Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа
Целью работы является изучение форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как с правовой точки зрения, так и с точки зрения реального положения вещей.
Введение 3
1.Теоретические основы МСУ 4
1.1. МСУ в современной России, правовые акты, реформирование, тенденции 4
1.2. Формы непосредственного волеизлияния граждан. 7
2. Аспекты реализации форм непосредственного участия граждан в МСУ 9
2.1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления 9
2.2.Иные формы непосредственного волеизъявления населения 15
3. Взаимодействие ТОС и местной власти (на основе статьи доцента кафедры Региональной экономики и Управления ВВАГС Васильева А.А.) 24
3.1. Методы и принципы взаимодействия. 24
3.2.Проблемы , направления совершенствования и развитие ТОС 29
Заключение 30
Список литературы 31
Санкт-Петербургская Академия Управления и Экономики
Факультет менеджмента
Кафедра
Государственного и Муниципального
управления
Курсовая
работа
Формы непосредственного
участия населения в
Выполнил:
Студент Копельман П.А.
Группа 151-3
Проверил:
Доцент кафедры
ГМУ Валеева Е.О.
Санкт-Петербург
2010г
Оглавление
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК (молодежно жилой комплекс, существовал с 1971 по 1991 годы в СССР, пик активности приходится на конец восьмидесятых). Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.
В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил бы в силу.
Целью
работы является изучение форм непосредственного
участия граждан в
В современной России важным направлением развития цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно- политическими процессами. На данный момент, такое управление распределено между федеральной властью и местным самоуправлением, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституция РФ в 1993 г. Гарантировала местное самоуправление на всей территории РФ, определив население, как основной субъект местного самоуправления и указав, на то, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, несколько обособив в правовом и организационном отношениях МСУ от государственной власти.
Если же говорить о природе МСУ, то можно указать несколько различных точек зрения. Часть ученых склонна предполагать, что в МСУ сочетается государственное и общественное1, другие – например Безуглов А.А., что местное самоуправление фактически является частью государственной власти. Надо сказать, единого мнения на этот счет не существует, однако в данной работе мы будем отталкиваться того, что местное самоуправление можно рассматривать именно как низовой (первый) уровень публичной власти в государстве, при этом местная власть в осуществлении своих полномочий не выходит за очерченные законом рамки и своей деятельностью не противоречит государственной власти.
Таким образом, основными правовыми актами, на которых строится система местного самоуправления в РФ являются Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договора РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.
Изменения в федеральном законодательстве происходят весьма активно, так с 6 октября 2003 по декабрь 2010 было принято более сорока разнообразных правовых актов с поправками только в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В числе наиболее свежих можно упомянуть следующее: «Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, может быть выдвинута не позднее, чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются»2.
Одним из основных шагов административной реформы является разграничение компетенции государственных и муниципальных органов власти. Это довольно сложная и актуальная проблема, ставшая предметом особого внимания высших федеральных органов власти. В частности, для ее решения Указом Президента РФ «О комиссии при президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления» от 21 июня 2001г. № 7413 была образована специальная комиссия, которой надлежало в установленные сроки представить предложения по совершенствованию федерального законодательства в этой сфере. Данный документ утратил свою силу в связи с изданием Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004г.
В начале 2002 года у высшего руководства страны сложилась позиция, в соответствии с которой местное самоуправление рассматривается уже не просто как дань демократии, но и как важнейший фактор успешного развития российской государственности и, прежде всего, как фактор эффективности всей системы публичной власти. Эта позиция была достаточно четко отражена в Послании Президента России Федеральному собранию РФ 18 апреля 2002г. В мае 2002 г. Началась подготовка новой редакции федерального закона касательно местного самоуправления и вот в 2003 г. Он вступил в силу.
Материалы комиссии и проект новой редакции закона указывают на следующие тенденции в государственной политике в отношении МСУ. Во-первых, необходимо отметить расширение прав федерального центра по регулированию вопросов, связанных с установлением общих принципов организации местного самоуправления. Опыт реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» показал, что регионы часто не проявляют должной заинтересованности в становлении и развитии местного самоуправления. Можно сказать что субъекты Федерации трактуют закон далеко не в пользу местного самоуправления. Например, во многих регионах идет укрупнение муниципальных образований (Владимирская, Магаданская области и д.р.), а порой и полное огосударствление местной власти. Поэтому в Концепции, подготовленной Комиссией при Президенте России, сказано, что регулирование вопросов установления территориальных основ местного самоуправления берет на себя федеральный центр.
Вторая тенденция, которую так же следует отметить – это приближение местного самоуправления к населению. Муниципальные образования формируются на основе городских поселений или нескольких сельских поселений. Такое решение повышает степень гарантии осуществления местного самоуправления в интересах поселений и конкретного человека4. Сомнения по поводу «огосударствления» местного самоуправления были отчасти прояснены Президентом РФ 18 апреля 2002. Были сформулированы следующие задачи законодателей в области местного самоуправления:
-
уточнение понятия и перечня
вопросов местного значения, так
как часть их перекликается
с вопросами и задачами
-
определение структуры МСУ,
Так же необходимо отметить, что в новом законе от 2003г. По сравнению со старым появились такие важные статьи, как «Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством», «Ответственность представительского органа муниципального образования перед государством».
На данный момент, существует множество проблем, которые не могут быть решены исключительно силами МСУ и требуют государственного вмешательства и регулирования. Является очевидным, что существующая модель муниципальной власти не работает все еще должным образом. В связи с этим ссылаясь на Рудена А.Э. можно сказать, что неизбежен следующий шаг – перестройка системы местного самоуправления согласно европейско-континентальной модели, т.е. встраивания местного самоуправления в систему государственной власти.
В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. граждане РФ осуществляют местное самоуправление путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а так же через выборные и иные органы местного самоуправления.
Как
уже упоминалось выше – местное
самоуправление, так или иначе, самый
близкий к народу уровень публичной
власти. Таким образом –
Если верить В.В. Комаровой, формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления разделяются следующим образом:
-
Императивные формы прямого
-Регулятивные формы прямого волеизъявления граждан – гражданская инициатива; обращения граждан; наказы избирателей; отчеты; территориальное общественное самоуправление;
-Консультативные формы прямого волеизъявления граждан – митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; публичные слушания; опросы граждан; консультативный референдум; народное обсуждение5.
Выше
приведенная классификация
Информация о работе Формы непосредственного участия населения в осуществлении МСУ