Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 65.37 Кб (Скачать)

Для проведения голосования  и подсчета голосов участников референдума  образуются участки референдума. Участки  референдума образуются по согласованию с комиссиями главой муниципального образования из расчета не более  чем 3000 участников референдума на каждом участке. Участки референдума образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.

При проведении местного референдума  избирательные комиссии муниципальных  образований, территориальные избирательные  комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению  соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий.

    1. Реализация инициативы проведения референдума.

Каждый гражданин или  группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения референдума может также выступить  избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган  его местного отделения, местной  организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума  независимо от своей численности.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную  комиссию соответствующего уровня, которая  действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации  группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос либо текст проекта  нормативного правового акта, предлагаемого  инициативной группой для вынесения  на референдум. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума  для вынесения на голосование, не отвечает требованиям действующего законодательства, соответствующая  комиссия референдума, в которую  направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума  новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право  изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно  инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации  инициативной группы.

    1. Агитация.

При проведении референдума  обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с действующим  законодательством. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых  законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума  или против его проведения, за участие  в референдуме или против участия  в нем, за или против вопросов, выносимых  на референдум. Федеральными законами гарантируются равные условия доступа  к средствам массовой информации. Агитация при проведении референдума  может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов  и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения  агитационных печатных материалов, в  иных установленных законом формах. Инициативная группа по проведению референдума  вправе самостоятельно определять форму  и характер своей агитации через  средства массовой информации.

    1. Определение результатов голосования.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие  более половины граждан, имеющих  право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме  решение подлежит обязательному  исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в  утверждении какими-либо органами государственной  власти, их должностными лицами или  органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение  могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными  федеральным законом органами государственной  власти.

1.2 Муниципальные  выборы

Конституция РФ и Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляют  населению муниципального образования  право самому определять структуру  органов местного самоуправления, порядок  их формирования. Следует отметить, что для различных органов  местного самоуправления процедуры  формирования могут быть различными, что обусловлено различиями в  природе этих органов. Часть 2 статьи 130 Конституции РФ дает лишь указание на возможность создания разных органов  местного самоуправления, закрепляя, что  местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

Муниципальным выборам посвящена  статья 23 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требующая проведения муниципальных  выборов на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании и обеспечении  установленных законом избирательных  прав граждан. Этой же статьей к компетенции  федеральных органов государственной  власти отнесены установление гарантий избирательных прав граждан при  проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных  выборов.

Нормы, регулирующие порядок  организации и проведения местных  выборов, закреплены в нормативно-правовых актах разных уровней: на федеральном  уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне местного самоуправления. На федеральном уровне это Федеральные  законы «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Федеральный закон «Об  обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» принят и подлежит применению в целях защиты конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Этот закон может быть применен, если:

  • законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
  • представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
  • в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
  • полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
  • законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
  • истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  • выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
  • отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
  • органы местного самоуправления упразднены или само распущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
  • в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

В этих случаях дату выборов  депутатов представительных органов  местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает суд по заявлению прокурора  или жалобе.

На уровне субъектов Российской Федерации нормы, регулирующие муниципальные  выборы, содержатся в законах о  местном самоуправлении, в избирательных  кодексах и в законах о выборах  в органы местного самоуправления. На уровне муниципальных образований  вопросы организации и проведения местных выборов регулируются уставами муниципальных образований и  положениями о выборах, утверждаемыми  решениями представительных органов  местного самоуправления.

Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов, является выбор типа избирательной  системы. Наибольшей популярностью  при проведении местных выборов  пользуется мажоритарная система выборов  по одномандатным округам. Можно  выделить ряд достоинств и недостатков  этой системы. К преимуществам следует  отнести приближенность избранных  депутатов к своим избирателям; депутатам хорошо знакомы их избирательные округа, интересы жителей этих округов; личность депутата и его политические качества знакомы избирателям. Недостатком является следующее: у сформированного на такой основе представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится решить проблемы своего округа.

Пропорциональная же избирательная  система обладает рядом противоположных  качеств: ослабляет личные связи  и персональную ответственность  депутатов перед избирателями; представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования. Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости политической структуры общества, отсутствии избирательных объединений на муниципальном  уровне.

Избирательный процесс по выборам представительных органов  местного самоуправления, главы муниципального образования, иных выборных должностных  лиц органов местного самоуправления состоит из одинаковых стадий, которые  объединены в следующие этапы:

      1. Подготовка к выборам

Для организации подготовки и проведения выборов депутатов  представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных  образований формируются избирательные  комиссии. Обычно формируются следующие  избирательные комиссии:

    • избирательная комиссия муниципального образования;
    • окружные избирательные комиссии;
    • участковые избирательные комиссии.

При проведении выборов главы  муниципального образования полномочия окружной избирательной комиссии исполняет  избирательная комиссия муниципального образования. В соответствии с федеральным  законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан  Российской Федерации, положение избирательной  комиссии муниципального образования  в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Избирательные округа, списки избирателей формируются так  же, как и при подготовке к проведению референдума. На образование округов  может повлиять выбранный тип  избирательной системы (возможно формирование многомандатных округов).

  1. Назначение выборов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» выборы назначает  уполномоченный на то орган или должностное  лицо. Решение о назначении выборов  должно быть принято не ранее чем  за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Обычно выборы депутатов  представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных  образований назначаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В отдельных  случаях такое решение может  быть принято судом, избирательной  комиссией.

В соответствии с федеральным  законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан  Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа очередные выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования соответственно уровню выборов в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов.

В соответствии с федеральным  законом граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным  правом, могут быть выдвинуты кандидатами  непосредственно либо в составе  списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным  объединением, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе  списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным  блоком.

Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении