Государственное регулирование деятельности в области безопасности дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

1.Развитие и обеспечение функционирования государственной системы управления государственной системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2 Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы
3.3 Регулирование перевозочной деятельности.
4 Страхование в области дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

измененный диплом.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Государственное регулирование деятельности в области безопасности дорожного движения.

1.Развитие  и обеспечение  функционирования  государственной  системы управления  государственной  системы управления  в области обеспечения  безопасности дорожного  движения.

     Деятельностью по управлению безопасностью дорожного движения осуществляется на следующих уровнях: общегосударственном, ведомственном и региональном.

     Комплекс  задач, решаемых на общегосударственном  уровне:

    • Разработка законодательных актов по дорожному движению;
    • Разработка государственных стандартов и других стандартов и других нормативных материалов по всем аспектам обеспечения безопасности дорожного движения;
    • Реализация инвестиционной политики по развитию дорожной сети и технических средств управления дорожном движением.

     Ведущее место в реализации мероприятий  по обеспечению безопасности дорожного  движения на общегосударственном уровне занимает Государственная автомобильная  инспекция (ГАИ) ( в настоящее время  Государственная инспекция по безопасности дорожного движения – ГИБДД). Госавтоинспекция была создана в 1935 году  и первоначально входила в структуру Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совнаркоме СССР. В ее функции входило осуществление государственного надзора за эксплуатацией автотранспорта. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была включена в состав рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Соответственно были существенно расширены функции ГАИ: борьба  с авариями, контроль за использованием транспортных средств, разработка нормативных документов  др. С развитием автомобилизации и усложнением задач по обеспечению безопасности дорожного движения видоизменялись и функции Госавтоинспекции. В настоящее время перечень задач, возложенных на ГИБДД, определен Положением «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения  МВД Российской Федерации». В Положении указано, что главной задачей ГИБДД является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от формы собственности, общественными объединениями, должностными лицами , а так же гражданами нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан. В соответствии  с этим ГИБДД осуществляет комплекс мероприятий по организации дорожного движения, надзор за техническим состоянием транспортных средств, их учет и регистрацию и т.д.

     Увеличением численности автопарка и усложнение условий движения потребовало более  активных действий по регулированию  дорожного движения. В 1969 г. в структуре ГАИ появилось подразделения по организации дорожного движения и дорожному надзору. В функции этих подразделений была включена реализация всего комплекса мероприятий по организации дорожного движения и улично-дорожной сети, проектирование схем организации дорожного движения, выявление мест концентрации ДТП.

     В 1972 г. в системе Госавтоинспекции были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения. Эти подразделения  обеспечивает внедрение и эксплуатацию технических средств управления дорожным движением. В 1991 г. в общегосударственной системе была создана еще одна организация, в функции которой входит контроль за обеспечением безопасности дорожного движения – Российская транспортная инспекция (РТИ). К числу основных задач транспортной инспекции отнесены контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности дорожного движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, лицензирование транспортной деятельности.

     Для координации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в 1976 г. была создана специальная комиссия. Первоначально эта комиссия входила в структуру МВД, но затем была переименована во Всесоюзную комиссию по безопасности дорожного движения с соответствующим расширением функций и полномочий. В настоящее время существует Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения.

     Основными задачами на ведомственном уровне являются разработка и реализация организационно-технических мероприятий по созданию условий безаварийной работы на подведомственном автотранспорте.

На региональном уровне решаются конкретные практические задачи: обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, подготовка и переподготовка водителей, улучшение технического состояния автомобилей, внедрение и эксплуатация технических средств управления дорожным движением, разработка и реализация мероприятий по ликвидации причин ДТП.

     На  региональном уровне также воспроизводится  структура управления безопасностью движения подобно общегосударственной: областная и городские комиссии по безопасности дорожного движения, областная и городская ГИБДД, областное отделение Российской транспортной инспекции и ее филиалы, службы безопасности движения в автотранспортных предприятиях.

В последние  годы распределение обязанностей по обеспечению дорожной безопасности в стране подверглось существенным изменениям. В настоящее время  продолжается процесс определения  конкретных функций и полномочий различных органов исполнительной власти, разрабатывается порядок координации в этой сфере. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же органы местного самоуправления.

     На  федеральном уровне управления обеспечением безопасности дорожного движения осуществляют, прежде всего, МВД России, Минтранс России, Минобрнауки России, МЧС  России, Минэдравсодразвития России, Минобороны России и другие федеральные органы исполнительной власти. МВД России поручено осуществление координации в сфере безопасности дорожного движения (октябрь 2004 г.)  
          На региональном уровне управления функции обеспечения безопасности дорожного движения выполняют структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (департаменты транспорта и связи, образования, здравоохранения; комитеты по земельным ресурсам; органы внутренних дел и другие). Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют специальные совещательные органы комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, действуют государственные учреждения и организации, реализующие функции по строительству и содержанию автомобильных дорог. В некоторых субъектах Российской Федерации созданы государственные учреждения, реализующие отдельные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в Республике Татарстан решением Правительства создано государственное учреждение «Безопасность дорожного движения», осуществляющее функции по контролю за использованием земель в пределах придорожных полос автодорог общего пользования, согласованию месторасположения и контролю за размещением и функционированием объектов дорожного сервиса, иных сооружений, подземных и наземных коммуникаций, средств наружной рекламы и другие функции.  
             На местном уровне задачи обеспечения безопасности дорожного движения реализуют функциональные подразделения органов местного самоуправления (транспортные, образовательные, земельные комитеты администраций, комитеты по здравоохранению и т.д.).  
           Органы исполнительной власти и местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями и не несут ответственности за состояние безопасности дорожного движения. На федеральном уровне государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения законодательно не нашли своего отражения положения по реализации принципов федеративного устройства, предполагающих четкое и всестороннее разграничение предметов ведения между федеральным, региональным и местным уровнем управления. На региональном уровне в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации не имеют законодательного развития предметы совместного ведения России и субъектов Российской Федерации, а также предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. На местном уровне в уставах муниципальных образований полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, как правило, не отражены. С учетом отсутствия четкого закрепления функций регионального уровня управления это усугубляется законодательным запретом реализации органами местного управления полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, без передачи в установленном порядке соответствующих полномочий органам местного самоуправления. Недостатки государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения во многом обусловлены отсутствием федеральных целевых ориентиров состояния безопасности дорожного движения на средне
(до 5 лет) и долгосрочную (до 10-15 лет) перспективу. Система государственного управления в области безопасности дорожного движения не структурирована в целом по уровням управления (федеральный, региональный, местный), что предполагает закрепление на каждом из уровней функций, компетенции и ответственности по конкретным направлениям деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Субъекты Российской Федерации, решая задачи обеспечения безопасности дорожного движения, в ряде случаев принимают региональные законы (например, Кодекс безопасности дорожного движения в Республике Башкортостан, предусматривает основы государственной региональной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения). Кроме того, в Республике Татарстан, Смоленской и Тамбовской областях, в Красноярском крае и других субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные целевые программы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, несмотря на наличие таких целевых программ, статистика свидетельствует о крайне низкой эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.  
Ряд функций (например, планирование, учет, анализ, контрольно-надзорная деятельность) реализуются необоснованно большим количеством органов разной ведомственной принадлежности, независимость и узкая специализация которых порождают противоречия и несогласованность, что в конечном итоге снижает эффективность их действий. Данная деятельность проводится на основе не функционального, а объектного подхода.  
Система государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения своевременно не реагирует на изменения внешней и внутренней среды, не обеспечена эффективными механизмами стимулирования участников дорожного движения к правомерному поведению. Отсутствуют органы управления, осуществляющие постоянный анализ экономических, финансовых, организационных, правовых аспектов функционирования системы дорожного движения, критерии оценки эффективности деятельности органов государственного управления, а также механизмы контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти и общественных институтов, что делает невозможным установление основания и мер ответственности органов государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.  
Проблемам совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе вопросам Взаимодействия и координации при осуществлении мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации были посвящены Парламентские слушания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 7 и 15 июня 2004 г. Об оптимизации правового обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации». Органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о состоянии и совершенствовании работы по обеспечению безопасности дорожного движения, причинах и условиях совершения ДТП; разработать комплекс первоочередных мероприятий по предупреждению аварийности, предусмотрев при этом целевое финансирование мероприятий направленных на: совершенствование организации дорожного движения в городах и населенных пунктах различного статуса, обновление парка подвижного состава автотранспортных предприятий, осуществляющих массовые перевозки пассажиров; оснащение подразделений Госавтоинспекции необходимыми техническими средствами; создание необходимого количества пунктов наркологического контроля для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; создание в каждом субъекте Федерации условий для развития юношеских автошкол, иных автомотоклубов и секций, разработку и внедрение в дошкольных и начальных классах общеобразовательных учреждениях игровой формы освоения правил дорожного движения и др.

2 Совершенствование  законодательной  и нормативной  правовой базы   
Система нормативного правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр общественных отношений и представляет собой структуру, состоящую из четырех уровней:  
1. международные договоры России;

2. федеральные законы и другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны,

3. акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,

4.иные нормативные правовые акты федерального уровня, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.  
В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры России обладают большей юридической силой по отношению к национальному законодательству.

 Важнейшими  международными актами в сфере безопасности дорожного движения являются:

- Конвенция о дорожном движении ;

- Конвенция о дорожных знаках и сигналах, заключенные в Вене в 1968 г.,

- Европейские соглашения 1971 г., дополняющие эти конвенции.

Россия, подписавшая и ратифицировавшая эти конвенции, тем самым обязалась принимать необходимые меры к введению на своей территории правил дорожного движения, соответствующих международным нормам.  
Представители Российской Федерации принимают активное участие в законодательной деятельности Рабочих групп по безопасности дорожного движения и перевозкам опасных грузов, а также Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств в структуре КВТ ЕЭК ООН, что позволяет обеспечить соответствие принимаемых на международном уровне решений интересам Российской Федерации.  
Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации, статьи которой законодательно закрепляют необходимость защиты жизни и здоровья человека, а, следовательно, и от негативных последствий аварийности. Базовым законом в области обеспечения безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Этот Закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Закон предусматривает совершенствование  системы управления безопасностью движения, регламентирует основные права, обязанности и ответственность всех участников дорожного движения, устанавливает целевое планирование и управление обеспечением безопасности движения.

 Законом  ведена следующая терминология  в сфере БДД:

дорожное  движение- совокупность общественных отношений,  возникающих в процессе перемещения людей  грузов с помощью транспортных средств  или без таковых в пределах дорог;

безопасность  дорожного движения (БДД)- состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

дорожно-транспортное происшествие- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортных средств и его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение БДД – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижения тяжести их последствий;

участник  дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распределительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а так же трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. 

Законом «О безопасности дорожного движения»  установлен приоритет жизни и  здоровья граждан, участвующих в  дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В Законе указаны виды транспортной деятельности, которые подлежат лицензированию в  целях обеспечения безопасности дорожного движения: перевозка пассажиров и грузов, транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе, и др.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности в области безопасности дорожного движения