Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа
Целью работы является изучение форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как с правовой точки зрения, так и с точки зрения реального положения вещей.
Введение 3
1.Теоретические основы МСУ 4
1.1. МСУ в современной России, правовые акты, реформирование, тенденции 4
1.2. Формы непосредственного волеизлияния граждан. 7
2. Аспекты реализации форм непосредственного участия граждан в МСУ 9
2.1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления 9
2.2.Иные формы непосредственного волеизъявления населения 15
3. Взаимодействие ТОС и местной власти (на основе статьи доцента кафедры Региональной экономики и Управления ВВАГС Васильева А.А.) 24
3.1. Методы и принципы взаимодействия. 24
3.2.Проблемы , направления совершенствования и развитие ТОС 29
Заключение 30
Список литературы 31
В
самом Федеральном законе 2003 г. формы
непосредственного
I. Местный референдум
Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа наряду с выборами является референдум. Он может быть реализован на уровне муниципальных образований и называется местным. В п. 53 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. референдум определяется, как форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее ванным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
Следует отметить, что в данном случае речь идет не только о гражданах Российской Федерации, но и согласно ч. 10 ст. 4 этого Федерального закона и об иностранцах, постоянно проживающих на территории соответсвующего муниципального образования, имеющих в порядке обусловленном международными договорами право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Если конкретизировать, ссылаясь на федеральный закон можно сказать, что местный референдум – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципалього образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
Как
дополнительный признак можно выделить
следующее – местный референдум
проводится в целях решения
Правовой базой проведения местного референдума являются Конституция РФ, федеральные законы 2002 и 2003 гг.6 , конституции и уставы субъектов РФ (например Устав Ставропольского края или Устав города Москвы), законы субъектов РФ, муниципально правовые акты.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:
Для выдвижения инициативы формируется инициативная группа, ее может организовать гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдумах. Количественный состав инициативной группы устанавливается законодательством субъекта РФ, выдвинуть инициативу проведения местного референдума может так же избирательное объединение, иное общественное объединения, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне, не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Для назначения референдума инициативная группа должна предоставить в орган, установленный законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных выше является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом РФ и не может превышать 5% от числа участников референдума.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Представительный орган обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган документов, на основании которых референдум назначается. Если же местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, он назначается судом, на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или иным органом, на который судом возложено обеспечение его проведения.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного назначения. Федеральным законом, конституцией, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
Вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод а так же не противоречить законодательству. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом чтобы исключалась возможность его множественного толкования. На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум не допускается. В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплен так же перечень обстоятельств, исключающих проведение референдума, в том числе местного:
Итоги референдума подлежат официальному опубликованию (обнародованию), принятое решение подлежит исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими –либо органами местного самоуправления, ОМСУ обеспечивают его исполнение в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом МО. Решение о проведении референдума, а так же решение на нем принятое может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, ОМСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Местный референдум признается не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников на территории проведения. Комиссия по проведению референдума признает решение не принятым, если за него проголосовало менее половины участников, так же итоги признаются недействительными в случаях:
II. Муниципальные выборы
Муниципальные выборы являются второй по важности формой прямой демократии при осуществлении местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Они назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, которыми устанавливаются виды избирательных систем и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов допущенными к распределению депутатских мандатов, а так же порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют:
-
Избирательная комиссия
-
Окружные избирательные
- Участковые избирательные комиссии;
В
соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона «об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан РФ» полномочия избирательной
комиссии муниципального образования
по решению соответствующей
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.
Информация о работе Формы непосредственного участия населения в осуществлении МСУ