Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа
Развитие науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки — тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим — к сближению между фундаментальными и прикладными науками. Происходят существенные изменения в науке как системе знания, углубляются процессы дифференциации та интеграции научного знания.
1.Дифференциация научного знания
2. Психологическое пространство и время
Влияние природы на человека
Таким образом, перед нами вырисовывается определенная иерархия типов пространства и времени: реальное физическое — биологическое — психологическое пространство и время. Последнее базируется на предшествующих типах. Вместе с тем оно является предпосылкой и важнейшим условием последующего, самого высокого и сложного типа — социального времени и пространства.
Психологи, исследующие проблему приспособления человека к пространству и времени, считают, что главной задачей психологии времени и пространства является определение стимулов, детерминирующих наше поведение в отношении к времени и пространству52. Но выявлению стимулов должно предшествовать само определение пространства и времени, выработанное на основе психологического подхода. П. Фресс так определяет понятие времени: «Понятие времени есть построение человеческого ума, с необходимостью возникающее как высшая форма приспособления к одному из основных аспектов нашего чувственного опыта — изменению». Ясно, что с точки зрения психолога понятие времени — чисто мыслительная конструкция. Но очевидно также и то, что с точки зрения материалистического подхода эта конструкция опирается на реальные отношения и связи, отражает их в основных чертах, в сущности. Речь идет о связях, характеризующих человеческое бытие. Поскольку последнее с необходимостью является общественным, время и пространство человеческой жизни приобретают социальную окраску, становятся социальными.
Так мы приходим к выводу, что психологическое время и пространство опосредованы не только своим физическим и биологическим предшественником, но и социальным временем и пространством. Индивид находится в сложной системе пространственно-временных отношений с материальными образованиями неорганической, органической природы и человеческого общества.
Взаимодействие с материальным миром осуществляется через практическую деятельность, носящую предметно-орудийный характер. И здесь выясняется, что пространственно-временные свойства присущи не только материальным объектам неживой и живой природы, но и самой человеческой практике и тем условиям, благодаря которым она осуществляется: процессу труда, орудиям труда, предмету труда. Если считать, что концентрированным выражением времени и пространства с точки зрения их психологического восприятия выступают ритм и интервал, то нетрудно обнаружить, что эти характеристики применимы прежде всего к практической деятельности. И. А. Сафронов справедливо писал: «Преломляясь через практическую деятельность человека, объективные временные (и пространственные.— Г. 3.) отношения выступают основой самого мышления; следовательно, временные (и пространственные. — Г. 3.) отношения процесса мышления являются абстрактным отражением временных (и пространственных — Г. 3.) отношений материального мира, но это не непосредственное их отражение, а опосредованное практикой»
Прежде чем переходить к анализу социального времени и пространства, подытожим сказанное. В данной главе были рассмотрены некоторые методологические проблемы исследования времени и пространства, имеющие определяющее значение при изучении их социального типа.
При этом мы стремились обосновать положения:
1. Социальное время и пространство выступают объективно реальными формами общественного бытия, "что позволяет говорить об их онтологическом статусе, подобно тому, как мы это делаем в отношении физического времени и пространства.
2. Существует определенная иерархия типов пространства и времени, ступенями которой являются физическое, биологическое (физиологическое), психологическое, -социальное время и пространство. В этой иерархии низшим и фундаментальным выступает физический тип, который недопустимо отождествлять со временем и пространством как универсальными формами существования материи.
3. Для исследования социального времени и пространства большое значение имеет объединение их характеристик в две группы — количественные и качественные. При этом первые рассматриваются как менее устойчивые по сравнению со вторыми. Качественные характеристики выражают фундаментальные изменения пространственно-временных структур в социальных процессах ■ явлениях, количественные характеристики — внешние параметры этих фундаментальных изменений.
4. Социальное время и пространство могут исследоваться на разных уровнях и разными методами. Одним из перспективных представляется системный подход. Он становится возможным потому, что социальное время и пространство выступают в качестве специфически системных категорий.
5. По отношению к социальному времени и пространству может быть применено актуальное в естественнонаучном и связанном с ним философском анализе данных форм бытия подразделение их на реальное, перцептуальное и концептуальное время и пространство.
6. Говоря об изучении социального времени и пространства, автор обращает внимание на отсутствие в исследованиях внутренней связи между этими формами и соответственно категориями. Преодоление такого ограниченного подхода требует новой постановки вопроса, при которой ставилась бы задача изучения социального «времени — пространства».
7. Необходимым условием правильного понимания социального времени и пространства является включение его в систему пространственно-временных типов. Без этого понимание специфики интересующих нас форм общественной жизни будет затруднено. Качественное своеобразие социального времени и пространства может быть показано на фоне сопоставления его с другими нефизическими типами, прежде всего с биологическим и психологическим временем и пространством. Поэтому в главе уделяется определенное внимание последним двум Типам пространственно-временных свойств, связей и отношений.
8. Доказывается, что живым организмам в принципе присуща пространственно-временная ориентация, которая обнаруживается благодаря действию «биологических часов», вестибулярного аппарата и др. При этом обосновывается мысль, что органическая материя с необходимостью обладает специфическим биологическим временем и пространством.
9. При характеристике специфики психологического времени и пространства показывается, что в этих формах осуществляется познавательная деятельность, которая тесно связана с практикой. Последнее обусловливает переход от психологического к социальному времени и пространству.
10. Анализ различных
типов пространственно-временных связей
и отношений, осмысление специфики социального
времени и пространства в сопоставлении
с физическим, биологическим, психологическим
временем и пространством будет способствовать,
по нашему мнению, дальнейшей разработке
категорий марксистско-ленинской философии.
Задача исследования состоит в выявлении
того, как общество, социальные группы,
личности в своей практической деятельности,
будучи включенными в определенную социальную
систему, относятся, исходя из их собственных
действий и мнений, к вопросам использования
пространства и времени.
Влияние природы
на человека
Человек живет на
Земле в пределах тоненькой сферы,
именно здесь она реализует свои
творческие силы. Эта зона называется
географической средой (от греческих "гео"
— Земля и графо — описываю, пишу). Географическая
среда — это совокупность предметов живой
и неживой природы, привлеченных на данном
этапе развития общества в процесс общественной
жизни и которые, таким образом, являются
необходимыми условиями существования
и развития общества. К географической
среде принадлежат земная кора с полезными
ископаемыми, почвы, луга, леса, воды, болота,
растительный и животный миры, дороги,
села, города, нижняя часть атмосферы.
То есть та часть природы, которая является
объектом деятельности человека и в первую
очередь производства. С развитием общества
географическая среда расширяется, в его
состав вовлекаются дно океанов, Северный
и Южный полюса, разнообразные месторождения,
космическое пространство и тому подобное.
На первых этапах развития общества важное
значение имели богатый растительный
и животный мир, плодородие почв, благоприятный
для жизни человека климат, много других
важных составляющих. И это понятно, даже
жизнь как явление природы могла возникнуть
лишь при благоприятных условиях. В последующем
географическая среда, его условия или
убыстряли, или тормозили развитие общества.
С развитием общества географическая
среда не только расширяется (территориальное)
в пространстве, но и качественно изменяется,
в частности создается новая природа:
новые сорта деревьев, растений, новые
породы животных (методами селекции), большие
площади земной поверхности занимают
культурные насаждения (сады, парки, леса),
создаются новые города, дороги, реки,
озера, строятся электростанции, искусственные
моря и тому подобное. Тысячу лет назад
земная поверхность была значительно
другой, не говоря уже о растительном и
животном мире. Никто не утверждает, что
эти изменения на пользу человечеству
и природе. Но абсолютно однозначно, что
наш современник живет практически в других
естественных условиях, чем его предок
тысячу лет назад на той, же территории.
Например, в больших городах сегодня почти
обязательные атрибуты: трамвай, троллейбус,
многоэтажные дома, асфальтовые и бетонные
дороги, электросети, радио, телевидение,
телефонная связь и тому подобное.
Таким образом, человек постоянно изменяет
и совершенствует географическую среду
в соответствии с потребностями развития
общества.
Закономерно, что и географическая среда
существенно влияет на самого человека.
Условия жизни формируют стиль и образ
жизни людей, их психологию, обычаи, традиции,
форму одежды, специфику питания.
На ранних этапах развития общества географическая
среда играла ведущую роль. С развитием
производства, культуры все большего значения
приобретают состояние экономики, производства,
науки, техники, образования, культуры
в целом.
Люди давно заметили зависимость развития
общества от географической среды. Определена
часть мыслителей, даже абсолютизировала
роль географической среды или отдельных
ее элементов в жизни общества. Такие идеи
встречаются уже у Демокрита, Гипократа,
Геродота, Полибия, Страбона, позже — у
отдельных мыслителей средневековья и
Нового времени. Французский философ-просветитель
Шарль Мон-тескъе (1689-1755) считается основателем
географического детерминизма как отдельного
направления в развитии философской мысли.
Он развил идею о ведущей роли географической
среды, в частности климату в жизни людей,
культуре и истории народов.
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"