Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 65.37 Кб (Скачать)

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную  комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления  и порядок его представления  устанавливаются законом. Кандидат считается выдвинутым, приобретает  права и обязанности кандидата  после поступления в соответствующую  избирательную комиссию уведомления  и заявления в письменной форме  выдвинутого лица о согласии баллотироваться  по соответствующему избирательному округу.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления  об этом избирательных комиссий, в  которых будет осуществляться регистрация  кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Количество подписей, которое  необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается  законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Выдвижение кандидатов, списков  кандидатов избирательными объединениями, в том числе входящими в  состав избирательных блоков, осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 21 июля 2005 г.).

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной  комиссии установлен пунктом 23 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» и  является исчерпывающим.

  1. Предвыборная агитация.

Следует различать информационное обеспечение выборов и предвыборную агитацию. Информационное обеспечение  выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и  способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая  целью побудить или побуждающая  избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

  1. призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
  2. выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за кого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
  3. описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата (списка кандидатов);
  4. распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  5. распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  6. деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов.

Предвыборная агитация может  проводиться:

    • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
    • посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
    • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
    • иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном  законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно  за счет средств соответствующих  избирательных фондов, фондов референдума  в установленном законом порядке.

  1. Голосование и определение результатов выборов.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей  не допускается.

На основании статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» выборы признаются соответствующей избирательной  комиссией не состоявшимися, в случае если:

а) в них приняло участие  менее 20% от числа избирателей, внесенных  в списки избирателей. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный  процент от числа избирателей  для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается;

б) в одномандатном или  едином избирательном округе число  голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов  по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число  голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении  депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие  в распределении депутатских  мандатов, было подано в сумме 50 или  менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании  за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) если законом предусмотрено  проведение повторного голосования, а  в бюллетень на общих выборах  были включены два кандидата и  ни один из них не получил необходимое  для избрания число голосов избирателей.

Законом не могут устанавливаться  дополнительные основания признания  выборов несостоявшимися.

По результатам голосования  избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, в случае если выборы признаны состоявшимися  и действительными. Глава муниципального образования считается избранным, если он получил более 50% голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании. 

1.3 Отзыв депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного  лица

Отзыв - форма прямого  волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению  полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.

Правовые основы голосования  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления устанавливаются федеральным законом  и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации. Основания и процедура  отзыва устанавливаются уставом  муниципального образования.

В статье 48 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривалось, что ответственность должностных  лиц местного самоуправления перед  населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок  и условия ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определялись уставами муниципальных образований.

Поэтому в региональных законах  устанавливались такие основания  отзыва, как:

  • утрата доверия избирателей (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);
  • совершение проступков, порочащих звание депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);
  • систематическое, без уважительных причин, невыполнение обязанностей, возложенных на депутата законом о статусе депутата представительного органа местного самоуправления (Алтайский край);
  • грубое нарушение выборным должностным лицом Конституции РФ, федеральных и краевых законов, устава муниципального образования (Алтайский край).

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований  для отзыва.

Обычно процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления включает следующие этапы:

      1. Инициатива проведения отзыва.

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что голосование  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения. Ранее  это право дополнительно предоставляли  депутатам представительного органа местного самоуправления, избирательным  объединениям, выдвинувшим данного  депутата.

Для инициирования отзыва непосредственно населением необходимо создать и зарегистрировать в  соответствующей избирательной  комиссии инициативную группу. Именно эта группа и осуществляет дальнейшие действия (сбор подписей, ведение агитации и т. п.).

Практически всегда инициатива об отзыве выборного лица местного самоуправления должна подтверждаться сбором подписей в поддержку такой  инициативы. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации  об отзыве депутатов и выборных должностных  лиц местного самоуправления в поддержку  предложения об отзыве необходимо собрать:

    • не менее 10% от числа избирателей округа, в котором выборное лицо было избрано; в многомандатном избирательном округе 10% показатель считается от числа избирателей данного избирательного округа, поделенного на число мандатов (Алтайский край);
    • не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании на выборах соответствующего депутата, выборного должностного лица (Белгородская область);
    • не менее 5% подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее числа подписей, чем требуется при выдвижении соответствующего выборного должностного лица (Воронежская область);
    • не менее 1 % избирателей соответствующего избирательного округа (Красноярский край).

При соблюдении установленных  сроков и сбора необходимого количества подписей в поддержку предложения  об отзыве депутата представительного  органа местного самоуправления или  выборного должностного лица местного самоуправления решение о проведении голосования по отзыву выборного  лица местного самоуправления принимается  представительным органом местного самоуправления.

      1. Подготовка к голосованию.

Формирование избирательных  комиссий, списков избирателей, участков для голосования осуществляется в том же порядке, что и для  организации и проведения выборов, референдума. Инициативная группа формирует  соответствующий финансовый фонд.

      1. Назначение голосования.

Назначение и проведение голосования обязательно, если соблюдены  порядок и сроки выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.

      1. Агитация.

Инициативная группа имеет  право на свободное ведение агитации за участие в голосовании по отзыву, за голосование за отзыв выборного  лица. Выборное лицо имеет право  на свободное ведение агитации за участие в голосовании или  против участия в голосовании  по отзыву, за голосование против своего отзыва. Граждане, общественные объединения  имеют право свободного ведения  агитации за участие в голосовании  или против участия в голосовании  по отзыву, за или против отзыва выборного  лица.

Агитация по вопросу отзыва выборных лиц может проводиться:

    • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
    • посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
    • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
    • иными не запрещенными законом методами.
      1. Голосование и определение результатов.

Голосование осуществляется примерно в том же порядке, что  и при проведении выборов, референдума. В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее  половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном  округе).

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении