Представление о Вселенной

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Окружающие нас объекты природы имеют внутреннюю структуру, т.е. в свою очередь сами состоят из других объектов (яблоко состоит из клеток растительной ткани, которая сложена из молекул, являющихся объединениями атомов.). При этом естественным образом возникают различные по сложности уровни организации материи: космический, планетарный, геологический, биологический, химический, физический. Представители естественных наук, занимающиеся изучением объектов какого-либо уровня могут достичь их полного описания лишь основываясь на знаниях более “низкого” (элементарного) уровня (невозможно понять законы жизнедеятельности клетки, не изучив химизм протекающих в ней реакций). Однако реальные возможности каждого отдельного исследователя весьма ограничены (человеческой жизни недостаточно не только для того, чтобы плодотворно заниматься изучением сразу нескольких уровней, но даже заведомо не хватает на сколько-нибудь полное освоение уже накопленных знаний о каком-то одном). Из-за этого возникло деление естественно научных знаний на отдельные дисциплины, примерно соответствующие вышеперечисленным уровням организации материи: астрономию, экологию, геологию, биологию, химию и физику

Содержание

Введение

Глава 1. Из истории естествознания

1.1 Зарождение естествознания как науки

1.2 Этапы развития естествознания

Глава 2. Современная концепция естествознания

2.1 Примеры современных концепций

2.2 Современная версия происхождения объектов Вселенной

Заключение.

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

набор.docx

— 40.64 Кб (Скачать)

3) чувственное познание;

4) эмпирическое познание.

Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без  сомнения, приобретается только в  результате практики.

Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно  строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном  состоянии. Произведения искусства  помогают ощутить связь со временем. Взгляните на любую картину, и  что вы увидите? Внешне картина –  это холст, который художник «размалевал» разноцветными красками; это холст, вставленный в деревянную раму. А  внутренне – это целостный  мир, который таит свои секреты. Пытаясь  разгадать эти секреты (например, чему так таинственно улыбается  Джоконда), мы чувствуем связь с  прошлым, настоящим или будущим.

Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко).

Главное отличие  чувственного познания от эмпирического  заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью  наблюдения или эксперимента. При  проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.

Кроме теории Опарина  в современной концепции есть ещё несколько версий: Концепцию  энергетического происхождения. Она  разрабатывается ведущими учеными-синергетиками  И. Пригожиным, М. Эйгеном.

Концепцию информационного  происхождения. Ее развивали А.Н. Колмогоров, А.А. Ляпунов, Д.С. Чернавский.

 

2.2 Современная версия  происхождения объектов вселенной

 

Концепция генного  происхождения.

Современная концепция  возникновения жизни на Земле  является результатом широкого синтеза  естественных наук, многих теорий и  гипотез, выдвинутых исследователями  разных специальностей .

Для возникновения  жизни на Земле важна первичная  атмосфера (планеты). Первичная атмосфера  Земли содержала метан, аммиак, водяной  пар и водород. Именно воздействуя  на смесь этих газов электрическими зарядами и ультрафиолетовым излучением, ученым удалось получить сложные  органические вещества, входящие в  состав живых белков. Элементарными  «кирпичиками» живого являются такие  химические элементы как углерод, кислород, азот и водород. В живой клетке по весу содержится 70 процентов кислорода, 17 процентов углерода, 10 процентов  водорода, 3 процента азота, затем идут фосфор, калий, хлор, сера, кальций, натрий, магний, железо. Итак, первый шаг на пути к возникновению жизни заключается  в образовании органических веществ  из неорганических. Он связан с наличием химического «сырья», синтез которого может произойти при определенном излучении, давлении, температуре, влажности. Возникновению простейших живых  организмов предшествовала длительная химическая эволюция. Из сравнительно небольшого числа соединений (в результате естественного отбора) возникли вещества со свойствами, пригодными для жизни. Соединения, возникшие на основе углерода, образовали «первичный бульон» гидросферы. По мнению ученых, содержащие азот и  углерод вещества возникли в расплавленных  глубинах Земли и выносились на поверхность  при вулканической деятельности. Второй шаг в возникновении соединений связан с возникновением в первичном  океане Земли упорядоченных сложных  веществ – биополимеров: нуклеиновых  кислот, белков. Как осуществлялось формирование биополимеров?

Если предположить, что в этот период все органические соединения находились в первичном  океане Земли, то более сложных органические соединения могли образоваться на поверхности  океана в виде тонкой пленки и на прогреваемом солнцем мелководье. Бескислородная среда облегчала синтез полимеров  из неорганических соединений. Кислород как сильнейший окислитель разрушал бы возникающие молекулы. Сравнительно несложные органические соединения начали объединяться в крупные биологические  молекулы. Образовались ферменты –  белковые вещества-катализаторы, которые  способствуют возникновению или  распаду молекул. В результате активности ферментов возникли важнейшие «первоэлементы жизни» — нуклеиновые кислоты, сложные  полимерные вещества (состоящие из мономеров). Мономеры в нуклеиновых  клетках расположены таким образом, что несут определенную информацию, код, заключающийся в том, что каждой аминокислоте, входящей в белок, соответствует определенный набор из трех нуклеотидов, так называемый триплет нуклеиновой кислоты. На основе нуклеиновых кислот уже могут строиться белки и происходить обмен с внешней средой веществом и энергией. Симбиоз нуклеиновых кислот образовал «молекулярно-генетические системы управления.

Эта стадия, по-видимому, была отправной, переломной в возникновении  жизни на Земле. Молекулы нуклеиновых  кислот приобрели свойства самовоспроизведения  себе подобных, стали управлять процессом  образования белковых веществ. У  истоков всего живого стояли ревертаза  и матричный синтез с ДНК на РНК, эволюция РНК-овой молекулярной системы  в ДНК-овую. Так возник «геном биосферы».

Жара и холод, молнии, ультрафиолетовая реакция, атмосферные  электрические заряды, порывы ветра  и водяные струи – все это  обеспечивало начало или затухание  биохимических реакций, характер их протекания, генные «всплески». К концу  биохимической стадии появились  такие структурные образования, как мембраны, отграничивающие смесь  органических веществ от внешней  среды.

Мембраны сыграли  главную роль в построении всех живых  клеток. Тела всех растений и животных состоят из основных единиц жизни  – клеток. Живое содержание клетки – протоплазма. Современные ученые пришли к выводу, что первые организмы  на Земле были одноклеточными прокариотами – организмами, лишенными ядра («карио»  — в переводе с греческого «ядро»). По своему строению они напоминают ныне бактерии или сине-зеленые водоросли. Для существования первых «живых»  молекул, прокариотов необходим, как  для всего живого, приток энергии  извне. Каждая клетка – маленькая  «энергетическая станция». Непосредственным источником энергии для клеток служит аденозинтрифосфорная кислота и  другие соединения, содержащие фосфор. Энергию клетки получают с пищей, они способны не только тратить, но и запасать энергию.

Предметом дискуссии  является вопрос о том, возник ли на Земле сначала какой-то один вид  организма или появилось их великое  множество. Предполагают, что возникло множество первых комочков живой  протоплазмы.

Приблизительно 2 млрд. лет тому назад в живых клетках  появилось ядро. Из прокариотов возникли эукариоты – одноклеточные организмы  с ядром. Их на Земле насчитывается 25—30 видов. Самые простые из них  – амебы. У эукариотов существует в клетке оформленное ядро с веществом, содержащим код синтеза белка. Приблизительно к этому времени наметился  «выбор» растительного или животного  образа жизни. Основное различие этих образов жизни связано со способом питания, с возникновением такого важного  для жизни на Земле процесса, как  фотосинтез. Фотосинтез заключается  в создании органических веществ, например, сахаров, из углекислоты и воды при  использовании энергии света. Благодаря  фотосинтезу растения вырабатывают органические вещества, за счет которого происходит наращивание массы растений.

Так выглядит, на мой  взгляд, современная концепция происхождения  объектов Вселенной.

 

Заключение

 

Теория концепции  современного естествознания является очень многоплановой наукой. Нельзя говорить о том, что она является самостоятельной, т. к. она зависит  от истории, физики, химии, биологии, биофизики, биохимии и ряда других наук. Изучая эти науки в совокупности, мы изучаем  и теорию концепции современного естествознания.

Знаменитые и выдающиеся личности, совершившие открытия в  области физики, химии, биологии, биофизики, биохимии и ряде других наук, являются основоположниками концепции современного естествознания. Поэтому нельзя принижать  роль человека в науке и искусстве, он «действует» наравне с законами природы. Именно человеческая мысль  толкает науку вперед, на новые  свершения, помогает человечеству развиваться.

Именно целой совокупностью  естественных наук (физики, антропологии, химии, астрономии, биологии) обеспечивается наиболее полная научная картина  мира. В теории концепции современного естествознания выделяют три признака науки:

1) построение математического  объекта исследуемого объекта,  выражение исследуемого явления  в математическом выражении;

2) получение эмпирического  материала;

3) мысленное обобщение  физических и математических  типов.

Таким образом, концепция  современного естествознания – это  целая совокупность естественных наук, которые дают человеку представление  о его происхождении, строении, о  его месте во Вселенной и о  его культурном и историческом развитии. Изучая данный курс, невозможно не соприкоснуться с тайнами мироздания. Многие народы по-своему объясняли создание Вселенной, но в этих рассказах есть очень много похожих описаний.

Последние десять лет  понимание происхождения жизни  сделало огромные успехи. Остается надеяться, что следующее десятилетие  принесет еще больше: новые исследования очень активно ведутся во многих областях.

Но, именно, теория эволюции дает возможность понять оптимальную  стратегию взаимоотношения человека и окружающей живой природы, позволяет  ставить вопрос о разработке принципов  управляемой эволюции. Отдельные  элементы такой управляемой эволюции уже сегодня просматриваются, например, в попытках не простого промыслового использования, а хозяйственного управления эволюцией отдельных видов животных и растений.

Изучение процессов  эволюции важно для охраны окружающей среды. Человек, вторгаясь в природу, еще не научился предвидеть и предупреждать  нежелательные последствия своего вмешательства. Человек использует для борьбы с вредителями гексахлоран, ртутные препараты и многие другие ядовитые вещества. Это немедленно ведет к эволюционному «ответу» природы – возникновению устойчивых к пестицидам рас насекомых, «суперкрыс», устойчивых к антикоагулянтам.

Часто таким же катастрофическим становится промышленное загрязнение. Миллионы тонн стиральных порошков, попадая  в сточные воды, убивают высшие организмы и вызывают невиданное прежде развитие цианей и некоторых  микроорганизмов. Эволюция в этих случаях  приобретает уродливые формы, и  не исключено, что в будущем человечество столкнется с неожиданной «эволюционной  угрозой» со стороны каких-нибудь суперустойчивых  к промышленным загрязнениям микроорганизмов, бактерии и цианей, которые смогут изменить облик нашей планеты  в нежелательном направлении.

 

Список используемой литературы

 

1. Агапова О.В., Агапов  В.И. Лекции по концепциям современного  естествознания. Вузовский курс. –  Рязань, 2000.567стр.

2. Гайденко П.П.  Эволюция понятия науки. - М.: «Наука», 1980..125 стр

3. Гребенников В.И.Естествознание. М; наука.1998г. 225 стр.

4. Горелов А.А.  Концепции современного естествознания. М.: Высш. Образование, 2005.

5. Грибанов С.В.  Борисов И.Н. Учебный терминологический  словарь по философским концепциям  современного естествознания. Нижний  Новгород. Издательство ФГОУ ВПО  «ВГАВТ» 2009г.457 стр.

6. Дубнищева Т.Я.  Ретрофизика в зеркале философской  рефлексии. – М.: ИНФРА-М, 1997.148 стр.

7. Койре А. Очерки  истории философской мысли О  влиянии философских концепций  в развитии теорий. - М.: «Наука1985г. 347 стр.

8. Карпенков С.Х.  Основные концепции естествознания. Изд. 3-е. М.: Академический Проект, 2004г. 238 стр.

9. Рожанский И.Д.  Развитие естествознания в эпоху  античности. - М.: «Наука», 1999г.234 стр.

10. Тимкин С.А. Курс  лекций история естествознания  лекция 1 541 стр.

11. Чирцов А.С. Конспект  лекций для факультетов экономической  ориентации 621 стр.

12. Филин С.П. Концепции  современного естествознания: конспект  лекций 162 стр. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Представление о Вселенной