Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа
изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..……….1
1. Общие понятия о коммуникации и информации………………………...…6
1.1. Определение и признаки информации……………………………….6
1.2. Определение и признаки коммуникации……………………………9
2. Сущность и значение информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления……………………….14
3. Перспективы и тенденции развития информации и коммуникации в системе государственного и муниципального управления….……………21
Заключение………………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………
Массовая коммуникация - это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой информации или коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети и т.д.) - численно большим аудиториям. Разновидностью массовой коммуникации является коммуникация в государственных и муниципальных органах, осуществляющих функции государственного и муниципального управления.
По типу используемых для передачи
информации средств, выделяют речевую,
паралингвистическую (жест, мимика, мелодия),
вещественно-знаковую (в частности,
художественную) коммуникацию. Кроме
того, в научной литературе выделяют
коммуникацию в широком и узком
смысле этого слова. В широком
смысле коммуникация представляет собой
одну из основ человеческой жизнедеятельности
и многообразные формы рече-
На рисунке показаны виды коммуникаций как социальной технологии в управлении:
Существует так же подход, в соответствии с которым особый вид общения - коммуникационная деятельность - это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться "обратная связь", то есть процесс, с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.
Кроме того, в литературе встречается определение, в соответствии с которым коммуникация является сложнейшим процессом с рядом компонентов, а именно:
Коммуникационная сеть – это совокупность всех информационных потоков в организации. Направление движения этих информационных потоков может быть:
В зависимости от того, насколько централизовано управление в организации, коммуникационная сеть также может быть централизованная и децентрализованная.
Чтобы эффективнее управлять
Эффективность коммуникаций разных видов различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных - 20-25%, (т.е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом - около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это свидетельствует о существующих неиспользованных резервах организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения.
В процессе коммуникации на любом ее этапе возможно искажение смысла передаваемой информации. Это называется шумом или коммуникативными барьерами. Умение преодолевать эти барьеры и есть умение управлять информационными потоками, информацией.
Коммуникативные барьеры условно можно разделить на индивидуальные или межличностные (те, которые зависят от понимания и интерпретации передаваемой информации между людьми) и организационные (те, которые зависят от структуры и управления в организации). Методы их преодоления показаны в табл. 2.
Таблица 2
Коммуникационные барьеры и методы их преодоления
Коммуникационные барьеры |
Преодоление коммуникационных барьеров | ||
Индивидуальные |
Организационные |
Индивидуальные |
Организационные |
Статус; надежность источника; восприятие; культура; индивидуальный характер. |
Структура организации; избыток информации; нехватка времени (цейтнот); организационная культура. |
Выслушивание; отбор персонала; перегруппировка персонала; обсуждение в группах; налаживание обратной связи. |
Развитие организационной культуры; структурные изменения; установление горизонтальной коммуникативной связи; создание правил и процедур. |
Государство является обладателем, носителем и распорядителем публичной власти. Важным и необходимым условием функционирования власти являются получение, анализ, выдача и эффективное использование информации. Поэтому государственное и муниципальное управление - это, в частности, принятие и реализация решений, основанных на результативности использования современных информационных и коммуникационных технологий.
По разным оценкам специалистов, руководители затрачивают от 30 до 80% своего времени на работу с информацией, что вполне обоснованно, так как наличие достоверной информации и ее своевременная передача являются существенными условиями обеспечения эффективного управления. С позиции кибернетики как науки об общих принципах управления «процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации»3.
Управленческая функция
Информация,
циркулирующая в органах
Государственная информация имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов, управленческих решений и действий. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта административно-политического решения, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода системы государственного и муниципального управления в новое состояние с целью более эффективного воздействия на общественную жизнедеятельность.
Основная цель систем информационного обеспечения государственного и муниципального управления заключается в получении из собранных исходных данных обработанной, агрегированной информации, являющейся основой для принятия управленческих решений. Та цель достигается решением ряда частных задач, среди которых числится сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями органа управления и их работниками, подготовка к переработке, переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции так далее. При современных потоках информации эффективное решение этих задач невозможно без использования средств вычислительной техники и новых информационных технологий.
Информацию в органах
Специфика текущего периода развития общества, коренное преобразование государственного и муниципального управления, изменение сферы государственного регулирования приводят к модификации потоков и объемов поступающей информации, что согласуется с компетенционным принципом информационного обеспечения в государственном и муниципальном управлении. Характер и объем информации, поступающей в государственный или муниципальный орган, должны соответствовать возложенным на этот орган функциям. Обеспечение указанного соответствия - необходимое условие эффективности государственного и муниципального управления.
Информационное обеспечение
Основу информационного