Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:08, курсовая работа
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
Кооперация дословно означает
На данном этапе
большинство потребительских
Реализация социальной миссии потребительской кооперации напрямую связана с эффективным использованием заемных средств как одного из основных источников финансирования организаций потребительской кооперации.
Наблюдается спад объемов производства в общественном секторе сельского хозяйства, который сопровождается реорганизацией сельскохозяйственных предприятий и становлением частных семейных хозяйств.
По сравнению с 1990 г. производство продукции в хозяйствах населения возросло к 2006 г. в 2 раза, а в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилось на 30%. Созданные вновь крестьянские (фермерские) хозяйства производят незначительное количество продукции - примерно 3% от общего объема.
В 2006 г. в хозяйствах населения было произведено: картофеля - 30,6 млн. т; овощей - 10,7 млн. т; плодов и ягод - 2,8 млн. т; скота и птицы (в живом весе) - 4,0 млн. т; молока - 16,7 млн. т. От общих объемов производства в хозяйствах всех категорий это составило: по картофелю - 93,0%; овощам - 81,5%; плодам и ягодам - 85,5%; скоту - 55,0%; молоку - 50,3%.
Сейчас, как никогда,
актуален вопрос развития рыночной инфраструктуры
и, прежде всего, создания эффективного
механизма распределения
Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, "несущей конструкцией" трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.
Современный этап
развития России характеризуется включением
страны в процессы глобализации, усиливающей
взаимозависимость и
В реализации данных
проектов активную роль может сыграть
потребительская кооперация, которая
сохранила кооперативную
Потребительская кооперация в настоящее время - это некоммерческая, неправительственная организация, которая в сельской местности выполняет значительные социальные функции. Кооперативные организации дают работу свыше 400 тысячам человек, содержат в малых и отдаленных населенных пунктах 29 тысяч убыточных магазинов, продавая товары по ценам райцентров и городов и обслуживая около 5 миллионов человек, решает бытовые проблемы сельских граждан. Большую роль потребительская кооперация может играть в развитии сельского хозяйства и обеспечении продовольственной безопасности страны.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений.
Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование.
Если существующие
в настоящее время тенденции
в воспроизводстве
Таким образом,
по мере развития рыночных отношений
и конкуренции, ускорения перестройки
отраслевой структуры занятости
ценность профессиональной подготовки
работника неизбежно возрастет.
Это будет способствовать увеличению
занятости молодежи на учебе. Мировой
и отечественный опыт подтверждают
тенденцию роста
В отличие от зарубежных кооперативов организации российской потребительской кооперации имеют сравнительно высокий уровень производства, производственный и интеллектуальный потенциал.
В системе отношений
"государство - кооператив" в подавляющем
большинстве стран
В настоящее время повышается роль кооперативных объединений на государственном уровне, что объясняется следующим:
возрастает конкуренция со стороны крупных объединений предприятий других организационно-правовых форм собственности;
современные технологии весьма дороги и не могут быть использованы мелкими кооперативами из-за недостаточности оборотных средств;
постоянно меняющиеся
условия хозяйственного кооперативов
вынуждают кооперативы
появляется возможность
осуществлять кооперирование в кредитно-финансовой
сфере путём создания кооперативных
банков для коллективного
В современных условиях кооперативные организации самостоятельно выбирают наиболее привлекательную для них правовую форму деятельности.
Традиционно выделяют три основные формы разновидности организационно-правовых форм современных кооперативов:
1. "Чистые
кооперативы" - это кооперативы,
в которых установлено
2. "Кооперативы
акционерного типа" - это кооперативы,
в которых преобладают
3. Кооперативы,
занимающие промежуточное
Внутренние проблемы современных кооперативов возникают из противоречивости целей, которые они преследуют: с одной стороны, необходимо защищать интересы пайщиков, а с другой стороны - следует соблюдать законы рыночной экономики.
Перечислим общие для всех кооперативов проблемы, связанные с образованием капитала и распределением результатов работы:
1) заинтересованность
пайщиков в распределении
2) кооперативы
имеют гораздо меньше
3) привлечение
кооперативом заемного
4) государство
оказывает финансовую
3. Перспективы развития потребительской кооперации России
Стратегия устойчивого развития потребительской кооперации и социальное управление предполагают увеличение численности пайщиков и обслуживаемого населения, покупающих товары в сельской местности, а в качестве приоритетных направлений определяются:
сохранение существующих и развитие новых отраслей и видов деятельности;
создание в каждом районе с учетом экономической целесообразности маломасштабных производств (хлеба, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков), развитие народных промыслов;
совершенствование
планирования и использования ресурсов,
внедрение современных
Розничная торговля потребительской кооперации должна быть конкурентоспособной и занимать прочные позиции на потребительских региональных рынках.
В Концепции
развития потребительской кооперации
Российской Федерации на период до
2010 года намечены основные направления
совершенствования розничной
Одно из главных
направлений - изменение ассортиментной
политики в розничной торговле потребительской
кооперации. Ассортиментная политика
направлена на расширение ассортимента
товаров в магазинах
В Концепции намечено дальнейшее развитие розничной торговой сети потребительской кооперации.
Совершенствование размещения торговых предприятий предусматривает, во-первых, создание удобств сельским покупателям при приобретении товаров; во-вторых, расширение торговой сети в городах.
Намечено осуществлять
реконструкцию действующих
Мини-маркеты должны стать распространенным типом магазина в рядовом сельском населенном пункте.
Универмаги и торговые дома - основные типы магазинов в районных центрах.
Информация о работе Перспективы развития потребительской кооперации России