Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 65.37 Кб (Скачать)
    1. территория, на которой оно осуществляется;
    2. цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
    3. порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
    4. порядок принятия решений;
    5. порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
    6. порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Другими элементами системы  территориального общественного самоуправления являются собрания и конференции. На основании статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» собрание граждан по вопросам организации и осуществления  территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем  принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция  граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается  правомочной, если в ней принимают  участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей  территории, достигших 16-летнего возраста.

К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

    1. установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
    2. принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
    3. избрание органов территориального общественного самоуправления;
    4. определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
    5. утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
    6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

В Федеральном законе 2003 г. впервые обозначены функции органов  территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного  самоуправления:

    1. представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
    2. обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
    3. могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
    4. вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Порядок организации и  осуществления территориального общественного  самоуправления, условия и порядок  выделения необходимых средств  из местного бюджета определяются уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования.

2.4 Массовые акции  граждан

В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование. Фактически в данной норме перечисляются разные виды публичных мероприятий, которые  можно отнести к публичным  мероприятиям.

В статье 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании»[1] следующим  образом определяются основные виды массовых акций:

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан  Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и  религиозных объединений. Целью  публичного мероприятия является свободное  выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Иногда выделяют и иные формы массового (группового) выражения  общественного мнения. Среди них  марши и цепи.

Марш - акт добровольного, специально организованного в определенном направлении движения людей по дорогам  между населенными пунктами с  использованием средств наглядной  агитации в пути следования и проведением  собраний, митингов в местах остановок  с целью пропаганды, обсуждения каких-то вопросов участниками марша с  местными жителями.

Цепь - акт добровольного  публичного выражения политических настроений, требований или выражения  поддержки людьми, расположенными на одной линии, через плакаты, лозунги  и другие средства агитации и пропаганды.[7]

В соответствии с Федеральным  законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» организатор  публичного мероприятия обязан направить  письменное уведомление о проведении мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и  не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление  о проведении публичного мероприятия  может подаваться в срок не позднее  трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о  проведении публичного мероприятия  в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган  местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

    1. цель публичного мероприятия;
    2. форма публичного мероприятия;
    3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
    4. дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
    5. предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
    6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
    7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
    8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
    9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может  проводиться в любых пригодных  для целей данного мероприятия  местах, в случае если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения  проведения публичного мероприятия  в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

    1. территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
    2. путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
    3. территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    4. пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Основаниями прекращения  публичного мероприятия являются:

    • создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
    • совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

В статье 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» устанавливается, что порядок подачи уведомления  о проведении публичного мероприятия  в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган  местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Такие законы приняты в 10 субъектах РФ.

2.5 Обращения  в органы местного самоуправления

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления. В названной статье закреплено, что  правом на индивидуальные и коллективные обращения обладают только граждане Российской Федерации. Но возможно обращение  иностранцев и апатридов (лиц  без гражданства) в органы местного самоуправления в связи с необходимостью защиты их нарушенного права. Поэтому  в отличие от остальных форм участия  населения в местном самоуправлении представляется целесообразным предоставление права на обращения не только гражданам  Российской Федерации, но и иностранцам  и апатридам.

Обращение в органы местного самоуправления и к их должностным  лицам является важной формой участия  населения в местном самоуправлении. Конституционная норма более подробно раскрывается в статье 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В названном Законе предусматривается  возможность индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в  органы местного самоуправления в течение  одного месяца. Порядок и сроки  рассмотрения обращений граждан  в органы местного самоуправления устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  и принимаемыми в соответствии с  ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований. За нарушение должностным  лицом местного самоуправления порядка  и срока письменного ответа на обращение граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность.

Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении