Формы непосредственного участия населения в осуществлении МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как с правовой точки зрения, так и с точки зрения реального положения вещей.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы МСУ 4
1.1. МСУ в современной России, правовые акты, реформирование, тенденции 4
1.2. Формы непосредственного волеизлияния граждан. 7
2. Аспекты реализации форм непосредственного участия граждан в МСУ 9
2.1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления 9
2.2.Иные формы непосредственного волеизъявления населения 15
3. Взаимодействие ТОС и местной власти (на основе статьи доцента кафедры Региональной экономики и Управления ВВАГС Васильева А.А.) 24
3.1. Методы и принципы взаимодействия. 24
3.2.Проблемы , направления совершенствования и развитие ТОС 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургская  Академия Управления и Экономики

Факультет менеджмента

Кафедра Государственного и Муниципального управления 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Формы непосредственного  участия населения в осуществлении  МСУ 
 
 
 

Выполнил:

Студент Копельман  П.А.

Группа 151-3

Проверил:

Доцент кафедры  ГМУ Валеева Е.О. 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010г

Оглавление

Введение

       Развитию  местного самоуправления в дореволюционной  России положили начало земская (1864) и  городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

       После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК (молодежно жилой комплекс, существовал с 1971 по 1991 годы в СССР, пик активности приходится на конец восьмидесятых). Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

       В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.

       В 1995 году принят Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил бы в силу.

       Целью работы является изучение форм непосредственного  участия граждан в осуществлении  местного самоуправления, как с правовой точки зрения, так и с точки  зрения реального положения вещей.

1.Теоретические  основы МСУ

       1.1. МСУ в современной  России, правовые акты, реформирование, тенденции

       В современной России важным направлением развития цивилизованной государственности  является организация эффективного управления территориями и общественно- политическими процессами. На данный момент, такое управление распределено между федеральной властью и местным самоуправлением, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

       Конституция РФ в 1993 г. Гарантировала местное  самоуправление на всей территории РФ, определив население, как основной субъект местного самоуправления и указав, на то, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, несколько обособив в правовом и организационном отношениях МСУ от государственной власти.

       Если  же говорить о природе МСУ, то можно  указать несколько различных  точек зрения. Часть ученых склонна предполагать, что в МСУ сочетается государственное и общественное1, другие – например Безуглов А.А., что местное самоуправление фактически является частью государственной власти. Надо сказать, единого мнения на этот счет не существует, однако в данной работе мы будем отталкиваться того, что местное самоуправление можно рассматривать именно как низовой (первый) уровень публичной власти в государстве, при этом местная власть в осуществлении своих полномочий не выходит за очерченные законом рамки и своей деятельностью не противоречит государственной власти.

       Таким образом, основными правовыми актами, на которых строится система местного самоуправления в РФ являются Европейская  хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договора РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.

       Изменения в федеральном законодательстве происходят весьма активно, так с 6 октября 2003 по декабрь 2010 было принято более сорока разнообразных правовых актов с поправками только в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В числе наиболее свежих можно упомянуть следующее: «Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, может быть выдвинута не позднее, чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются»2.

       Одним из основных шагов административной реформы является разграничение  компетенции государственных и  муниципальных органов власти. Это  довольно сложная и актуальная проблема, ставшая предметом особого внимания высших федеральных органов власти. В частности, для ее решения Указом Президента РФ «О комиссии при президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления» от 21 июня 2001г. № 7413 была образована специальная комиссия, которой надлежало в установленные сроки представить предложения по совершенствованию федерального законодательства в этой сфере. Данный документ утратил свою силу в связи с изданием Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004г.

       В начале 2002 года у высшего руководства страны сложилась позиция, в соответствии с которой местное самоуправление рассматривается уже не просто как дань демократии, но и как важнейший фактор успешного развития российской государственности и, прежде всего, как фактор эффективности всей системы публичной власти. Эта позиция была достаточно четко отражена в Послании Президента России Федеральному собранию РФ 18 апреля 2002г. В мае 2002 г. Началась подготовка новой редакции федерального закона касательно местного самоуправления и вот в 2003 г. Он вступил в силу.

       Материалы комиссии и проект новой редакции закона указывают на следующие тенденции  в государственной политике в  отношении МСУ. Во-первых, необходимо отметить  расширение прав федерального центра по регулированию вопросов, связанных с установлением общих принципов организации местного самоуправления. Опыт реализации закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» показал, что регионы часто не проявляют должной заинтересованности в становлении и развитии местного самоуправления. Можно сказать что субъекты Федерации трактуют закон далеко не в пользу местного самоуправления. Например, во многих регионах идет укрупнение муниципальных образований (Владимирская, Магаданская области и д.р.), а порой и полное огосударствление местной власти. Поэтому в Концепции, подготовленной Комиссией при Президенте России, сказано, что регулирование вопросов установления территориальных основ местного самоуправления берет на себя федеральный центр.

       Вторая  тенденция, которую так же следует отметить – это приближение местного самоуправления к населению. Муниципальные образования формируются   на основе городских поселений или нескольких сельских поселений. Такое решение повышает степень гарантии осуществления местного самоуправления в интересах поселений и конкретного человека4. Сомнения по поводу «огосударствления» местного самоуправления были отчасти прояснены Президентом РФ 18 апреля 2002. Были сформулированы следующие задачи законодателей в области местного самоуправления:

       - уточнение понятия и перечня  вопросов местного значения, так  как часть их перекликается  с вопросами и задачами которые  выполняются федеральными и региональными  органами государственной власти, а другая часть требует огромной  финансовой поддержки и может  быть успешно реализованной только при содействии субъектов, а иногда и только при прямой поддержке Федерации.

       - определение структуры МСУ, закрепление  законом его форм, которые доказали  свою жизнеспособность.

       Так же необходимо отметить, что в новом  законе от 2003г. По сравнению со старым появились такие важные статьи, как «Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством», «Ответственность представительского органа муниципального образования перед государством».

       На  данный момент, существует множество  проблем, которые не могут быть решены исключительно силами МСУ и требуют  государственного вмешательства и  регулирования. Является очевидным, что  существующая модель муниципальной  власти не работает все еще должным образом. В связи с этим ссылаясь на Рудена А.Э. можно сказать, что неизбежен следующий шаг – перестройка системы местного самоуправления согласно европейско-континентальной модели, т.е. встраивания местного самоуправления в систему государственной власти.

       1.2.  Формы непосредственного волеизлияния граждан.

       В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через  органы государственной власти и  местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. граждане  РФ осуществляют местное самоуправление путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а так же через выборные и иные органы местного самоуправления.

       Как уже упоминалось выше – местное  самоуправление, так или иначе, самый  близкий к народу уровень публичной  власти. Таким образом – непосредственное участие населения имеет очень  большое значение. Некоторые важнейшие формы  непосредственной демократии используются при осуществлении и государственной власти, и местного самоуправления, например выборы или референдумы, однако, форм непосредственного участия  при осуществлении местного самоуправления в законодательстве закреплено гораздо больше, чем при осуществлении государственной власти.

       Если  верить В.В. Комаровой, формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления разделяются следующим  образом:

       - Императивные формы прямого волеизлияния  граждан – местный референдум; муниципальные выборы; отзыв выборного должностного лица и депутата выборного органа местного самоуправления избирателями; собрание (сход), съезд (конференция) населения муниципального образования;

       -Регулятивные  формы прямого волеизъявления граждан – гражданская инициатива; обращения граждан; наказы избирателей; отчеты; территориальное общественное самоуправление;

       -Консультативные  формы прямого волеизъявления  граждан – митинги, шествия,  демонстрации, пикетирования; публичные слушания; опросы граждан; консультативный референдум; народное обсуждение5.

       Выше  приведенная классификация является одной из наиболее обоснованных и  оригинальных. Тем не менее, не все  указанные в ней формы ( в пример можно привести консультативный  референдум) закреплены в Федеральном законе 2003 г., однако в ч. 1 ст. 33 указано, что наряду с непосредственным участием в местном самоуправлении граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, данному Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ. Можно указать пример города Ставрополя, в главе IV его устава, предусмотрены такие формы, как наказы избирателей, гражданские инициативы, деятельность общественных совещательных органов.

Информация о работе Формы непосредственного участия населения в осуществлении МСУ