Научный метод, логика и методология развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что наука представляет собой важнейшую сферу человеческой культуры. Как целостный феномен она возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Основанием данной периодизации является противоречие объекта и субъекта познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Структура и методы научного познания…………………………….….....5
Методы научного познания, методология естествознания…......6
Структура научного познания………………………………..…..12
Логика развития естествознания. Модели развития науки………………15
Модель развития науки Томаса Куна………………………………17
Модель развития науки Имре Лакатоса……………………………18
Модель развития науки кейс стадис…………………………….......21
Понятие научных революций……………………………………………...23
Первая научная революция. XVII век………………………………24
Вторая научная революция. Конец XVIII - начало XIX века....……27
Третья научная революция. Конец XIX - середина XX века..……..28
Четвертая научная революция. XXI век………………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..….35

Работа содержит 1 файл

КСЕ курсовая Научный метод, логика и методология развития естествознания.docx

— 78.37 Кб (Скачать)

Учитывая огромный вклад  в современную науку А. Эйнштейна, третью революцию в истории науки  и естествознания также называют эйнштейновской.

Все описанные перестройки  оснований науки, характеризовавшие  глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его распространением в новые предметные области и  обнаружением новых типов объектов, но и изменениями места и функций  науки в общественной жизни. Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п. Становление оснований естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством.

      1. Четвертая научная революция. XXI век.

В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных  изменений в основаниях науки. Эти  изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Огромным достижением современной научно-технической революции является создание ОТС - общей теории систем, позволившей взглянуть на мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем.

Научное исследование таких  систем требует принципиально новых  стратегий, которые частично разработаны  в синергетике. Синергетика (греч. synergeia – совместный, согласованно действующий) – это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т.д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Это открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т.е. увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса. Синергетика обнаружила, что система в своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и в эти моменты она имеет веерный набор возможностей выбора направления дальнейшего развития. Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий, которые являются своеобразным «толчком» системы в формировании новых устойчивых структур.

Интенсивное применение научных  знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах  хранения и получения знаний (компьютеризация  науки, появление сложных и дорогостоящих  приборных комплексов) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными  исследованиями на передний план все  более выдвигаются междисциплинарные  и проблемно-ориентированные формы  исследовательской деятельности. Специфику  современной науки XXI века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического, социополитического и социокультурного характера.

Реализация комплексных  программ порождает особую ситуацию объединения в единой системе  деятельности теоретических и экспериментальных  исследований, прикладных и фундаментальных  знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных  науках. Постепенно стираются жесткие  разграничительные линии между  картинами реальности, определяющими  видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины  мира. На ее развитие оказывают влияние не только достижения фундаментальных наук, но и результаты междисциплинарных прикладных исследований. В этой связи уместно, например, напомнить, что идеи синергетики возникали и разрабатывались в ходе многочисленных прикладных исследований.

Основой упомянутого синтеза  картин реальности становятся идеи эволюционизма  и историзма. Исторически развивающиеся  системы представляют собой более  сложный тип объекта даже по сравнению  с саморегулирующимися системами. Историческая эволюция характеризуется  переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе  с новой уровневой организацией элементов. В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика). В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея "Большого взрыва"), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики. Ориентация современной науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает идеалы и нормы исследовательской деятельности.

По-новому строятся и философские  основания постнеклассической науки. Философия фиксирует зависимость научного познания от социальности и состояния культуры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями (социокультурный подход в развитии науки), а также признает историческую изменчивость онтологических допущений, идеалов и норм познания. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий "теория", "метод", "факт", "обоснование", "объяснение" и т.п.

Развитие  современной  теории  познания  предполагает анализ  и  осмысление  фундаментальных  изменений, происходящих  в  науке,  культуре  и  образовании  в  связи  с широким  внедрением  компьютерных  технологий  и персональных  компьютеров.  Вследствие этого происходят исследования  в области  когнитивной науки,  где  знание и информация  являются главным предметом. Представление знания, как оно исследуется в когнитивной  науке,  не  только  предполагает  предметное  его содержание,  но и определяет интерпретативную деятельность субъекта, социокультурную обусловленность его знания  и поведения,  а  также  фиксирует  другие  связи  и  отношения, представленные в традиционных эпистемологических структурах лишь опосредованно.

Как мы уже поняли, научные революции были одновременно сменой типов рациональности. Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь, ее ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки и гносеологии.

Итак, в конце XX —  начале XXI  века происходят  радикальные  изменение  в основаниях  научного  знания  и  деятельности. Основные события периода четвертой научной  революции —  компьютеризация  науки,  усложнение  приборных  комплексов,  возрастание междисциплинарных  исследований,  комплексных  программ, сращивание  эмпирических  и  теоретических,  прикладных  и фундаментальных  исследований,  разработка  идей  синергетики. Основные характеристики: что касается научной картины мира: — взаимодействие различных картин  реальности;  превращение  их  во  фрагменты  общей картины мира, взаимодействие путем «парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных линий; на  передний  план  выходят  уникальные  системы —  объекты, характеризующиеся  открытостью  и  саморазвитием,  исторически развивающиеся  и  эволюционно  преобразующиеся  объекты, «человекоразмерные» комплексы. Знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это  выражается  прежде  всего  в  том,  что  включаются аксиологические  факторы  в  объяснения,  а научное  знание  с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры,  истории  как  нераздельное  с  ценностями  и

мировоззренческими установками, что в целом сближает науки  о природе и науки о культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена  изучению длительного и сложного процесса развития научного познания, в частности, развития естествознания – науки о природе как единой целостности. Познание – это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный и противоречивый процесс. Чем глубже исследователь проникает в сущность материального и духовного мира, тем сложнее и многостороннее становится процесс познания. Поэтому поиск правильных методов научного познания, определение способов и правил приобретения истинных знаний приобретает важное научное и методологическое значение. В ходе развития науки и общественной практики и в ходе практической реализации результатов научного познания исследователи внимательно отбирают рациональные методы познания, отбрасывают в сторону непродуктивные способы и правила, которые не дают возможности приобрести новые знания. Этим занимается целая наука, именуемая методологией. На данный момент существует множество методов познания (эмпирического и теоретического уровня: наблюдение, эксперимент, индукция, абстрагирование и др.) и создаются или получают дальнейшее развитие новые методологические программы, новые способы постановки научных проблем (системный подход, развитие  синергетики).

  Современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе. Естествознание является основой для формирования научной картины мира. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных естественнонаучных теорий. Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней происходят качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира .Научные революции были одновременно и сменой типов рациональности (классический, неклассический, постнеклассический).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ацюковский В. А. / Философия и методология современного естествознания. – М.: Петит, 2005
  2. Карпенков С.Х. / Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2008
  3. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., ред. / Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
  4. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.- М.: АСТ, 2001.
  5. Михайлов Л.А., ред. / Концепции современного естествознания. - СПб.: Питер, 2008
  6. Павлов А. В. / Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы – М.: Флинта, 2010

 

1 Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.— М.: АСТ, 2001.

 


Информация о работе Научный метод, логика и методология развития естествознания