Учение о ноосфере Вернадского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

Работа содержит 1 файл

контрольная по филос.docx

— 41.13 Кб (Скачать)

Введение.

Современный этап развития науки и техники подтверждает  гений и величие Вернадского (1863 г.), которое заключается в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

Для Вернадского наука  была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной  науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского  является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.

Вопросы морали и нравственности в жизни человека и их роль в  освоении окружающего мира коренными  вопросами этики. Смысл человеческой жизни, который заключается в  совпадении основной направленности установок  позиции личности с общими тенденциями  развития общества. По разному относились великие философы к морали и нравственности и вне зависимости и вне зависимости от их отношения она оставляла у них неизгладимый след на способы познания и восприятия окружающего мира.

  1. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
    1. Единство биосферы и человека.

 

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих  работах раскрывает корни этого  единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и  роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих  в основе теории Вернадского о  ноосфере, является то, что человек  не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он существует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает  влияние на человека, существует и  обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо  глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно  активизировались планетарные  геологические  силы.

Это совпало, едва ли не случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы - ноосферы – и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое играет основную роль. Так в последнее время меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: « Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».

Мы являемся наблюдателями  и исполнителями глубокого изменения  биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда  вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой  природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного  процесса эволюции. «Человек … составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерного длящегося  в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».

Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу.  Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде:  биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние -  ноосферу.

Заселяя все уголки нашей  планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение  различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области  жительства, человечество начинает представлять себе все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли, окутывают весь Земной шар. «Этот  процесс – полного заселения биосферы человеком -  обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношения, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

При этом человек впервые  реально понял, что он житель планеты  и может и должен мыслить и  действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной  личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. ХХ век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенности, спаянности всех человеческих обществ, непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно».

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества», поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшей в биосфере, не может прерваться и уничтожить, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее,  геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько – нибудь сравнимой мере не было»

Многое из того, о чем  писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны  нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества.

Переломный момент в истории  человечества, о чем сегодня говорят  ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Он видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией  биосферы, так и историческим развитием  человечества. С точки зрения ноосферного подхода по – иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения – все  это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетарном аспекте.

 

    1. Наука как основной фактор ноосферы.

 

Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривает  как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь  человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества.

Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование  сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой  ими катиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным -  живым содержанием является в ней научная работа живых людей…» Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и , конечно, человеческого разума.

Мы наблюдаем, как наука  все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в ноосферу.

История всей научной мысли  – суть история создания в биосфере новой геологической силы – научной  мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основного на ней социального труда человечества».

Необходимо подчеркнуть  неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого  создания. Ноосфера может создаваться  только при этом условии. Человек  неотделим от биосферы, он в ней  живет и только ее и ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере, в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.
  2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.
  3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.
  4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.
  5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере. В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.

 

    1. Задачи по созиданию ноосферы.

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в  себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством  задачи огромной важности по созиданию  ноосферы. С позиции этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского. Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

    1. Человечество стоит на пути создания в ноосфеной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
    2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
    3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями , начинает решаться.
    4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности,  перед ученых стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательно направления организованности ноосферы, отойти от которой они могут, так как к этому направляет их  стихийный ход роста научного знания».

Уверенность в будущем, таким  образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем  формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества,  о  влиянии государства на развитие научных исследований.

Информация о работе Учение о ноосфере Вернадского