкой публики, что, разумеется, следует учитывать в практической деятельности. Однако использование локальных и глобальных информационных сетей добавило в словарь специалистов новый термин - «компьютерная безопасность». Вопрос защиты данных в глобальных компьютерных сетях требует особой и тщательной проработки, особенно если это касается внедрения Internet в органы государственного и муниципального управления. Этот вопрос также имеет политический компонент, так как напрямую связан с национальной безопасностью - информация является ценнейшим ресурсом государства.
В кремлевской резиденции президента страны уже несколько лет действует ситуационный центр, основная задача которого - оперативное и опережающее информационное обеспечение главы государства о положении в стране и в мире. Президент и службы его помощников используют центр для анализа наиболее важных проблем и принятия оперативных решений. Новая структура является уникальной локальной сетью с подключением к ней внешних источников информации, позволяет моделировать ситуации и вырабатывать управленческие решения главы государства.
Таким образом, наличие развитой информационной инфраструктуры, соединяющей все уровни органов государственного и муниципального управления, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации, современных технологий получения и обработки данных, их анализа и моделирования является условием и показателем эффективности государственного и муниципального управления.
Итак, информация и коммуникация в управлении государством - это не только актуальная теоретическая проблема. Современные научные принципы и приемы позволяют внедрять новые информационные подходы и модели управления во все его виды, и прежде всего в государственное и муниципальное управление. Применение на практике современных информационных и коммуникационных технологий способствует повышению оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процессов государственного и муниципального управления, являясь их неотъемлемой функцией и одним из действенных средств.
Глава 3. Внедрение информационно-
Информационная система
Данная глава посвящена
Российский опыт и оценки эффективности развития ИКТ в различных отраслях государственного управления представлены описанием формирования единой методологии государственного статистического наблюдения за их производством и использованием, а также информацией о первых программах мониторинга, осуществляемых двумя аналитическими агентствами: CNews Analytics (Москва)4 и Институтом развития свободы информации (Санкт-Петербург)5.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Основные черты современных Информационных технологий:
На сегодняшний день все ведущие страны уже определили свою политику и стратегию движения к информационному обществу. Администрация США в 1993 г. утвердила план своих действий в области Национальной информационной структуры. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества принят план действий «Европейский путь в информационное общество». Россия также вступила на путь построения информационного общества. В 2000 году Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством связи и информатизации России и ряда других министерств и ведомств начали свою работу по разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия», направленная на внедрение технологий «электронного правительства».
Электронное правительство - это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки6.
Ожидалось, что исполнение программы «Электронная Россия» обеспечит ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного и муниципального управления. Однако по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными и муниципальными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.
13 июля 2010 года на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления под руководством заместителя председателя правительства РФ был утвержден системный проект формирования инфраструктуры электронного правительства.
Цель системного проекта – показать организациям и ведомствам вектор развития электронного правительства в России. Документ включает комплексный анализ существующего положения дел в информатизации, предложения по изменению нормативно-правовой базы, общие подходы к стандартам и решениям электронного правительства.
Учитывая динамизм развития сферы информационных технологий, системный проект предполагает постоянное обновление и является «живым» документом, а не закостенелым сводом технических и архитектурных решений.7
Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что работы по внедрению ИКТ в систему государственного и муниципального управления ведутся постоянно, хотя и с некоторыми сложностями.
Итак, рассматривая состояние процесса информатизации органов государственного и муниципального управления на сегодняшний день можно прийти к следующим выводам:
Процесс информатизации малых муниципальных
образований практически
Информатизация, как правило, требует довольно крупных инвестиций, и носит стратегический характер.
Нет методологического аппарата информатизации органов государственной и муниципальной власти
Отсутствуют адекватные методики оценки эффективности информационных проектов в сфере деятельности органов государственной власти. Это служит причиной неприятия многих информационных проектов, поскольку отдел, занимающийся информатизацией, не может обосновать необходимость вложения средств.
Отсутствует типовая информационная система для органов государственной и муниципальной власти. То есть, на данном этапе, вопрос стандартизации информационных систем еще не поднимался.
Существует разрыв между целями информатизации и реальными шагами по их достижению. Причиной этому является неразвитость методологии в сфере управления процессом информатизации в области государственного и муниципального управления. Кроме того, высшее руководство не всегда осознает необходимость в оптимизации работы с информацией.
Программы информатизации направлены на решение тактических задач, хотя информатизация, прежде всего, это один из инструментов по реализации стратегии развития системы управления Можно сказать, что это является следствием предыдущей фразы.
В связи с реформой местного самоуправления появляется большое количество новых муниципальных образований и образуется двухуровневая система управления (на уровней поселений, на уровне района). Следовательно, появление большого количества новых функций у администраций поселений усложняет информационные потоки в системе управления.
Организации и сами администрации поселений в большинстве своем не готовы к переходу к информационной экономике в моральном и материальном смысле.
На данном этапе развития системы
управления на государственном, региональном
и муниципальном уровнях
Становление муниципальной власти
на уровне поселений приводит к росту
потребности в
Адаптация опыта, накопленного в других местах, требует тщательной и аккуратной работы по его “приживлению” к конкретным условиям, которые сложились на той или иной территории. Как ни странно, эта, казалось бы, простая мысль, слишком часто оказывается за пределами внимания людей и организаций, занятых переносом “передового управленческого опыта”.
Многие проекты в сфере информатизации,
не запускаются по причине того,
что высшее руководство не в силах
оценить эффективность и
Во многих администрациях не выделяются
в отдельные подразделения