Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 02:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к экзамену по предмету "Концепция современного естествознания".

Работа содержит 16 файлов

25-30.doc

— 144.00 Кб (Открыть, Скачать)

43.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

31-36.doc

— 465.50 Кб (Открыть, Скачать)

37-42.doc

— 377.00 Кб (Открыть, Скачать)

43-48.doc

— 170.00 Кб (Открыть, Скачать)

49-54.doc

— 137.00 Кб (Открыть, Скачать)

55-60.doc

— 432.50 Кб (Открыть, Скачать)

61-66.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
  61. Проблемы антропогенеза. Основные этапы развития «человека разумного».

Антропогенез - раздел антропологии (учение о происхождении человека) - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и речи.

Находки, сделанные  гл. образом в Южной Африке, позволяют представить облик существ, находившихся в основании линии приматов, приведшей к возникновению рода Homo. Их стали называть австралопитеками (АВП).

АВП - сравнительно крупные, около 20-65 кг массой, 100-150 см ростом ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела, масса мозга 450-550 г. Свободные руки служили для нападения и защиты. АВП широко использовали как ударные орудия палки, камни, кости копытных и др. Судя по строению зубов, эти были всеядными. Одновременно существовало несколько разных видов АВП и одним из наиболее вероятных «кандидатов» в непосредственные предки рода Homo является так называемый афарский АВП, остатки которого найдены в Эфиопии, в слоях возраста около 3,5 млн. лет. В целом АВП намного ближе к челу, чем совр. человекообразные обезьяны.

Род Homo, появившийся на Земле, продолжал претерпевать эволюционные изменения. В настоящее время известны несколько переходных форм: 1) Чел умелый (Homo habilis). – 2 млн. лет назад. 2) Архантропы (Homo erectus) – 2 млн. лет назад – 140 тыс. лет назад. 3) Палеоантропы (Homo Neanderthalensis,  неандертальцы) – от 250 до 40-25 тыс. лет назад.

Последние исследования показывают, что неандертальцы – неоднородная группа. Интересно, что более древние по возрасту находки неандертальцев морфологически (т.е. по форме) более прогрессивны, чем более поздние формы. Ранние неандертальцы с менее мощным физическим развитием, по-видимому, впоследствии дали начало ветви современного человека – кроманьонца. Поздние же неандертальцы, более крупные и более развитой мускулатурой, оказались тупиковой ветвью и были вытеснены Человеком разумным – Homo sapiens.

  62. Дифференциация человечества на расы. Расы и этносы.

Все совр. человечество принадлежит к единому полиморфному виду – Homo sapiens. Единство человечества основано на общности происхождения, соц.-психического развития, способности к скрещиванию людей различных рас, практически одинаковом уровне общего физического и умственного развития.

Вид Homo sapiens распадается на три 3 расы: австрало-негроидную, европеоидную и монголоидную. Но, строго говоря, не все группы человечества можно разделить по трем основным стволам. Например, американские индейцы выпадают из этой классификации. Их часто относят к монголоидам, однако у них редко встречается эпикантус (складка во внутреннем крае глаза, прикрывающая слезный бугорок), а лицо с выступающим узким носом имеет такую же форму, как и у европеоидов. Поэтому их иногда выделяют в особую расу америндов.

В результате антропологи  выделяют несколько десятков человеческих рас – так называемых рас второго и третьего порядков. Точную цифру здесь назвать вообще невозможно, т.к. многие такие группировки сливаются, исчезают или, наоборот, возникают. Это так называемые контактные группы. Например, в нашей стране около 45 млн. населения относится к переходному европеоидно-монголоидному типу. Можно даже сказать, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых предрассудков практически нет «чистых рас».

Три основных человеческих расы возникли очень давно. В последнее время близость рас исследовали методами биохимической генетики. По этим данным получается, что общий предок всех рас жил около 90-92 тыс. лет назад. Именно тогда произошло разделение двух стволов.

Механизм расогенеза. Известно, что существуют два основных механизма изменения генного популяции – естественный отбор и дрейф генов. При возникновении рас человека действовали оба этих механизма, но роль каждого из них в образовании того или иного признака остается до конца не выясненной.

Понятие расы следует  четко отличать от понятия этнос, национальность, нация, которые являются признаками социальными, а не биологическими. Грубейшая ошибка – отождествлять народы с расами. Представители разных рас могут образовывать одну нацию. Практически каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. В истории известны случаи, когда расовый облик этноса в течении нескольких столетий полностью менялся.

  63. Эколого-эволюционные возможности человека.

С возникновением чела как соц. существа биологические факторы эволюции постепенно ослабляют свое действие и ведущее значение в развитии человечества приобретают соц. факторы.

Естественный отбор  как основная и направляющая сила эволюции с переходом материи на соц. уровень развития резко ослабляет свое действие, однако не исчезает.

Изоляция как эволюционный фактор еще недавно играла заметную роль, однако с развитием средств массового перемещения людей на планете остается все меньше генетически изолированных групп.

Волны численности  еще в недавнем прошлом играли заметную роль в истории человечества. Например, во время эпидемий чумы население Европы сокращалось в десятки раз. Теперь численность человечества не подвержена таким колебаниям.

Мутационный процесс  – единственный эволюционный фактор, сохраняющий прежнее значение, в человеческом обществе. Вновь возникающие мутации постоянно меняют генотипический состав населения отдельных районов. В последнее время мутационный процесс в ряде районов нашей планеты может несколько повышаться за счет локального хим. и энергетического загрязнения биосферы. Создавая и поддерживая разнообразие, мутации, в то же время являются крайне опасными из-за ослабления естественного отбора. Рождение неполноценных детей, передача неполноценных генов – все это реальные опасности на совр. этапе развития общества.

Человечество изменяется и сейчас, причем особенно распространены процессы грацилизации (снижение общей массивности скелета) и акселерации (ускорение развития всего организма). Все эти изменения идут || у представителей разных рас. Сами же расы постепенно теряют характерные для них наборы признаков. Это объясняется тем, что все больше и больше людей как бы изолируется от внешней среды. Так сейчас более 1/3 населения живут и работают в одинаковых условиях при «комнатной» температуре. В таких условиях расовые признаки перестают быть адаптивными, и отбор практически не действует.

  64. Биосоциальные основы поведения человека.

Вопрос в сущности, сводится к следующему: рождается ли человек «безморальным», и только воспитание прививает ему принципы морали, или же человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо, и что плохо.

Нельзя сводить  целиком человеческую мораль к врожденным программам (редукционизм), поскольку она продукт длительного соц. развития культуры, религии, этики и др., однако следует признать, что многие признаки, присущие человеку, генетически обусловлены. Эти поведенческие признаки рассматриваются с позиций биоэтики.

Биоэтика, или сложные  поведенческие программы, присущие животному миру, рассматриваются как естественное обоснование человеческой морали. Поведение животных рассматривается в рамках спец. науки – этологии.

Врожденные запреты  создаются под жестоким давлением отбора ради выполнения задачи сохранения вида. К важнейшим из них относятся: 1) «не убей своего», 2) «нельзя нападать неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки»; 3) "нельзя драться насмерть со своими", (у «слабо вооруженных природой» существ, к которым относится чел, этот врожденный запрет развит плохо). 4) «нельзя бить того, кто принял позу покорности». 5) «победа с тем, кто прав»; животное, защищающее свою территорию, свою нору, детенышей, чаще выигрывает в конфликте даже у более сильного и агрессивного соперника.

Аналоги последнего запрета в человеческом обществе – неприкосновенность жилища, личной жизни и имущества.

  65. Биосфера: состав, структура, функции.

В 1826 г. немецкий ученый Гумбольдт ввел понятие «жизненная среда», понимая под этим оболочку Земли, куда включал атмосферные, морские и континентальные процессы и весь органический мир. Так в науке формировалось понятие пространства, охватываемого жизнью и ей же создаваемого. Геолог Зюсс назвал это пространство «биосферой». Суть учения Вернадского  о биосфере заключается в следующем: 1) биосфера – это целостная организованная система живого вещества; 2) все явления в ней – часть единого механизма биосферы; 3) живое вещество – это то звено, которое соединяет историю химических элементов с  эволюцией организмов и человека и с эволюцией всей биосферы.

Биосфера сыграла  определяющую роль в возникновении атмосферы, гидросферы и литосферы. Биосфера представляет собой единство живого  и минеральных элементов, вовлеченных в сферу жизни. Биосфера в своем естественном состоянии – это монолит жизни. 

Органическая жизнь  сосредоточена в литосфере (верхняя часть твердой поверхности земной коры), в гидросфере (моря, реки, озера и Мировой океан), а также в тропосфере (нижние слои атмосферы).

Нижняя граница  биосферы опускается на 2-3 км на суше и  на 1-2 км ниже дна океана, а верхней  служит так называемый озоновый экран на высоте  20-25 км, выше которого жесткое УФ излучение убивает все живое.

Человеческое общество с его производством и созданной им искусственной средой – техносферой также является частью биосферы.

Разнообразные процессы и явления, протекающие в биосфере, являются объектом исследований различных наук. Особое место при этом отводится экологии.

  66. Связи между компонентами биосферы. Трофические цепи.

Биосфера выполняет свои функции благодаря многосторонним трофико-метаболическим (т.е. обменным) связям. Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются объектами питания других организмов.

Живые организмы, входящие в состав биоценоза, неодинаковы с точки зрения специфики ассимиляции ими вещества и энергии из окруж среды. Растения - автотрофы. Поскольку они, используя энергию солнечного света, создают органическое вещество из неорганического, их называют производителями, или продуцентами. Организмы, которые не могут строить собственное вещество из минеральных компонентов, вынуждены использовать созданное автотрофами, называют  гетеротрофами, что означает «питаемый другими» или консументами .

Травоядные  животные - консументы  1-го порядка  поедают растения (продуценты), первичные хищники – консументы 2-го порядка поедают травоядных, вторичные хищники – консументы 3-го порядка поедают хищников – консументов 1-го и 2-го порядков. Т. о., создаются пищевые цепи из продуцентов и консументов. И продуценты и консументы на разных этапах своего жизненного цикла смыкаются с редуцентами (разрушителями): микроорганизмами, бактериями, грибами. Редуценты разлагают выделения животных, микроорганизмов, мертвые организмы и минерализуют их до воды, СО2 и минеральных удобрений. Таким образом, в сообществе живых организмов от  звена  к   звену циркулируют  питательные  вещества   и энергия.

           
      

67-72.doc

— 435.50 Кб (Открыть, Скачать)

73-78.doc

— 175.00 Кб (Открыть, Скачать)

79-84.doc

— 417.50 Кб (Открыть, Скачать)

85-90.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

1-6.doc

— 85.50 Кб (Открыть, Скачать)

7-12.doc

— 284.00 Кб (Открыть, Скачать)

13-18.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

19-24.doc

— 393.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"