Научный метод, логика и методология развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что наука представляет собой важнейшую сферу человеческой культуры. Как целостный феномен она возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Основанием данной периодизации является противоречие объекта и субъекта познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Структура и методы научного познания…………………………….….....5
Методы научного познания, методология естествознания…......6
Структура научного познания………………………………..…..12
Логика развития естествознания. Модели развития науки………………15
Модель развития науки Томаса Куна………………………………17
Модель развития науки Имре Лакатоса……………………………18
Модель развития науки кейс стадис…………………………….......21
Понятие научных революций……………………………………………...23
Первая научная революция. XVII век………………………………24
Вторая научная революция. Конец XVIII - начало XIX века....……27
Третья научная революция. Конец XIX - середина XX века..……..28
Четвертая научная революция. XXI век………………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..….35

Работа содержит 1 файл

КСЕ курсовая Научный метод, логика и методология развития естествознания.docx

— 78.37 Кб (Скачать)

Итак, научная революция, в отличие от периода постепенного накопления (кумуляции) знаний, рассматривается как такой некумулятивный эпизод развития науки, во время которого старая парадигма замещается полностью или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.

В истории естествознания можно обнаружить четыре таких революции.

      1. Первая научная революция. XVII век.

 Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования.

Через все классическое естествознание начиная с XVII в. проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится  к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

В XVII-XVIII столетиях эти  идеалы и нормативы исследования соединялись с целым рядом конкретизирующих положений, которые выражали установки механического понимания природы. В соответствии с этими установками строилась и развивалась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира.

Идеалы, нормы и онтологические принципы естествознания XVII-XVIII столетий опирались на специфическую систему философских оснований, в которых доминирующую роль играли идеи механицизма. Существовали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Причем сам разум трактовался как отдаленный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.

Эта система идей соединялась  с особыми представлениями об изучаемых объектах. Они рассматривались  преимущественно в качестве малых  систем (механических устройств) и соответственно этому применялась "категориальная сетка", определяющая понимание и  познание природы. Напомним, что малая  система характеризуется относительно небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко оформленными связями. Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей, вещь представлять как относительно устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени.

Обобщая, основными достижениями этой научной революции можно считать:

  • натурализм - идею самодостаточности природы;
  • механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;
  • квантитативизм - универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира, отказ от качественного мышления Античности и Средневековья;
  • причинно-следственный автоматизм -жесткую детерминацию всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;
  • аналитизм - превосходство аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых;
  • геометризм - утверждение картины безграничного, однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.

Итак, первая научная революция «изъяла» из природы античную целевую причину – научная рациональность заменила ее поисками механических причинно-следственных связей. Таким образом, итогом первой научной революции было формирование нового научного типа рациональности, который характеризуется механистичностью, отсутствием историчности, объективностью, жесткой причинно-следственной детерминацией.

Огромный вклад в становление и развитие научной картины мира в этот период сделал И. Ньютон. Он создал свой вариант дифференциального и интегрального исчисления непосредственно для решения основных проблем механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени движения и ускорения, как производной от скорости по времени или второй производной от пути по времени. Благодаря этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон всемирного тяготения. Ньютон был убежден в объективном существовании материи, пространства и времени, в существовании объективных законов мира, доступных человеческому познанию.

Отдавая дань столь великому вкладу ученого в естествознание, в

становление научной картины  мира, научную парадигму этого периода или научную революцию XVII вв. называют ньютоновской.

      1. Вторая научная революция. Конец XVIII - начало XIX века.

Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке.

В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические  картины реальности, не приводимые к механической.

Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов  и норм исследования. Например, в  биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время  как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Но и в ней, с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться  ранее доминировавшие нормы механического  объяснения. Все эти изменения  затрагивали главным образом  слой организации идеалов и норм исследования, выражающий специфику  изучаемых объектов. Что же касается общих познавательных установок  классической науки, то они еще сохраняются  в данный исторический период.

Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки  видоизменяются ее философские основания. Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий набор смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты. Важной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали  как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

      1. Третья научная революция. Конец XIX - середина XX века.

Третья глобальная научная  революция была связана с преобразованием  этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она  охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных  перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости  атома, становление квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в биологии (становление  генетики). Возникает кибернетика  и теория систем, сыгравшие важнейшую  роль в развитии современной научной  картины мира.

В процессе всех этих революционных  преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом  от прямолинейного онтологизма и  пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, допускается  истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических  описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может  содержаться момент объективно-истинного  знания.

Изменяются идеалы и нормы  доказательности и обоснования  знания. Новая система познавательных идеалов и норм как бы прокладывала пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются  уровневой организацией, наличием относительно самостоятельных подсистем, массовым взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Возрождается массовый интерес к идеям холизма: весь мир - это единое целое, а выделяемые отдельные явления и объекты его имеют смысл только как часть общности. Таким образом, главной характеристикой единой картины мира становится системность.

Именно включение саморегулирующихся систем в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания. Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега-мира в физике и космологии, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира.

Главной становится идея активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как отдаленный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

В 30-е гг. XX в. было сделано  важное открытие, которое показало, что элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким  путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем  не существует непроходимой границы: в  определенных условиях элементарные частицы  вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.

 Еще более радикальные  изменения в учении о пространстве  и времени произошли в связи  с созданием общей теории относительности,  которую нередко называют новой теорией тяготения.

Итак, в первой четверти XX в. происходит смена классической космофизической  картины мира на новую, квантово-релятивистскую. Этот коренной переворот начался  с революции в физике. Классическая физическая  картина мира опиралась на представление о независимости друг от друга, иначе абсолютности таких сущностей, как пространство, время, материя. Абсолютными и универсальными считались и все открытые физические законы. Но в последние десятилетия XIX в. в физической картине мира стали проявляться парадоксы – противоречия между даже наиболее прочными законами. Перед физиками встала проблема поисков новой фундаментальной, более общей теории, которая на единой основе объясняла бы и механические, и электромагнитные явления. Эту проблему решил в 1905 г немецкий физик Альберт Эйнштейн в своей "специальной теории относительности" (СТО). Эта теория впервые ясно и четко установила связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временной метрикой. Провозглашалась относительность не только всякого механического движения, но и самого пространства и времени, если их рассматривать по отдельности. А. Эйнштейн, сформулировал некоторые основные свойства пространства и времени исходя из своей теории:

1) их объективность и  независимость от человеческого  сознания и сознания всех других  разумных существ в мире. Их  абсолютность они являются универсальными  формами бытия материи, проявляющимися  на всех структурных уровнях  ее существования;

2)неразрывную связь друг  с другом и с движущейся  материей;

3)единство прерывности  и непрерывности в их структуре  - наличие отдельных тел, фиксированных  в пространстве при отсутствии  каких-либо «разрывов» в самом  пространстве.

Теория относительности Эйнштейна привела к отказу от представлений о существовании центра Вселенной. Согласно Эйнштейну, в мире нет особых, привилегированных систем отсчета, все они равноправны. Наши представления об объектах окружающего мира имеют смысл только в том случае, если они связаны с какой-либо системой отсчета. Иначе говоря, наши знания о мире относительны.

Изучение микромира привело  к переосмысливанию многих понятий  классического естествознания (траектория, одновременность событий, абсолютный характер пространства и времени,причинность, непрерывность). Например, описывая движение микрочастицы, уже нельзя пользоваться тем определением траектории, которое  давалось в механике Ньютона. Связано  это с тем, что в микромире  действуют вероятностные законы, следовательно, местоположение частицы в пространстве может быть указано только с той или иной долей вероятности. Создание новой научной теории предполагает получение объективных истинных знаний о мире. Новые теории показали, что абсолютной истины достичь невозможно. Любая картина мира может обладать лишь относительной истинностью.

Информация о работе Научный метод, логика и методология развития естествознания