Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:21, контрольная работа
В прежние времена естествоиспытатель, желая рассказать широкому кругу лиц, состоящему не только из специалистов, о теме, относящейся к своей работе, был вынужден, для того чтобы пробудить у слушателей некоторый интерес, связывать по возможности свои рассуждения в первую очередь с наглядными, взятыми из жизни представлениями.
Введение………………………………………………………………………………... 3
Религия и интеллект…………………………………………………………………… 3
Религия в ранних формах существования…………………………………………… 5
Природа религиозного мировоззрения………………………………………………. 7
Бог в религии…………………………………………………………………………... 8
Проблемы религии…………………………………………………………………...... 12
Естествознание и религия…………………………………………………………….. 16
Отличие взглядов религии и современной науки на законы природы…………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………….. 25
Однако существует и другой подход к учению о Боге. Он, хотя формально неверен, в действительности столь же правильный, если не более, как и апофатический. Речь идет о катафатическом методе. Этот метод утверждает: мы должны говорить о Боге. И должны потому, что то или иное понимание Бога принципиально определяет человеческую мысль, человеческую жизнь и деятельность. Подумайте, есть разница между следующими утверждениями: я ничего не могу сказать о Боге; говорю, что Бог есть Любовь; говорю, что Он есть ненависть? Конечно, разница есть и великая, ибо каждое указание на свойства Бога является ориентиром, направлением, нормой нашей человеческой жизни. Даже апостол Павел пишет о язычниках, что все, что можно знать о Боге, они могли бы познать через рассматривание окружающего мира. Речь идет о некоторых свойствах Бога, о том, как мы воспринимаем некоторые действия Божии, этого простого Существа. И называем это свойствами Божиими. Его премудрость, Его благость, Его милосердие и так далее. Это есть только отдельные проявления Божества, которые мы можем наблюдать на самих себе и на окружающем мире. Бог же есть простое Существо. Потому, хотя все наши слова неточны, неполны и несовершенны, тем не менее, Божественное Откровение для нашего учения говорит совершенно определенно, что Бог есть Любовь, а не ненависть, Добро, а не зло, Красота, а не безобразие… Христианство говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин.4;16). Оказывается, учение о Боге-Любви, это не какая-то неопределенность, абстракция, нет, это — самое существо человеческой жизни, Он реально существующий Идеал. Потому «не любящий брата пребывает в смерти»; потому «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца»; потому «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3;14,15). Иначе говоря, знай, человек, если ты имеешь неприязнь, хотя бы к одному человеку, ты заблуждаешься и приносишь себе зло, страдание. Вы подумайте, какой великий критерий дается человеку положительным учением о Боге, Его свойствах. По нему я могу оценивать себя, свое поведение, свои поступки. Я знаю великую истину: что есть добро и что зло и, следовательно, что мне принесет радость, счастье, а что коварно погубит меня. Есть ли что-либо большее и великое для человека?! В этом сила и значение катафатического метода.
Вы понимаете теперь, почему существует Откровение Божие, которое дано в человеческих понятиях, образах, притчах, почему Он неизъяснимый и неописуемый говорит нам о Себе нашими грубыми словами? Если бы Он нам сказал на ангельском языке, мы ничего бы не поняли. Все равно, что сейчас к нам кто-нибудь вошел бы и заговорил на санскрите. Мы открыли бы рот в недоумении, хотя очень возможно, что он сообщал бы величайшие истины — мы все равно остались бы в полном неведении.
Итак,
как же учит христианство о Боге?
С одной стороны, оно говорит,
что Бог есть Дух и как Существо
простое, не может быть выражен никакими
человеческими словами и
Бог Господь снисходит к нашему ограниченному разумению и выражает нам истину в наших словах. Думаю, когда мы умрем и освободимся от этого «понятийного» языка, то с улыбкой будем смотреть на наши представления о Боге, духовном мире, ангелах, вечности… которые мы имели, даже читая Откровение. Тогда мы, с одной стороны, поймем все убожество этих наших представлений, с другой — увидим, каким благом для нас было это преоткровенное Откровение Божие о Себе, о человеке, о мире, ибо оно указывало нам путь, средства и направление спасительной жизни. То есть все это имеет прямое отношение к духовной жизни христианина.
Все мы наполнены страстями, все мы горды, все самолюбивы, однако при этом есть огромная разница между людьми. Какая? Один видит это в себе и борется с собой, а другой не видит и видеть не хочет. Оказывается, положительным (катафатическим) учением о Боге человеку даются верные критерии, мерила, с помощью которых он может правильно оценить себя, если действительно хочет быть верующим. Конечно, он может и ненавидеть брата своего, называясь верующим, но тогда, если его совесть еще не совсем сожжена и не совсем помрачен ум, он может понять, в каком бесовском состоянии находится.
А
вот, что говорит Священное Писание о Боге-Любви:
«Он
повелевает солнцу Своему восходить над
злыми и добрыми и посылает дождь на праведных
и неправедных (Мф. V;45)».
«Ибо
Он благ и к неблагодарным и злым (Лук.
VI;39)».
«Ибо
так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий верующий в
Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.
3;16)».
«В
искушении никто не говори: Бог меня искушает;
потому что Бог не искушается злом и Сам
не искушает никого. Но каждый искушается,
увлекаясь и обольщаясь собственною похотью
(Иак.1;13-14)».
«Чтобы
вы… могли… уразуметь превосходящую
разумение любовь Христову, дабы вам исполниться
всею полнотою Божиею (Еф.3;18-19)».
«Как
святые отцы смотрят на этот вопрос? Мы
найдем у них (как и в Священном Писании)
множество высказываний, в которых прямо
говорится о наказаниях Божиих за грехи.
Но что означают эти наказания, какова
их природа? Зачитаю вам их объяснения
этого серьезного вопроса».
«Преп.
Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен
и неизменен. Если кто, признавая благословным
и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает,
однако же как Он (будучи таков) о добрых
радуется, злых отвращается, на грешников
гневается, а когда они каются, является
милостив к ним; то на сие надобно сказать,
что Бог не радуется и не гневается: ибо
радость и гнев суть страсти. Нелепо думать,
чтобы Божеству было хорошо или худо из-за
дел человеческих. Бог благ и только благое
творит, вредить же никому не вредит, пребывая
всегда одинаковым; а мы, когда бываем
добры, то вступаем в общение с Богом —
по сходству с Ним, а когда становимся
злыми, то отделяемся от Бога — по несходству
с Ним. Живя добродетельно — мы бываем
Божиими, а делаясь злыми — становимся
отверженными от Него; а сие не то значит,
чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи
наши не попускают Богу воссиять в нас,
с демонами же мучителями соединяют. Если
потом молитвами и благотворениями снискиваем
мы разрешение во грехах, то это не то значит,
что Бога мы ублажили и Его переменили,
но что посредством таких действий и обращения
нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло,
опять соделываемся мы способными вкушать
Божию благость; так что сказать: Бог отвращается
от злых, есть то же, что сказать: солнце
скрывается от лишенных зрения» (Наставления
св. Антония Великого. Добротолюбие Т.1.
§ 150)» и т.д.
Одно из самых очевидных проявлений секуляризации (замена духовного лица светским), затронувших рядового человека - это «кризис правдоподобия» в религии. Иными словами, секуляризация привела к широкомасштабному крушению убедительности традиционных религиозных определений реальности. Это проявление секуляризации на уровне сознания («субъективная секуляризация», если угодно) имеет соответствие на уровне социальной структуры («объективная секуляризация»). Субъективно рядовой человек склоняется к неуверенности относительно оснований религии. Объективно же он сталкивается с большим разнообразием религиозных и иных сил, предлагающих определения реальности, которые борются между собой за обращение его в свою веру или, по меньшей мере, за его внимание и ни одна из которых не имеет силы принудить его к подчинению. Иными словами, феномен, называемый «плюрализмом», является коррелятом секуляризации сознания на уровне социальной структуры. Это соотношение взывает к социологическому анализу.
Такой анализ предоставляет прекрасную возможность показать диалектическое отношение между религией и ее инфраструктурой. Секуляризацию можно анализировать таким образом, что она предстанет «отражением» конкретного процесса в инфраструктуре современного общества. Это тем более убедительно, что секуляризация представляется «отрицательным» феноменом, то есть таким, который сам по себе не способен быть причиной чего-либо и постоянно зависит от процессов иных, чем он сам. Однако такой анализ сохраняет убедительность только в том случае, если современная ситуация рассматривается в отрыве от своего исторического фона. И в самом деле, религия под влиянием секуляризации может убедительно анализироваться как «зависимая переменная» в сегодняшней ситуации. Однако стоит задаться вопросом об исторических корнях секуляризации, как проблема формулируется совершенно по-иному. В этом случае исследователю приходится рассматривать специфические элементы религиозной традиции западной культуры именно как исторические силы, то есть как «независимые переменные».
Диалектические отношения между религией и обществом, таким образом, противятся любому доктринерскому подходу, будь то «материализм» или «идеализм». Можно показать на конкретных предметах, как религиозные «идеи», даже весьма сложные для понимания, ведут к эмпирически наблюдаемым изменениям в социальной структуре. На других примерах можно показать, как эмпирически наблюдаемые структурные изменения воздействуют на уровне религиозного сознания и формирования понятий. Только диалектическое понимание этих соотношений позволяет избежать искажений односторонне «идеалистической» или «материалистической» интерпретации. Это диалектическое понимание будет настаивать на укоренённости всякого сознания, религиозного и иного, в мире повседневной практики, однако ему следует остерегаться интерпретировать эту укоренённость в терминах механической причинности.
Совсем
другое дело - способность религии
оказывать «обратное
Исходной «ареной» секуляризации была сфера экономики, а точнее, ее области, возникшие под влиянием развития капитализма и индустриализации. Как следствие, различные слои современного общества затронуты секуляризацией в разной мере, в зависимости от их близости или, напротив, удаленности от этого процесса. Наиболее секуляризованными оказались слои, находившиеся в непосредственной близости к этому процессу. Другими словами, современное индустриальное общество породило занимающий центральное «место» сектор, который в отношении религии является своего рода «освобожденной территорией». Из этого сектора секуляризация начала распространяться «вовне» на другие социальные сферы. Одним из интересных следствий этого оказалась тенденция религии к «поляризации» между наиболее публичной и наиболее частной областью общественных установлений, а именно между институтами государства и семьи. Даже на той стадии, когда повседневная жизнь, в основном связанная с работой и отношениями вокруг неё, секуляризована в очень высокой степени, религиозные символы не исчезают - они прочно связаны с институтами государства и семьи. Например, на той стадии, когда всякий убежден, что «религия прекращается у фабричных ворот», люди, тем не менее, сохраняют убеждение, что нельзя вступать ни в войну, ни в брак без традиционной религиозной символики.
Переводя
это на привычный язык социологии,
можно сказать, что налицо «культурное
запаздывание» между секуляризацией экономики,
с одной стороны, и секуляризацией государства
и семьи, с другой. Что касается государства,
оно проявлялось в том, что в некоторых
странах сохранялось традиционное религиозное
обоснование политического строя в ту
эпоху, когда эти страны уже далеко продвинулись
по пути превращения в современные индустриальные
общества. Так, несомненно, обстояло дело
с Англией, первой вставшей на этот путь.
С другой стороны, политические силы, способствовавшие
секуляризации, действовали в странах,
отсталых в отношении капиталистически-