Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа
Очевидно, что наука представляет собой важнейшую сферу человеческой культуры. Как целостный феномен она возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Основанием данной периодизации является противоречие объекта и субъекта познания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Структура и методы научного познания…………………………….….....5
Методы научного познания, методология естествознания…......6
Структура научного познания………………………………..…..12
Логика развития естествознания. Модели развития науки………………15
Модель развития науки Томаса Куна………………………………17
Модель развития науки Имре Лакатоса……………………………18
Модель развития науки кейс стадис…………………………….......21
Понятие научных революций……………………………………………...23
Первая научная революция. XVII век………………………………24
Вторая научная революция. Конец XVIII - начало XIX века....……27
Третья научная революция. Конец XIX - середина XX века..……..28
Четвертая научная революция. XXI век………………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..….35
Учитывая огромный вклад в современную науку А. Эйнштейна, третью революцию в истории науки и естествознания также называют эйнштейновской.
Все описанные перестройки оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его распространением в новые предметные области и обнаружением новых типов объектов, но и изменениями места и функций науки в общественной жизни. Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п. Становление оснований естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством.
В современную эпоху мы
являемся свидетелями новых радикальных
изменений в основаниях науки. Эти
изменения можно
Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Огромным достижением современной научно-технической революции является создание ОТС - общей теории систем, позволившей взглянуть на мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем.
Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. synergeia – совместный, согласованно действующий) – это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т.д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Это открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т.е. увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса. Синергетика обнаружила, что система в своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и в эти моменты она имеет веерный набор возможностей выбора направления дальнейшего развития. Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий, которые являются своеобразным «толчком» системы в формировании новых устойчивых структур.
Интенсивное применение научных
знаний практически во всех сферах
социальной жизни, изменение самого
характера научной
Реализация комплексных
программ порождает особую ситуацию
объединения в единой системе
деятельности теоретических и
Основой упомянутого синтеза
картин реальности становятся идеи эволюционизма
и историзма. Исторически развивающиеся
системы представляют собой более
сложный тип объекта даже по сравнению
с саморегулирующимися
По-новому строятся и философские основания постнеклассической науки. Философия фиксирует зависимость научного познания от социальности и состояния культуры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями (социокультурный подход в развитии науки), а также признает историческую изменчивость онтологических допущений, идеалов и норм познания. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий "теория", "метод", "факт", "обоснование", "объяснение" и т.п.
Развитие современной теории познания предполагает анализ и осмысление фундаментальных изменений, происходящих в науке, культуре и образовании в связи с широким внедрением компьютерных технологий и персональных компьютеров. Вследствие этого происходят исследования в области когнитивной науки, где знание и информация являются главным предметом. Представление знания, как оно исследуется в когнитивной науке, не только предполагает предметное его содержание, но и определяет интерпретативную деятельность субъекта, социокультурную обусловленность его знания и поведения, а также фиксирует другие связи и отношения, представленные в традиционных эпистемологических структурах лишь опосредованно.
Как мы уже поняли, научные революции были одновременно сменой типов рациональности. Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь, ее ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки и гносеологии.
Итак, в конце XX — начале
XXI века происходят радикальные
изменение в основаниях научного
знания и деятельности. Основные
события периода четвертой
мировоззренческими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению длительного и сложного процесса развития научного познания, в частности, развития естествознания – науки о природе как единой целостности. Познание – это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный и противоречивый процесс. Чем глубже исследователь проникает в сущность материального и духовного мира, тем сложнее и многостороннее становится процесс познания. Поэтому поиск правильных методов научного познания, определение способов и правил приобретения истинных знаний приобретает важное научное и методологическое значение. В ходе развития науки и общественной практики и в ходе практической реализации результатов научного познания исследователи внимательно отбирают рациональные методы познания, отбрасывают в сторону непродуктивные способы и правила, которые не дают возможности приобрести новые знания. Этим занимается целая наука, именуемая методологией. На данный момент существует множество методов познания (эмпирического и теоретического уровня: наблюдение, эксперимент, индукция, абстрагирование и др.) и создаются или получают дальнейшее развитие новые методологические программы, новые способы постановки научных проблем (системный подход, развитие синергетики).
Современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе. Естествознание является основой для формирования научной картины мира. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных естественнонаучных теорий. Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней происходят качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира .Научные революции были одновременно и сменой типов рациональности (классический, неклассический, постнеклассический).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.— М.: АСТ, 2001.
Информация о работе Научный метод, логика и методология развития естествознания