Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 02:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к экзамену по предмету "Концепция современного естествознания".

Работа содержит 16 файлов

25-30.doc

— 144.00 Кб (Открыть, Скачать)

43.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

31-36.doc

— 465.50 Кб (Открыть, Скачать)

37-42.doc

— 377.00 Кб (Открыть, Скачать)

43-48.doc

— 170.00 Кб (Открыть, Скачать)

49-54.doc

— 137.00 Кб (Открыть, Скачать)

55-60.doc

— 432.50 Кб (Открыть, Скачать)

61-66.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

67-72.doc

— 435.50 Кб (Открыть, Скачать)

73-78.doc

— 175.00 Кб (Открыть, Скачать)

79-84.doc

— 417.50 Кб (Открыть, Скачать)

85-90.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

1-6.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
        1. Естествознание: определение  и содержание понятия, задачи естествознания.

Слово "естествознание" (ЕЗ) означает знание о природе, или природоведение. В настоящее время имеются два определения ЕЗ: ЕЗ – наука о природе, как о единой целостности (говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая её единство)), ЕЗ - совокупность наук о природе, взятое как единое целое (говорит о ЕЗ как о совокупности множестве наук, изучающих природу, хотя и содержит фразу, что это единое целое).

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных: астрофизика, физическая химия, биофизика и др.

Целью ЕЗ является попытка решения так называемых "мировых загадок", сформулированных еще в конце 19го века Геккелем и Дюбуа-Реймоном: 1) Сущность материи и силы, 2) Происхождение движения, 3) Происхождении жизни, 4) Целесообразность природы, 5) Возникновение ощущения и сознания, 6) Возникновение мышления и речи, 7) Свобода воли. Их относят к наукам: 1,2 – физика, 3,4 – биология, 5,6,7 – психология.

Задачей ЕЗ явл. познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека.

      
        2. Редукционизм и  холизм в описании природы.

Исследуя любой, даже простейший организм, нужно учитывать, что это и механический агрегат, и термодинамическая система, и химический реактор с потоками масс и тепла. И, в то же время, это - единое целое.

Современное ЕЗ характеризуется вз_проникновением естественных наук друг в друга, но в нем есть и определенная упорядоченность.

В середине 19го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности. Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой.

Редукционизм - господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Р. в науке – стремление описать более сложные явления языком науки, описывающей менее сложные явления или класс явлений, например, сведение биологии к механике. Он неизбежен при анализе сложных объектов и явлений. Но надо понимать, что невозможно абс. всё свести исключительно к законам физики или химии, поэтому в настоящее время достигнуто понимание необходимости целостного взгляда на мир.

Холизм, или интегратизм, - противоположность редукционизма, присущее совр. науке стремление создать неоке обобщенное, интегрированное знание о природе. Холизм – философское направление, рассматривающее природу как иерархию «целостностей», понимаемых как духовное единство; в совр. ЕЗ – целостный взгляд на природу, стремление к построению единой научной картины мира.

      
        3. Этапы (стадии) познания  природы.

На седня считается, что человечество прошло три стадии познания природы и вступает в четвертую.

На 1ой стадии сформировались общие представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась натурфилософия, содержавшая идеи и догадки, ставшие в 13-15 столетиях зачатками естественных наук, возникли представления о мире как развивающемся. Отсутствие экспериментальных методов не позволило тогда получать точные знания.

Аналитическая, 2ая стадия. (15 – 18 вв.). На этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии и др. наук. Особенности: а) Дифференциация естественных наук. Большой объем накопленных знаний этой стадии привел к острой необходимости их разделения. б) Преобладание эмпирических знаний. Вполне закономерно, потому, что: 1) сначала надо было накапливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать, 2) суть эмпирических методов исследования заключена в анализе предметов природы. Поэтому эту стадию исследования нередко называют периодом эмпирического естествознания. в) Приоритеты «предметов» над «процессами». Например, химия с 16го по 19й века изучала гл. образом элементный состав и строение молекул, и только к концу 19го века, когда приоритетными стали термодинамика и кинетика, ведущее место заняло учение о хим. процессах. г) "Статичность" природы. Природа вплоть до середины 19го века рассматривалась неизменной, вне эволюции.

 3я стадия - синтетическая. Постепенно, в течение 19-20 вв. стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т.е. наступила синтетическая стадия.

В настоящее время  пришла пора обосновать принципиальную целостность всего ЕЗ, т.е. начинает осуществляться четвертая, интегрально - дифференциальная стадия, на которой рождается единая наука о природе.

В сущности, строгих границ между стадиями изучения природы нет, например аналитические исследования интенсивно ведутся и на синтетической стадии, а синтетические идеи пробивали дорогу на аналитические стадии.

        4. Естественнонаучные революции (ЕНР).

У любой ЕНР выделяют 3 основные черты: 1) крушение и отбрасывание неверных идей, ранее господствовавших в науке; 2) быстрое расширение знаний о природе, вступление в новые ее области, ранее недоступные для познания; 3) ЕНР вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них, т.е. ЕНР совершается в сфере теорий, понятий, принципов, законов науки, формулировки которых подвергаются коренной ломке.

Для того, чтобы вызвать  ЕНР, новое открытие должно носить принципиальный, методологический характер, вызывая коренную ломку самого метода исследования, подходу и истолкованию явлений природы. Чаще всего, ЕНР начинаются с появления глубоких противоречий и парадоксов в сложившейся системе знания.

Проблему ЕНР изучали: Кун, Лакатош, Поппер, Кедров, Казютинский, Урсул, Амбарцумян и др. Кун ввел понятие парадигмы - определенного «видения мира»,  в соответствии с которым осуществляется научная деятельность. ЕНР можно, т.о., связать со сменой парадигмы.

Среди ЕНР можно выделить: 1) глобальные (охватывают все ЕЗ, вызывают появление принципиально нового видения мира и логического строя науки), 2) локальные (в отдельных фундаментальных науках, не затрагивают все ЕЗ в целом).

ЕНР имеют еще одну важную черту. Новые теории, получившие свое обоснование в ходе ЕНР не опровергают прежние, а сохраняют свое значение как предельный или частный случай новых, более общих и точных (принцип соответствия). Пример - классическая механика Ньютона.

Выделяют 4 глобальные ЕНР: 1ая) создание последовательного учения о геоцентрической системе мира Анаксимандром, Аристотелем и Птолемеем (6 в. до н.э.) 2ая) переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него к полицентризму (учение о множественности звездных миров). Произошла в эпоху Возрождения, и связывается с именами Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера и Ньютона. 3я) принципиальный отказ от всякого центризма, отрицание наличия какого-либо центра у Вселенной. Эта революция связана с появлением релятивистской (относительной) теорией пространства, времени и гравитации Эйнштейна. 4ая) синтез общей относительности с квантовыми (дискретными) представлениями о строении материи в единую физическую теорию наподобие уже создаваемой в наше время единой теории всех фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного. Эта революция фактически еще не осуществлена.

      
       

5. Методология и  методы ЕЗ. Общенаучные  методы познания.

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология ЕЗ - учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного  познания. Метод - совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

Методы научного познания вкл. всеобщие методы (общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук). Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического. Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический (познания действительности в ее противоречивости, целостности  и развитии) и метафизический (противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития). Это общефилософские методы. С середины 19го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое. Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему. Абстрагирование - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования (например матер. точка). Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему, тесно связана с обобщением. Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков.

       

6. Эмпирические и теоретические методы.

Метод - совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений. Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Описание – фиксация средствами языка сведений об объектах. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для объектов свойств и признаков. Формализация – построение абстрактно – математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. Аксиоматизация - построение теорий на основе аксиом (утверждений, не требующих доказательства). Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Особым способом постижения истины является интуиция. Это вид знания, которое возникает внезапно, как озарение у человека, долгое время пытавшегося решить вопрос. Интуитивное познание является непосредственным - способ его осуществления не осознается человеком. Однако, после того как задача решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован. Интуиция, таким образом, есть качественно особый вид познания, в котором отдельные звенья логической цепи познания остаются на уровне бессознательного. Однако интуиции недостаточно, чтобы открывшаяся истина стала действительно научной истиной. Для этого необходимо ее доказательство. С развитием науки роль интуиции не ослабевает. Интуиция сближает научное творчество с художественным.

                                               
      

7-12.doc

— 284.00 Кб (Открыть, Скачать)

13-18.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

19-24.doc

— 393.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"