Роль естествознания в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 13:21, Не определен

Описание работы

Роль естествознания в обществе

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр 3-5
Глава 1
Естественные и гуманитарные науки.их взаимодействие и роль………………………………………………………………………..Стр 5-7
Глава 2
Уровни научного исследования…………….…………………………………………..…… Стр 7-8
Глава 3
Проблемы современной науки……….………………………... Стр 8- 1
Глава 4
Естествознание и общество…………….……………………… Стр 14-25
Заключение………………………………………………….………………. Стр 25
Список использованной литературы…………………………… Стр 26

Работа содержит 1 файл

роль эстест. в обществе.docx

— 59.76 Кб (Скачать)

      «Разумное, рациональное не дано изначально, его  нет в природе без человека, оно является продуктом развития человека, его труда и познания. Существует только один разум —  человеческий; посредством труда  и других форм практики человек вносит его в мир, создает на основе идей разума очеловеченную природу».

      Человек от животного – выживать, перешел  к цели – познавать!

      Познание - это сложный процесс, состоящий  из нескольких стадий. На эмпирической, или опытной, стадии используются методы, опирающиеся на систематические  наблюдения, эксперимент и измерение. Наука как форма познания окружающего  нас мира оперирует такими понятиями  как наблюдение, эксперимент, теория.

      Наблюдение - это первоначальный источник информации. Научное наблюдение отличается от обыденного. В процессе научного наблюдения, в  отличие от обычного, используются разнообразные материальные средства: приборы, инструменты, оборудование. Научное  наблюдение предполагает и участие  живого созерцания, но так как цель научного познания - обнаружение объективных  законов, то по возможности оно должно исключить субъективные моменты. В  процессе научного наблюдение результаты не должны зависеть от наблюдателя.

      Систематичность, подконтрольность и тщательность - характерные требования к научному наблюдению. Исследование начинается с постановки проблемы. Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в виде некоторого стремления к новому знанию. Понятие проблемы, как правило, связывается с непознанным, и поэтому можно дать первоначальное определение проблемы: то, что не познано человеком и, что нужно познать. В этом определении содержится весьма важное - то, что направляет процесс исследования. Однако бывают сюрпризы - открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Наблюдение дает эффект, если есть уверенность или догадка, что следует искать. Основой наблюдения является теория, идея. Таким образом, фундаментальные понятия и принципы в науке возникают как результат творческой деятельности людей.

      Современная наука, как форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании возникла в Европе в период 15–17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука разделена  на множество отраслей знания, различимых между собой.

      По  предмету и методу познания можно  выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную  группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более  подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых  подразделяется на научные дисциплины - физическая химия, молекулярная химия  и т. д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. По своей  удаленности от практики науки можно  разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственно решающие практические задачи.

      Зачатки мышления, идущие в плане частных  наук, появились под влиянием Аристотеля и его школы. Но это не нарушало целостность науки и картины  мира. В эпоху христианского средневековья  наука так же разрабатывалась  как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла  подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Эта новая наука  начала с эпохи Возрождения, когда  была признана возможность математического  описания результатов, полученных экспериментальным  путем. Эта новая форма приобрела  столь большое значение, что частные  науки оценивались в зависимости  от степени применения в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось  его влияние на духовную жизнь  остального мира.

      При развитии новой науки возникла необходимость  более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более  тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов  определенной области действительности. Естественные науки, получившие свое право  на существование с 18 в., - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием  природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим  образом:

      физика, химия, физическая химия 

      биология, ботаника, зоология

      анатомия, физиология, учение о происхождении  и развитии, учение о наследственности

      геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география 

      астрономия  вместе с астрофизикой и астрохимией.

      Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится  к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления (по Пифагору – это число).

      Дифференциация  научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки  классифицировались с точки зрения их предмета или метода.

      При условии, если окружающий нас мир  един и образует единое и целостное  образование, то и знание о нем  имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы, отображающие единство и целостность  природы, законы, составляющие фундаментальное  единство естественных наук.

      Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым  пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи и единстве этих наук.

      Единство  естественных наук подтверждает и междисциплинарные  методы исследования, например системный  метод. Хотя, системы, встречающиеся  в природе, имеют разное строение и разные признаки, но все они  самоорганизующиеся системы, и нельзя противопоставлять живые и неживые  системы, новые результаты проливают  свет на проблему возникновения жизни.

      Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер единства всех важнейших знаний естественных наук о природе, ученые ввели понятие  естественнонаучной картины мира, под  которой понимают систему важнейших  принципов и законов, лежащих  в основе окружающего нас мира.

      Наука все глубже проникает в сущность явлений, процессов, охватывает все  более широко картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали, таким образом, для науки новые факты. В древности, например, был создан такой астрономический прибор, как гномон — вертикальный столбик на горизонтальной площадке, с помощью которого греки умели не только определять высоту солнца над горизонтом, но и географическую широту.

      В Новое время получили широкое  развитие такие формы научной  практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент, а в наши дни ни одна естественная наука невозможна без солидной экспериментальной  базы. Во многих областях науки эта  база требует для своего создания колоссальных затрат, а в техническом  отношении она сложнее любого производства. Гигантские синхрофазотроны (ускорители заряженных частиц), космические  корабли и ракеты, тончайшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени  и интервалы пространства в микромире, и т. д.— такова экспериментальная  база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Разграничение между  теорией и практикой во многих областях науки потребовало разделения труда между учеными, что увеличило  количество рабочих мест и занятость  в научно-исследовательском процессе. Например, физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное  обобщение полученных данных, а физики-теоретики  целиком посвящают себя обобщению  данных эксперимента, развитию теории.

      «Главная  особенность практической деятельности в науке в том, что она подчинена  делу добывания знаний, развития теории. Конечно, материальный и духовный факторы  переплетены между собой не только в науке, но и в любой области  человеческой деятельности, и поэтому  взаимодействие этих факторов должно учитываться при рассмотрении каждой из них. Так, если материальное производство, труд не существуют без духовного  момента, то любая форма общественного  сознания не существует без материального  момента». Это касается науки, которая  предполагает целый ряд специальных  форм практической деятельности - эксперимент, наблюдение. Существование «научной практики», однако, не может служить  аргументом против того, чтобы считать  науку, прежде всего, и главным образом  явлением духовной жизни общества, особой формой общественного сознания.

      Важнейшая закономерность исторического развития науки — возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни.

      Уже на первом этапе существования науки она возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности. Появление астрономии, математики и механики было вызвано потребностями ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений — пирамид, храмов и т. д. Ф. Энгельс замечает, что «уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством».

      Но  в античном мире Средиземноморья  и в др. обществах наука, по существу, находилась в зарождающемся виде. Иногда рост науки и ее общественного  значения шел очень медленно, а  подчас прерывался на столетия. Так, в  Западной Европе раннее средневековье  ознаменовалось утерей многих научных  достижений античного периода.

      Причина сравнительно медленного развития науки  в этот период — в застойности  производства, т. е. в том, что основные производственные процессы в земледелии, животноводстве, ремесле, строительстве  велись с помощью примитивных  ручных орудий труда и на базе традиционных, унаследованных от предшествующих поколений  эмпирических знаний. В управлении обществом наука также использовалась в весьма скромных масштабах, хотя арифметика была нужна для торговли и сбора  налогов, юридическая наука, появившаяся  вместе с кодификацией обычного права, достигла в Риме весьма высокого уровня, а политические и философские  трактаты античности были важным средством  социальной ориентации и орудием  в политической борьбе различных  социальных сил.

      Второй  этап в истории науки начинается с конца XV в., когда в Европе зарождается современное опытное естествознание и одновременно происходит бурный рост общественно-политических наук и философии. Основная причина этого перелома — зарождение в недрах феодализма нового общественного строя. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой,— писал Ф. Энгельс,— то этим чудом мы опять-таки обязаны производству». Энгельс полагал, что именно с этого времени начинается ускоренное развитие науки, «которое усиливалось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта».

      Возрастание роли науки в жизни общества идет параллельно ее собственному бурному  прогрессу, причем во взаимодействии науки  и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Рост научных  знаний, особенно в механике и математике в XVI—XVIII вв., будучи непосредственно связан с нуждами производства, мореплавания и торговли, подготавливал промышленный переворот в Англии XVIII в., а переход к машинному производству, в свою очередь, дал науке новую техническую базу и мощный толчок для дальнейшего развития.

      Бурный  рост естествознания в XIX в. может быть понят, прежде всего, как продукт развития производительных сил общества.

      Третий  этап в развитии науки и в изменении ее общественной роли начинается в XX в. Для данного этапа характерно не только дальнейшее ускорение научного прогресса, но и существенное видоизменение соотношения науки и производства. Развитие науки становится исходным пунктом для революционизирования практики, для создания новых отраслей производства.

      Возрастание социальной роли науки представляет собой одну из важных закономерностей  развития общества. Вместе с тем  развитие науки имеет и свою внутреннюю логику, свои закономерности.

      Растущее  применение научного знания породило семью, так называемых прикладных наук. Это, прежде всего, науки технические, изучающие действие законов физики и химии в технических устройствах. Их бурный рост начался в конце XIX в., и они являются непосредственным двигателем технического прогресса, как в производстве, так и в военном деле.

      Это также науки сельскохозяйственные и медицинские, изучающие действие и использование законов живой природы в сельском хозяйстве и при лечении людей. Все эти науки непосредственно примыкают к наукам о природе.

Информация о работе Роль естествознания в обществе