Представление о Вселенной

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Окружающие нас объекты природы имеют внутреннюю структуру, т.е. в свою очередь сами состоят из других объектов (яблоко состоит из клеток растительной ткани, которая сложена из молекул, являющихся объединениями атомов.). При этом естественным образом возникают различные по сложности уровни организации материи: космический, планетарный, геологический, биологический, химический, физический. Представители естественных наук, занимающиеся изучением объектов какого-либо уровня могут достичь их полного описания лишь основываясь на знаниях более “низкого” (элементарного) уровня (невозможно понять законы жизнедеятельности клетки, не изучив химизм протекающих в ней реакций). Однако реальные возможности каждого отдельного исследователя весьма ограничены (человеческой жизни недостаточно не только для того, чтобы плодотворно заниматься изучением сразу нескольких уровней, но даже заведомо не хватает на сколько-нибудь полное освоение уже накопленных знаний о каком-то одном). Из-за этого возникло деление естественно научных знаний на отдельные дисциплины, примерно соответствующие вышеперечисленным уровням организации материи: астрономию, экологию, геологию, биологию, химию и физику

Содержание

Введение

Глава 1. Из истории естествознания

1.1 Зарождение естествознания как науки

1.2 Этапы развития естествознания

Глава 2. Современная концепция естествознания

2.1 Примеры современных концепций

2.2 Современная версия происхождения объектов Вселенной

Заключение.

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

набор.docx

— 40.64 Кб (Скачать)

Итак. В средние  века представления об естествознании изменились. На первое место вышло  божественное происхождении Вселенной, а древних греков происхождение  было научно – математическим. Что  же было дальше?

Возрождение (1450 – 1600гг.). Новый тип человека – новый  тип Вселенной. В отличие от средневековья (да, пожалуй, и от других эпох) гордость и самоутверждение, сознание собственной  силы и таланта становятся отличительными качествами человека эпохи Ренессанса. Нельзя сказать, что до 15-го века не было людей всесторонне образованных, талантливых, энергичных (Данте, Р. Бэкон, Фома Аквинский). Однако в отличие  от Леонардо да Винчи, Макиавелли, Бенвенуто  Челлини они не стремились всех превзойти, это не было их сознательной целью, причем всех превзойти не только в  одном каком-нибудь искусстве или  науке, но именно в разносторонности, в умении все сделать и все  познать. Б. Челлини: “Все эти художества весьма и весьма различны, так что  если кто исполняет хорошо одно из них и хочет взяться за другие, то почти никому они не удаются; тогда  как я изо всех сил моих старался одинаково орудовать во всех этих художествах”. Внеприродная, сверхприродная сущность человека – это христианское положение, согласно которому Творец дал  человеку свободную волю и поставил господином над природой, однако лишь постольку, поскольку человек –  раб божий; так как подлинным  творцом мира и самого человека является бог. Эпоха Возрождения в Западной Европе снимает с человека это  ограничение, оставляя ему божественные свойства, ему уже не обязательно  быть рабом, чтобы творить и управлять  природой.(1).

Означает ли выше изложенное. Что в эпоху Возрождения  появилась новая концепция и  новый взгляд на происхождение Вселенной. Наверное да. На первое место, на мой  взгляд, здесь выходит не огонь. Вода или воздух. Не математика или физика. А природа самого человека, его  совершенство. Заканчивая рассмотрение достижений естествознания в эпоху  возрождения выскажу мнение. Что  появилась теория первоначале разума.

Последующее развитие естествознания. Конечно, связано с  именем гениального физика И. Ньютона. Оптические исследования. Тяготение  – это не полный список его открытий. Ньютон произвёл «революцию» в физике. Изменились и представления о  человеке, о науке, об ученом, о научном  поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между  научным знанием и религиозной  верой.

Следующая научная  революция, после которой резко  изменилась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это  произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных  фактов, которые не могли быть описаны  в рамках старых теорий, как это  обычно бывает в науке. К таким  фактам относятся прежде всего:

исследования Фарадея  по электрическим явлениям, работы Максвелла и Герца по электродинамике, изучение явления радиоактивности  Беккерелем, открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном. В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны  с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат  тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших  гравитационных полей (или массы) с  искривлением пространства. Эта часть  теории используется в космологических  моделях.

Таким образом, на первое место вновь выходит концепция  научного происхождения Вселенной.

 

Глава 2. Современная  концепция естествознания

 

2.1 Примеры современных  концепций

 

В данной главе предстоит  подробнее чем в введении рассмотреть  современную концепцию происхождения  объектов Вселенной.

Достаточно много  современных исследователей занимаются вопросом, поставленным в теме данной работы. Попробую их сгруппировать  и выделить общие черты.

В настоящее время  пришла пора не только обосновать принципиальную целостность интегральность) всего  естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными  и как бы самостоятельными разделами  науки о Природе, начинает осуществляться необходимая заключительная ннтегрально-дифференциальная стадия. Таким образом, естествознание как действительно единая наука  о Природе рождается только теперь. На данной заключительной стадии можно  на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как  единый многогранный объект естествознания. Тем не менее, все эти стадии исследования Природы, представляют собой звенья одной цепи.(1). Этот автор представляет нам концепцию основанную на трудах Платон. Только в более современном  виде с применением высшей математики. «Необходимая для всего точного  естествознания математика начинается с простейшего счета и простейших измерений (прежде всего с обычной  геометрии Евклида). По мере своего оформления теоретическое, точное, математизированное естествознание систематически использует все более совершенный математический арсенал, вплоть до самой изощренной высшей математики.»(2).

Рассматривая различные  области природы целенаправленно  и планомерно, можно открыть такие  явления, которые остаются незамеченными  и скрытыми, если наблюдения ведутся  беспорядочно и бессистемно. Сложностью объекта познания обусловлен научный  метод его изучения, который предполагает изучение объекта, процесса, явления  в генезисе(зарождении), становлении (развитии), статике, динамике, во взаимодействии взаимосвязях с другими объектами  и со всех сторон, а также создании модели объекта (первоначально, возможно грубой), которой присущи немногие, но самые важные для данного рассмотрения его свойства.

В современной концепции  естествознания входят такие понятия  как(3).: АКСИОМА – исходное положение  определённой теории, в её пределах принимаемое без доказательств.

АНАЛИЗ – метод  научного исследования, сводящийся к  разложению объекта исследования на составные части и осуществляемый мысленно или фактически.

АНАЛОГИЯ – сходство тождественных объектов в некоторых  сторонах, качествах, отношениях.

ГИПОТЕЗА – предположительное  суждение о закономерной связи явлений, форма развития науки.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ –  распространение выводов по одной  части каких-либо явлений на др. часть, на явление в целом, на будущее  и т.п. В математике и статике  – продолжение динамического  ряда данных по определенным формулам. Применяется при анализе, диагнозе, прогнозе.

Когда в данной работе рассматривалось развитие естествознания в Древней Греции, то там тоже упоминались объекты мышления человека, именуемые логикой(1).Что же получается ничего не изменилось. Но такого не может  быть. Хотя бы потому-то, в истории  человечества те или иные события  накладывают отпечаток на развитие общества. Во времена, например, Платона. Они были одни, а на современном  этапе они другие. По мнению Карпекова  К.С.(2).(который по моему мнению наиболее полно обозначил современную  концепцию происхождения объектов Вселенной.). В.И. Вернадский впервые  поставил вопрос о рациональном контроле над окружающей средой. Ноосфера Вернадского  – это сфера материального, в  котором в качестве управляющего, регулирующего фактора господствует имеющий материальную природу разум  человека. По идее, это господство не должно быть покоряющим, подавляющим природу. Оно должно гармонизировать отношения человека с природой.

Можно с полной ответственностью сказать, что в данный исторический период своего развития жизнь на Земле  находится в прямой зависимости  от тех решений, которые примет человечество по своему спасению, опираясь даже на простую  целесообразность. Исходя из этого, учеными  ведущих стран мира разработана  так называемая «Модель устойчивой мировой системы».

В основу модели устойчивой мировой системы положены следующие  принципы:

1. Переход от принципов  беспредельного примитивного накопления  материальных богатств к сдержанному  и лишь необходимому достатку, т.е. от господства капитала  – к господству Разума и  духа.

2. Возвращение биосферы  в устойчивое состояние.

3. Придание всей  оставшейся девственной природе  заповедного статуса в мировом  масштабе.

4. Крайне экономное  и эффективное использование  ресурсов Земли.

5. Применение лишь  экологически чистых, замкнутых  технологий.

6. Стабилизация численности  населения.

7. Отказ от применения  силы в мировом масштабе.

8. Равноправие государств  и народов и запрещение идеологии  господства одной группы государств  и народов над миром.

Все это можно  с полным основанием назвать вариантами решения проблемы сохранения жизни  на Земле. В современном «постиндустриальном» обществе в научные разработки и  технологическую деятельность вовлечены  миллионы людей. Работа их определяет судьбы миллиардов, поэтому без глубокого  освоения идей, языка и методов  современной науки невозможно разумно  управляемое развитие человеческой цивилизации. Экологический кризис, поставивший человечество на грань  катастрофы, вызван не научно-техническим  прогрессом, а напротив – недостаточным  распространением в обществе научных  и культурных знаний, породившим благодатную  почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей далеко не высшего порядка и их удовлетворению в ущерб окружающей природе.

Человечество на пороге нового тысячелетия находится  в состоянии настоящей революции  в области коммуникации и информации, подготовившей и смену мировоззрения. Информация превратилась в глобальный и, в принципе, неистощимый ресурс человечества, вступающего в новую  эру развития цивилизации – эпоху  интенсивного освоения этого информационного  ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Многие решения, определяющие будущее, зависят от адекватной интерпретации научных открытий. Наука – не набор непреложных  истин и научный метод –  лишь один из способов познания природы. Когда-то Ньютон заметил: «Тот, кто копается в глубоких шахтах знания, должен, как  каждый землекоп, время от времени  подниматься на поверхность подышать свежим воздухом», имея в виду, что  «углубление шахт знания» может  привести их неустойчивости.

Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью нашего времени. Один из самых известных физиков нашего столетия Макс Борн как-то сказал: «Нынешние  политические и милитаристические  ужасы, полный распад этики – всему  этому я был свидетелем на протяжении моей жизни. Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то разновидности  оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин  и электронных компьютеров». Поэтому  в обучении важны и современные  знания, и соответствующая им ответственность  и мораль. Велика в этом роль естествознания как попытки найти логически  безупречный ответ на главный  вопрос – происхождение мироздания и человечества.

Сегодня проблема происхождения  жизни исследуется широким фронтом  различных наук. Концепцию субстратного происхождения жизни (ее придерживаются биохимики во главе с А.И. Опариным).(1).

В 1924 году вышла в  свет книга «Происхождение жизни» советского ученого А.И. Опарина, где он экспериментально доказал, что органические вещества могут образовываться абиогенным путем  при действии электрических зарядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей  на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, метана и др. Под влиянием различных факторов природы эволюция углеводородов привела к образованию  аминокислот, нуклеидов и их полимеров, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в первичном  бульоне гидросферы способствовали образованию коллоидных систем, так  называемых коацерватов, которые, выделяясь  из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали  на внешнюю среду. Превращению углеродистых соединений в химический период эволюции способствовала атмосфера с ее восстановительными свойствами, которая потом стала  приобретать окислительные свойства, что свойственно атмосфере и  в настоящее время

Гипотеза Опарина  способствовала конкретному изучению происхождения простейших форм жизни. Она положила начало физико-химическому  моделированию процессов образования  молекул аминокислот, нуклеиновых  оснований, углеводородов в условиях предполагаемой первичной атмосферы  Земли. Напрашивается вывод о том. что всему началом было явление природы. А вовсе не человеческий разум, лднако мною указаны не все современные способы естествознания. На них указывает Филин С.П.(1). Это виды познания:

1) житейское познание;

2) художественное  познание;

Информация о работе Представление о Вселенной