Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 13:21, Не определен
Роль естествознания в обществе
Введение………………………………………………………………………Стр 3-5
Глава 1
Естественные и гуманитарные науки.их взаимодействие и роль………………………………………………………………………..Стр 5-7
Глава 2
Уровни научного исследования…………….…………………………………………..…… Стр 7-8
Глава 3
Проблемы современной науки……….………………………... Стр 8- 1
Глава 4
Естествознание и общество…………….……………………… Стр 14-25
Заключение………………………………………………….………………. Стр 25
Список использованной литературы…………………………… Стр 26
До 1984 года большинство учёных верили в теорию суперсимметрии (супергравитации, суперсилы). Суть её в том, что все частицы (частицы вещества, гравитоны, фотоны, бозоны и глюоны) - разные виды одной "суперчастицы". Эта "суперчастица" или суперсила с понижением энергии предстаёт перед нами в разных ипостасях, как сильное и слабое взаимодействия, как электромагнитная и гравитационная силы (Дэвис 1989, "окинг 1990: 134). Но сегодня в эксперименте ещё не достигли энергий для проверки данной теории (нужен циклотрон размерами с Солнечную систему), проверка же на компьютере заняла бы более четырёх лет ("окинг 1990: 134, Налимов 1993: 16).
В математических моделях теории супергравитации возникает и проблема бесконечностей. В уравнениях, описывающих поведение микрочастиц, получаются бесконечные числа. Есть и другой аспект данной проблемы - старые философские вопросы: конечен или бесконечен мир в пространстве и времени? Вселенная взорвалась из сингулярности планковских размеров, куда она расширялась и расширяется? В 80-х годах становится популярной струнная теория. Микрочастицы это не точечные объекты, а тонкие кусочки струны, определяемые длиной и открытостью. Частицы - волны, бегущие по струнам, как волны по верёвке. Испускание частицы - соединение, поглощение частицы-переносчика - разъединение. Солнце действует на Землю через гравитон, бегущий по струне ("окинг 1990: 134-137).
В
струнных теориях тоже сохраняются
бесконечности, но возникает проблема
многомерности пространства-
Проблема
наблюдателя, возрождение идей панпсихизма,
невозможность разделить
В квантовой теории возникает проблема создания языка, наши обычные понятия не могут быть применены к строению атома. Математические схемы более однозначно отражают эксперимент (Гейзенберг 1989: 104-117).
Современная физическая картина мира принципиально не завершена. Но самое трудное в науке то, что нет никаких успехов включения человека в единую теорию. После Ньютона и Эйнштейна у нас нет четкой формулы мира. Какую роль в мире, который находится в процессе строительства, играют люди? Предопределено ли будущее и можем ли мы играть какую-то роль в формировании мира, если мы часть природы (И. Р. Пригожин)? Возникает потребность в универсальной теории коэволюции человека и природы.
.
Проблемы современной
В
науке проблему - чем вызван Большой
взрыв? - удаётся решать с помощью
исследований вакуума, теорий инфляции
и космического бутстрэпа. Вселенная
начала своё существование из состояния
вакуума, мир рождается как актуализация
вакуума. В современной физике вакуум
рассматривается как состояние
материи, как "фермент" квантовой
активности, кишащий виртуальными частицами,
сложными взаимодействиями и содержащий
гигантскую потенциальную энергию.
Вакуум лишён вещества и излучения,
но содержит частицы и вещество потенциально,
нераспакованно, в возможности. Взорвался
вакуум, начал инфлировать
Вторая
группа космологических проблем
связана с объяснением
Возникают
вопросы: а случайны ли эти совпадения?
Вселенная была изначально запрограмированна
на возникновение жизни и
Антропный
принцип поднимает проблемы иных
цивилизаций и будущего Интеллекта
в космологических прогнозах. Будет
ли Вселенная вечно расширятся или
расширение сменится сжатием и коллапсом?
Если Вселенная рождается, то должна
ли Вселенная умереть? Ограничены ли
частицы вещества сроком существования'?
Оказалась ли наша планета единственной
приоритетной точкой или Земля - одна
из множества планет, на которых
синхронно начиналась биотическая
фаза эволюции? Подавляющему большинству
специалистов по космологии человеческое
существование видится
Создание Ноосферы. Роль естествознания в этом процессе.
Проблемы теории антропосоциогенеза История представлений о происхождении человека (от Анаксимандра до И.Канта, от Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина до Л.Г.Моргана и Ф.Энгельса). Наука "1"-ого века: плавные, бесконфликтные, прямолинейные переходы от приматов к человеку. Археологические, генетические, экологические данные и современная теория антропосоциогенеза. Ископаемые переходные формы (Ламберт 1991:100-177). Австралопитеки (букв.- южные обезьяны, передвигались на двух ногах и первые из животных систематически использовали усилители передних конечностей для охоты, защиты и нападения, жили более 4 млн. лет назад на территории современной Африки). В Кении, озеро Туркан, обнаружен участок обугленного грунта возрастом 2,5 млн. лет назад: овладение огнем. Человек умелый, первые существа, создававшие искусственные каменные орудия - рубила, резцы, топоровидные орудия, строили укрытия, жили 2 - 1, 5 млн. лет назад. Человек прямоходящий, систематически использовал огонь, создавал сложные орудия - рубила, наковальни, свёрла, лезвия, в эту группу входят питекантроп и синантроп, жили 1, 5 млн. - 200 тыс. лет назад. Ношо зар1епя пеапйегйа1епаз - неандертальцы, преимущественно европейский подвид Ното, обладавший сложной культурой (орудия, охота, шалаши, одежда, погребения, ритуалы, искусство), жили 200 тыс. лет - 30 тыс. лет назад (Ламберт 1991: 142-155). Ното зацепя вар1епя - кроманьонцы, непосредственные предки современного человека (40 тыс. лет назад).
Проблемы
теории антропосоциогенеза: философские
(материальное и идеальное) и естественнонаучные
(причины отсутствия переходных форм
между животным и социальным мирами;
причины прогресса в орудийной
деятельности).Решающий вопрос для
понимания причин и движущих сил
антропогенеза: почему всё множество
биосоциальных образований
эволюционные феномены: культуру, мораль, совесть. Цивилизация до сих пор жива, потому что люди, становясь сильнее, умели, становится и мудрее, ответственнее, прозорливее (Назаретян 1996: 93).
Необратимая эволюция нравственности есть главный критерий прогресса в истории (табу на убийство своего, понимание ценности чужой жизни после неолита). Третьим гигантским скачком в эволюции нравственности было появление ответственности за свой субъективный выбор, феномена совесть. За несколько веков середины 1 тысячелетия до н. э. человечество переродилось, только тогда люди узнали мораль и совесть, тогда появилось то, что мы называем личностью, ответственностью, нравственным выбором. Передовые цивилизации испытали влияние новых идей, которые проповедовали мудрецы: первые представления о добре и зле, первый шаг к личностно ориентированному мышлению (Заратустра "-7П в. до н. э. в Иране), идеи абсолютного ненасилия и родственности всего живого (Будда ЧЪ-Ч в. до н. э. в Индии), "чего не хочешь себе, того не делай и другим" (Конфуций ~Л-Ч в. до н. э, в Китае). Новые идеи великих мыслителей воплощались в новой практике человеческих отношений, в действиях императоров (политическая демагогия, скорбь завоевателя по поводу убитых врагов, гуманное правление, переосмысление целей и методов ведения войны (Назаретян 1996: 74-78).
Но
самые замечательные суждения о
морали оставили философы Древней Греции
и особенно Сократ (470/469-399 до н. э.). Сократ
совершает переворот в
Глава 4
Естествознание и общество
Для правильного понимания любого понятия и тем более рассмотрения причинно-следственной связи с другими понятиями и явлениями необходимо определить, что оно из себя представляет, как возникло и для чего служит.
Естествознание, ответ в самом слове - знание о естестве.
По словарю русского языка С.И. Ожегова: «естествознание – естественные науки, науки о явлениях и закономерностях и явлениях» 1.
По философскому словарю: «естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знании (наряду с науками об обществе и мышлении). Естествознание - теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет естествознание - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности…».
Получив
такой ответ, можно ли судить о
роли естествознания на общество? Не будем
торопиться. Ответ на вопрос о влияния
естествознания известен - он нас окружает.
Известен результат взаимодействия.
Для выявления причинности
Ф. Ницше утверждает, что «на протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего, кроме заблуждений; некоторые из них оказывались полезными и поддерживающими род: кто наталкивался на них или наследовал их, тот вел более удачную борьбу за себя и свое потомство. Подобные ложные верования, передававшиеся все дальше и дальше по наследству и, наконец, ставшие почти родовой основой человека, суть, например, следующие: существуют постоянные вещи; существуют одинаковые вещи; существуют вещи, вещества, тела; вещь есть то, чем она кажется; наша воля свободна; то, что хорошо для меня, хорошо и в себе и для себя. Лишь гораздо позже выступили отрицатели и скептики таких положений,— лишь гораздо позже выступила истина, как бессильнейшая форма познания».
Его
слова отражают то время, когда жизнь
определяли рефлексы. Рефлекторы подавали
сигналы и импульсы мозгу, формируя
ощущения и представления. В те времена
наших предков, согласно теории Дарвина,
называли человекоподобными обезьянами,
а их группы стадами. С появлением
сознания. Его свойствами. Возникла
потребность в получении