Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:08, курсовая работа
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
Кооперация дословно означает
Введение
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
Кооперация дословно
означает "совместная деятельность".
В широком смысле слова кооперация
- это объединение совместных усилий
отдельных людей или групп
людей для достижения какой-либо
цели. В более конкретном и узком
смысле термин "кооперация" используется
для обозначения особой общественно-экономической
организации
Потребительская
кооперация, являющаяся одним из величайших
открытий человеческой цивилизации, выдержавшая
разрушительные действия первой волны
реформаторских сил в начале 90-х
годов XX века, сохранившая в большинстве
случаев материально-
Кооперация во всем многообразии ее видов и форм - важнейший элемент рыночной экономики. В основе кооперации лежит идея о потенциальных возможностях мелких и средних предпринимателей к самосовершенствованию, гибкости, выживаемости в самых сложных политических и экономических ситуациях.
Кооперацию называют экономикой бедных. Это справедливо, когда мы говорим о времени ее зарождения. Но, судя по тому, насколько популярна кооперация в мире сегодня, правильнее будет говорить, что кооперация - экономика людей, умеющих считать деньги, экономика рачительных хозяев.
Выше перечисленные аспекты предопределили актуальность выбранной темы.
Целью выполнения курсовой работы является изучение структуры потребительской кооперации России, ее роль в экономике страны.
На основе поставленной цели ставятся следующие задачи:
Структура
работы определена введением, тремя
разделами и заключением. В конце работы
прилагается список использованной литературы.
1. Сущность и значение деятельности кооперативных организаций в экономике
Для выполнения
социальной миссии и задач, предусмотренных
Законом "О потребительской кооперации.
Организации потребительской
кооперации осуществляют многоотраслевую
хозяйственную деятельность. Основными
отраслями хозяйственной
Наряду с основными отраслями деятельности организации потребительской кооперации занимаются строительством, содержат транспортное хозяйство, осуществляют сельскохозяйственную деятельность (растениеводство, животноводство), звероводство и рыболовство, и другую деятельность.
Потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения.
Она занимается
производством
Потребительская
кооперация свою многоотраслевую деятельность
осуществляет в основном в сельской
местности и поэтому тесно
связана с предприятиями
Переход к рынку обострил ситуацию в стране по обеспечению сельского населения товарами. Потребительская кооперация как сельская торговая система призвана участвовать в решении общегосударственной задачи по стабилизации и развитию сельского потребительского рынка.
Особое значение
в условиях сокращения продовольственных
ресурсов и снижения реальных доходов
населения приобретает проблема
по обеспечению населения
Для реализации
разнообразной социально-
Таким образом,
осуществляя хозяйственную
Развивая на селе свою многоплановую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует повышению уровня занятости и доходов сельского населения.
К началу реформ потребительская кооперация являлась весомым работодателем на селе. В 1990 году в системе Центросоюза Российской Федерации было занято более 1,5 млн. постоянных работников, из которых почти 2/3 трудились на предприятиях торговли и общественного питания. Вследствие сокращения объёмов хозяйственной деятельности, а также развития таких прогрессивных процессов, как сокращение управленческого аппарата, совершенствование организации и оплаты труда работников, внедрение информационных технологий, среднесписочная численность работников потребительской кооперации сократилась в 3,5 раза и на начало 2002 г. составила 425,2 тыс. человек, из которых в торговле и общественном питании занято 44,5%.
За 2002-2005 гг. в системе Центросоюза России было создано 58742 рабочих мест (31 в среднем на районах), в том числе по одной с лишним тысяче рабочих мест в Брянском, Владимирском, Смоленском, Тверском, Новгородском, Ставропольском, Татарском, Удмуртском, Кировском, Чувашском, Псковском, Нижегородском, Краснодарском, Ростовском, Кабардино-Балкарском потребсоюзах, 2904 рабочих мест - в организациях Башпотребсоюза.
В 2005г. было введено 20,1 тыс. новых рабочих мест, что на 19,6% больше по сравнению с 2000г., на вновь созданные рабочие места принято 19 тыс. человек. Среди принятых на работу в кооперативные организации 10-15% составляют ранее уволенные работники потребительской кооперации, остальные - это или молодежь, только вступившая в трудовую жизнь, или лица, потерявшие работу в сельскохозяйственных и других предприятия, организациях и учреждениях. При приёме на работу преимущество отдается наиболее социально уязвимым слоям населения: женщинам, молодёжи до 30 лет, инвалидам и пенсионерам.
Помимо лиц, принятых на работу на вновь созданные рабочие места, в 2005г.38,8 тыс. человек было привлечено в организации потребительской кооперации на временную и сезонную работу, 7,5 тыс. человек - привлечено на работу на условиях неполного рабочего дня. Всего в 2005 году было дополнительно привлечено на работу в системе Центросоюза России 64,7 тыс. человек (больше, чем в прошлом году, на 4,3%), в том числе 32,2 тыс. человек в сельской местности (больше на 4,7%)
Торговля - наиболее
крупная отрасль деятельности потребительской
кооперации, в которой используется
значительная часть экономических
ресурсов и занято две трети общей
численности работников системы. Оптовую
торговлю в основном осуществляют союзы
потребительских обществ через
свои межрайонные и другие оптовые
базы. Через розничную торговлю производится
конечная продажа магазинами и предприятиями
общественного питания
Почти все кооперативные
магазины отпускают товары в долг.
Суммарная величина долга сельских
жителей организациям потребительской
кооперации составила в 2005 году 4,5 млрд.
руб. в долг без взимания процентов
отпускаются товары больницам, домам
престарелых и инвалидов. Задолженность
бюджетных организаций
Торговое обслуживание жителей малых и отдалённых сельских поселений осуществляется, практически, только организациями потребительской кооперации, которые от этой деятельности несут убытки. В 2005 году содержание планово-убыточных торговых точек обошлось кооператорам в 724,6 млн. руб.
Многодетным малообеспеченным семьям, престарелым, инвалидам из числа пайщиков в ряде районов кооператоры продают товары и оказывают бытовые услуги по сниженным ценам, на льготной основе помогают в доставке топлива, строительных материалов, ведении приусадебного хозяйства. Общая сумма льгот по социальной поддержке пайщиков в 2005 году составила 2497,1 млн. руб.
Таким образом, торговля имеет важное значение в рыночной экономике и в экономике потребительской кооперации:
торговля выступает
посредником между
торговлю осуществляют организации разных организационно-правовых форм, в том числе потребительские общества и их союзы, составляющие систему потребительской кооперации;
торговля выполняет различные функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;
торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Потребительская кооперация является крупной универсальной заготовительной системой. Она занимается закупкой более 60 различных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья. К ним относятся:
Организации потребительской кооперации (потребительские общества и потребительские союзы) закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов, кооперативов, акционерных обществ и товариществ), крестьянских (фермерских) хозяйств и у хозяйств населения (личные подсобные хозяйства граждан). Хозяйства населения производят более 50% всей сельскохозяйственной продукции, производимой в стране.
Потребительская
кооперация для выполнения своей
социальной миссии и задач, предусмотренных
Законом "О потребительской кооперации.
Потребительская
кооперация своим содержанием, организационно-правовой
формой и функциональным назначением
призвана играть важную роль в социально-экономических
процессах российского общества
и проводимых им реформах на основе
использования всех своих потенциальных
возможностей для решения экономических
задач и выполнения возложенной
на нее социальной миссии по защите,
поддержке и оказанию помощи, нуждающимся
слоям населения.
2. Оценка современного состояния потребительской кооперации России
Структурная организация
потребительской кооперации в условиях
региона представляет собой союз
кооперативов (потребительских обществ),
обеспечивающий своим членам преимущества
системного характера. Её уникальность
в настоящее время определяется
сохранённым организационным
Информация о работе Перспективы развития потребительской кооперации России