Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Развитие науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки — тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим — к сближению между фундаментальными и прикладными науками. Происходят существенные изменения в науке как системе знания, углубляются процессы дифференциации та интеграции научного знания.

Содержание

1.Дифференциация научного знания
2. Психологическое пространство и время
Влияние природы на человека

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.17 Кб (Скачать)

Таким образом, перед нами вырисовывается определенная иерархия типов пространства и времени: реальное физическое — биологическое  — психологическое пространство и время. Последнее базируется на предшествующих типах. Вместе с тем  оно является предпосылкой и важнейшим  условием последующего, самого высокого и сложного типа — социального  времени и пространства.

Психологи, исследующие  проблему приспособления человека к  пространству и времени, считают, что  главной задачей психологии времени  и пространства является определение  стимулов, детерминирующих наше поведение  в отношении к времени и  пространству52. Но выявлению стимулов должно предшествовать само определение  пространства и времени, выработанное на основе психологического подхода. П. Фресс так определяет понятие времени: «Понятие времени есть построение человеческого ума, с необходимостью возникающее как высшая форма приспособления к одному из основных аспектов нашего чувственного опыта — изменению». Ясно, что с точки зрения психолога понятие времени — чисто мыслительная конструкция. Но очевидно также и то, что с точки зрения материалистического подхода эта конструкция опирается на реальные отношения и связи, отражает их в основных чертах, в сущности. Речь идет о связях, характеризующих человеческое бытие. Поскольку последнее с необходимостью является общественным, время и пространство человеческой жизни приобретают социальную окраску, становятся социальными.

Так мы приходим к выводу, что психологическое  время и пространство опосредованы не только своим физическим и биологическим  предшественником, но и социальным временем и пространством. Индивид  находится в сложной системе  пространственно-временных отношений  с материальными   образованиями   неорганической, органической природы и   человеческого общества.

Взаимодействие  с материальным миром осуществляется через практическую деятельность, носящую  предметно-орудийный характер. И  здесь выясняется, что пространственно-временные  свойства присущи не только материальным объектам неживой и живой природы, но и самой человеческой практике и тем условиям, благодаря которым  она осуществляется: процессу труда, орудиям труда, предмету труда. Если считать, что концентрированным  выражением времени и пространства с точки зрения их психологического восприятия выступают ритм и интервал, то нетрудно обнаружить, что эти  характеристики применимы прежде всего к практической деятельности. И. А. Сафронов справедливо писал: «Преломляясь через практическую деятельность человека, объективные временные (и пространственные.— Г. 3.) отношения выступают основой самого мышления; следовательно, временные (и пространственные. — Г. 3.) отношения процесса мышления являются абстрактным отражением временных (и пространственных — Г. 3.) отношений материального мира, но это не непосредственное их отражение, а опосредованное практикой»

Прежде чем  переходить к анализу социального  времени и пространства, подытожим  сказанное. В данной главе были рассмотрены  некоторые методологические проблемы исследования времени и пространства, имеющие определяющее значение при  изучении их социального типа.

При этом мы стремились обосновать положения:

1.  Социальное   время    и    пространство    выступают объективно  реальными  формами  общественного  бытия, "что позволяет говорить об их онтологическом статусе, подобно тому, как мы это делаем в отношении физического времени и пространства.

2.  Существует  определенная   иерархия типов пространства и времени, ступенями которой являются физическое, биологическое (физиологическое), психологическое, -социальное время и пространство. В этой иерархии низшим и фундаментальным выступает физический тип, который недопустимо отождествлять со временем и пространством как универсальными формами существования материи.

3.  Для исследования социального времени и пространства  большое  значение   имеет объединение  их  характеристик в две группы — количественные и качественные. При этом первые рассматриваются как менее устойчивые по сравнению со вторыми. Качественные характеристики выражают фундаментальные изменения пространственно-временных структур в социальных процессах ■ явлениях, количественные характеристики — внешние параметры этих фундаментальных изменений.

4.  Социальное время и пространство могут исследоваться на разных уровнях и разными методами. Одним из перспективных представляется системный подход. Он становится возможным потому, что социальное время и пространство выступают в качестве  специфически  системных категорий.

5.  По отношению к социальному времени и пространству может быть применено актуальное в естественнонаучном и связанном с ним философском анализе данных форм бытия подразделение их на реальное, перцептуальное и концептуальное время и пространство.

6.   Говоря об изучении социального времени и пространства, автор обращает внимание на отсутствие в исследованиях   внутренней  связи   между этими   формами   и соответственно категориями.  Преодоление такого ограниченного подхода требует  новой  постановки  вопроса, при которой ставилась бы задача изучения социального «времени — пространства».

7.  Необходимым   условием   правильного   понимания социального времени и пространства является включение его в систему пространственно-временных типов. Без этого   понимание   специфики   интересующих   нас   форм общественной   жизни   будет   затруднено.   Качественное своеобразие социального времени и пространства может быть показано на фоне сопоставления его с другими нефизическими типами, прежде всего с  биологическим и психологическим   временем   и   пространством.   Поэтому в  главе  уделяется   определенное  внимание  последним двум Типам пространственно-временных свойств, связей и отношений.

8.  Доказывается, что живым организмам в принципе присуща   пространственно-временная  ориентация, которая обнаруживается благодаря действию «биологических часов», вестибулярного аппарата и др. При этом обосновывается мысль, что органическая материя с необходимостью обладает специфическим биологическим временем и пространством.

9.  При характеристике  специфики   психологического времени и пространства  показывается, что в этих формах осуществляется познавательная деятельность, которая  тесно связана с практикой.   Последнее обусловливает переход от психологического к социальному времени и пространству.

10.  Анализ различных типов пространственно-временных связей и отношений, осмысление специфики социального времени и пространства в сопоставлении с физическим,    биологическим,    психологическим    временем    и пространством будет способствовать, по нашему мнению, дальнейшей   разработке   категорий   марксистско-ленинской философии. Задача исследования состоит в выявлении того, как общество, социальные группы, личности в своей практической деятельности, будучи включенными   в   определенную   социальную   систему,   относятся, исходя из их собственных действий и мнений, к вопросам использования пространства и времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние природы  на человека 

Человек живет на Земле в пределах тоненькой сферы, именно здесь она реализует свои творческие силы. Эта зона называется географической средой (от греческих "гео" — Земля и графо — описываю, пишу). Географическая среда — это совокупность предметов живой и неживой природы, привлеченных на данном этапе развития общества в процесс общественной жизни и которые, таким образом, являются необходимыми условиями существования и развития общества. К географической среде принадлежат земная кора с полезными ископаемыми, почвы, луга, леса, воды, болота, растительный и животный миры, дороги, села, города, нижняя часть атмосферы. То есть та часть природы, которая является объектом деятельности человека и в первую очередь производства. С развитием общества географическая среда расширяется, в его состав вовлекаются дно океанов, Северный и Южный полюса, разнообразные месторождения, космическое пространство и тому подобное. 
 
На первых этапах развития общества важное значение имели богатый растительный и животный мир, плодородие почв, благоприятный для жизни человека климат, много других важных составляющих. И это понятно, даже жизнь как явление природы могла возникнуть лишь при благоприятных условиях. В последующем географическая среда, его условия или убыстряли, или тормозили развитие общества.  
 
С развитием общества географическая среда не только расширяется (территориальное) в пространстве, но и качественно изменяется, в частности создается новая природа: новые сорта деревьев, растений, новые породы животных (методами селекции), большие площади земной поверхности занимают культурные насаждения (сады, парки, леса), создаются новые города, дороги, реки, озера, строятся электростанции, искусственные моря и тому подобное. Тысячу лет назад земная поверхность была значительно другой, не говоря уже о растительном и животном мире. Никто не утверждает, что эти изменения на пользу человечеству и природе. Но абсолютно однозначно, что наш современник живет практически в других естественных условиях, чем его предок тысячу лет назад на той, же территории. Например, в больших городах сегодня почти обязательные атрибуты: трамвай, троллейбус, многоэтажные дома, асфальтовые и бетонные дороги, электросети, радио, телевидение, телефонная связь и тому подобное. 
 
Таким образом, человек постоянно изменяет и совершенствует географическую среду в соответствии с потребностями развития общества. 
 
Закономерно, что и географическая среда существенно влияет на самого человека. Условия жизни формируют стиль и образ жизни людей, их психологию, обычаи, традиции, форму одежды, специфику питания.  
 
На ранних этапах развития общества географическая среда играла ведущую роль. С развитием производства, культуры все большего значения приобретают состояние экономики, производства, науки, техники, образования, культуры в целом.  
 
Люди давно заметили зависимость развития общества от географической среды. Определена часть мыслителей, даже абсолютизировала роль географической среды или отдельных ее элементов в жизни общества. Такие идеи встречаются уже у Демокрита, Гипократа, Геродота, Полибия, Страбона, позже — у отдельных мыслителей средневековья и Нового времени. Французский философ-просветитель Шарль Мон-тескъе (1689-1755) считается основателем географического детерминизма как отдельного направления в развитии философской мысли. Он развил идею о ведущей роли географической среды, в частности климату в жизни людей, культуре и истории народов.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"