Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 02:35, шпаргалка
Работа содержит ответы к экзамену по предмету "Концепция современного естествознания".
7.Формы
научного знания.
Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения теор. утверждений. Научные проблемы - осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, и выдвигаемое при соблюдении ряда требований (отсутствие противоречий, соответствие надежно установленным теориям, доступность экспериментальной проверке, максимальная простота). Категории науки - наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например материя, пространство, время, количество и др. Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории, их содержание раскрываются в совокупн. законов и категорий. Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий. Научная теория - система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объект. Гл. отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. НТ. должна выполнять две важнейшие функции: 1) объяснение фактов, 2) предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей. Научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и она претерпевает изменения вслед за накоплением новых фактов, происходит переход к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к глобальным естественнонаучным революциям и смене научной картины мира. |
12. Понятие научной картины мира, физические картины мира.НКМ - система научных теорий, описывающая реальность. Само понятие появилось в естествознании и философии в конце 19 в., однако специальный, углубленный анализ его содержания стал проводиться с 60х годов 20 века. Существуют общенаучные КМ и КМ с точки зрения отдельных наук, например, физическая, биологическая.НКМ включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места чела в нем. НКМ не является совокупн. общих знаний, а представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы, формируя, таким образом, мировоззрение человека.Особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (совокупн. определенных стереотипов в понимании объективных процессов, а также способов их познания и интерпретации). Таким образом, можно дать следующее определение НКМ – особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное их обобщение, мировоззренческий синтез различных научных теорий. В истории науки НКМ не оставались неизменными, а сменяли друг друга, таким образом, можно говорить об эволюции НКМ. Наиболее наглядной представляется эволюция физических картин мира: натурфилософской (6 век д.н.э. - 16-17 вв.), механической – (16-17 – 2ая пол. 19), термодинамической и эл_магн. в 19 в, релятивистской (СТО и ОТО) и квантово-механической в 20ом.Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным измерениям и наблюдениям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие понимание природы. Физика – это экспериментальная наука, поэтому она не может достичь абс истин (как и само познание в целом), поскольку эксперименты сами по себе несовершенны. Этим обусловлено постоянное развитие научных представлений. |
9.
Механика Ньютона.
Исаак Ньютон (1643-1727). В своем основном труде “Математические начала натуральной философии обобщил открытия Галилея в качестве двух законов, добавив к ним третий закон и закон всемирного тяготения. Он пишет, что задачи физики состоят в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить все остальные явления. I закон, или закон инерции. Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока оно не будет вынуждено изменить его пол действием каких-либо сил. II Закон. Этот закон является ядром механики. Он связывает изменение импульса тела (кол-во движения) P=mV с действующей на него силой F=∆P/∆t, т.е. изменение импульса тела в единицу времени равно действующей на него силе и действует в направлении ее действия. Так как в механике Ньютона масса не зависит от скорости, то F=∆(mV)/∆t=m∙(∆V/∆t)=ma. Масса в этом выражении предстает как мера инертности. III закон отражает тот факт, что действие тел всегда носит характер взаимодействия, и что силы действия и противодействия равны по величине и противоположны по направлению. IV закон - закон всемирного тяготения. Сила тяготения убывает пропорционально квадрату расстояния: F=G∙(m1m2)/r2, где G=6,67*10-11 Н*м2/кг2 – гравитац. const. | |||
10.Взгляды
Ньютона на природу
света.
Ньютон занимался не только проблемами механики. Он автор ряда работ по оптике, в которых поставил очень важный и сложный вопрос: ”Не являются ли лучи света очень мелкими частицами, испускаемыми светящимися телами?”. Утвердительный ответ на этот вопрос лежит в основе корпускулярной теории света. Но эта теория не могла объяснить такие явления как интерференция (сложение двух когерентных волн) и дифракция (явление огибания волнами препятствий, размеры которых сравнимы с длиной волны) света, которые легко объяснялись на основе волновых представлениях о природе света. Современная физика установила двойственную (корпускулярно-волновую) природу света. Ньютону принадлежат и другие гениальные идеи. Первая - о возможности превращения тел в свет и обратно. В 1933-1934гг. были впервые открыты факты превращения электрона и его античастицы-позитрона в γ-кванты (фотоны), а также рождение электрона и позитрона при взаимодействии фотона с заряженными частицами. Вторая идея - о влиянии тел на распространение света. “Не действуют ли тела на свет и не изгибают ли этим действием его лучей?” - спрашивал Ньютон. Этот эффект был предсказан общей теорией относительности (ОТО) Эйнштейна в 1916г. и подтвержден в 1919 г. во время солнечного затмения. |
11.Метод
Ньютона как основа
для построения
физических теорий.
В работах Ньютона раскрывается его мировоззрение и методология исследований. Ньютон был убежден в объективном существовании материи, пространства и времени, в существовании объективных законов мира, доступных человеческому познанию. Свой метод познания Ньютон характеризует примерно так: вывести 2-3 общих принципа движения и на их основе объяснить всё остальное. Требования к научному исследованию Ньютон изложил в виде 4х правил: 1) Не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений ("бритва Оккама"). 2) Одинаковым явлениям следует приписывать одинаковые причины. 3) Независимые и неизмененные при экспериментах свойства тел, подвергнутых исследованию, надо принимать за общие свойства материальных тел. 4) Законы, индуктивно, выведенные из опыта, нужно считать верными, пока им не противоречат другие наблюдения. Метод Ньютона есть, по сути, гипотетико-дедуктивный метод, который в совр. физике является одним из основных для построения физических теорий. Метод Ньютона получил высокую оценку в методологических высказываниях многих ученых. |
8.
Процесс научного
познания и критерии
истинности научного
познания.
Процесс научного познания можно представить в виде схемы: Эмпирический факт → Наблюдение → Научный факт → Эксперимент → Фиксация результатов → Эмпирическое обобщение результатов → Использование имеющегося теоретического знания → Формирование гипотезы → Проверка гипотезы (если положит. рез-тат) → Формирование новых понятий → Введение определений, терминов, знаков → Определение их значения → Выведение закона → Создание теории → Проверка ее на опыте → Формирование новых гипотез. (если отриц рез-тат) Проверка гипотезы → Формирование новых гипотез. Критерии истинности научного знания: 1) Рациональный принцип – основное средство обоснованности знания. Решающим источником истинного знания рационализм признает разум. 2) Принцип верификации - заключается в установлении истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Прямая В. - проверка утверждений о данных наблюдения или эксперимента. Косвенная В. – установление логических отношений между утверждениями. 3) Принцип фальсификации (Поппер) - критерием научности знания является его опровержимость. Другими словами, только то знание может претендовать на звание «научное», которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, т.е. лишает его абсолютности, неизменности, законченности. | |||
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"