Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 65.37 Кб (Скачать)

1.4 Собрания, сходы,  конференции граждан

Собрания, сходы, конференции  граждан являются формами непосредственной демократии и одним из самых доступных  средств самоорганизации населения  в небольших муниципальных образованиях либо на части территории муниципальных  образований. В последнем случае они являются частью системы территориального общественного самоуправления. Право граждан участвовать в местном самоуправлении путем проведения собраний, сходов, конференций закреплено в статьях 25, 29, 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подробно регламентировать порядок созыва и проведения собраний, сходов, конференций граждан должны уставы муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» заложены следующие функции  для собраний, сходов, конференций  граждан. Сходы проводятся только в  небольших муниципальных образованиях и выполняют функции представительных органов. Собрания могут проводиться  для: принятия обращения к органам  местного самоуправления и их должностным  лицам; избрания делегатов конференции, иных представителей граждан; решения  вопросов территориального общественного  самоуправления.

Сходы граждан в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» проводятся в поселении  с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек  для решения вопросов местного значения. Сход граждан правомочен при участии  в нем более половины жителей  поселения, обладающих избирательным  правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том  числе отнесенные к исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования.

Сход граждан может  созываться главой муниципального образования  самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода  граждан обеспечивается главой местной  администрации. Участие в сходе  граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан  председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан  считается принятым, если за него проголосовало  более половины участников схода  граждан. Решения, принятые на сходе  граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе  граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрания граждан. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения  о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, осуществления  территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться  собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, а также  в случаях, предусмотренных уставом  территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может  принимать обращения к органам  местного самоуправления и должностным  лицам местного самоуправления, а  также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и  должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного  ответа.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом  территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.

Конференция граждан (собрание делегатов). В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных уставом  муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования, уставом  территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут  осуществляться конференцией граждан.

Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов  определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги  конференции граждан подлежат официальному опубликованию-

Как уже говорилось, порядок  организации и проведения собраний, сходов, конференций в настоящее  время на уровне субъектов Российской Федерации регулируется законами о  местном самоуправлении и законами об общих собраниях (сходах) граждан.

Такие специальные законы уже приняты примерно в 50 субъектах  Российской Федерации. На муниципальном  уровне эти вопросы регулируются уставами муниципальных образований, положениями о собраниях, сходах, конференциях граждан.

 

  1. ДРУГИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯГ

2.1 Опрос граждан,  плебисцит

Юридическая энциклопедия определяет плебисцит как опрос населения, проводимый, как правило, по проблемам  судьбы соответствующей территории. Далее отмечается, что с формально-юридической  точки зрения процедура проведения плебисцита, независимо от того какой  именно вопрос решается таким образом, не отличается от процедуры референдума. Таким образом, плебисцит и референдум различаются по правовым последствиям принимаемых решений. Решение, принятое на референдуме, носит обязательный характер, решение, принятое на плебисците (опросе), - рекомендательный. [13]

Думается, целесообразно  на местном уровне, который является наиболее приближенным к населению, использовать не только обязательный референдум, но и факультативный (опрос). Это будет отвечать сути самоуправления как самоорганизации жителей  для самостоятельного решения местных  вопросов.

В статье 31 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» впервые введен термин «опрос». В законе предусмотрено, что опрос  граждан проводится на всей территории муниципального образования или  на части его территории для выявления  мнения населения и его учета  при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также  органами государственной власти. Как  уже говорилось ранее, результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе имеют право участвовать  жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан  проводится по инициативе:

1) представительного органа  муниципального образования или  главы муниципального образования  - по вопросам местного значения;

2) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного  органа муниципального образования  о назначении опроса граждан устанавливаются:

    1. дата и сроки проведения опроса;
    2. формулировка одного или нескольких вопросов, предлагаемых при проведении опроса;
    3. методика проведения опроса;
    4. форма опросного листа;
    5. минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования  должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств:

1) местного бюджета - при  проведении опроса по инициативе  органов местного самоуправления;

2) бюджета субъекта Российской  Федерации - при проведении опроса  по инициативе органов государственной  власти соответствующего субъекта  Российской Федерации.

2.2 Наказы избирателей

Наказы избирателей депутатам  представительных органов местного самоуправления и выборным должностным  лицам местного самоуправления являются одной из форм осуществления демократии, выражения воли и интересов населения, непосредственного участия граждан  в решении вопросов государственного и местного значения. В качестве наказов избирателей депутатам  представительных органов местного самоуправления, выборным должностным  лицам местного самоуправления рассматриваются  поручения избирателей, реализация которых относится к ведению  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Законы о наказах избирателей  есть в семи субъектах Российской Федерации: Краснодарском крае, Амурской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Пензенской областях.

В соответствии с Законом  Новосибирской области от 17 сентября 2003 г. № 141-03 «О наказах избирателей  и обращениях граждан» наказами избирателей  являются одобренные собраниями (сходами), конференциями граждан предложения, направленные кандидатам в депутаты в ходе предвыборной кампании и утвержденные соответствующим представительным органом государственной власти области или местного самоуправления. Целью наказов является повышение  уровня и качества жизни населения  области. В качестве наказов могут  рассматриваться предложения избирателей  по изменению действующего законодательства либо осуществлению конкретных мероприятий, требующих капитальных расходов соответствующих бюджетов и направленных на социальное выравнивание территорий. Наказы должны соответствовать целям  и задачам программ и планов социально-экономического развития территорий.[12]

2.3 Территориальное  общественное самоуправление

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления  собственных инициатив по вопросам местного значения.

В Законе закрепляется, что  органы территориального общественного  самоуправления избираются на собраниях  или конференциях граждан, проживающих  на соответствующей территории. Территориальное  общественное самоуправление считается  учрежденным с момента регистрации  устава территориального общественного  самоуправления уполномоченным органом  местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации  устава территориального общественного  самоуправления определяется уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В Федеральном законе «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся требования, предъявляемые  к содержанию устава территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться  не могут. В соответствии с Законом  в уставе территориального общественного  самоуправления устанавливаются:

Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении