Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:30, контрольная работа
Общефилософской основой исследования систем являются принципы материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречия и др.). Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержат богатейший материал по философской методологии изучения системы - сложных развивающихся объектов.
1. Введение 3
2. Понятие системы 4
3. Свойства систем 7
4. Эмерджентные свойства 8
5. Аддитивные свойства 9
6. Мультипликативные свойства 10
7. Заключение 11
8. Список использованной литературы 12
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОТСКОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Самохина
Ольга Павловна
ПРИВЕДИТЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
СИСТЕМЫ И НАЗОВИТЕ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СИСТЕМ.
ЧТО ТАКОЕ АДДИТИВНЫЕ
СВОЙСТВА, ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ
СВОЙСТВА, МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЕ
СВОЙСТВА? ПРИВЕДИТЕ
ПРИМЕРЫ.
Контрольная
работа по предмету «Концепции современного
естествознания»
Руководитель
Кандидат физических наук, доцент
Мозжухина
Татьяна Владимировна
Москва 2011
Оглавление
1. Введение | 3 |
2. Понятие системы | 4 |
3. Свойства систем | 7 |
4. Эмерджентные свойства | 8 |
5. Аддитивные свойства | 9 |
6. Мультипликативные свойства | 10 |
7. Заключение | 11 |
8.
Список использованной |
12 |
1.
Введение
Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие система с середины XX в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. В современном научно-техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием система разного рода, проводится в рамках системного подхода общей теории система, различных специальных теорий система, в кибернетике системотехнике, системном анализе и т.д.
Первые представления о системе возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование системы как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии и науке (Евклид, Платон, Аристотель) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматическое построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики. XVII - XVIII вв., стремившейся к естественной (а не телеологической) интерпретации системности мира (например, классификация К. Линнея). В философии и науке нового времени понятие система использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк – от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Э. Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И. Г. Ламберт и др.).
Принципы системной природы знания разрабатывались в немецкой классической философии: согласно И. Канту, научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями; Ф. Шеллинг и Г. Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектического мышления. В буржуазной философии 2-й половины XIX - XX вв. при общем идеалистическом решении основного вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отдельных случаях и решения некоторых проблем системного исследования - специфики теоретического знания как системы (неокантианство), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методов построения логических и формализованных систем (неопозитивизм).
Общефилософской основой исследования систем являются принципы материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречия и др.). Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержат богатейший материал по философской методологии изучения системы - сложных развивающихся объектов.
Для
начавшегося со 2-й половины XIX в. проникновения
понятия система в различные области конкретно-научного
знания важное значение имело создание
эволюционной теории Ч. Дарвина, теории
относительности, квантовой физики, структурной
лингвистики и др. Возникла задача построения
строгого определения понятия Система
и разработки оперативных методов анализа
Систем. Интенсивные исследования в этом
направлении начались только в 40-50-х гг.
XX в., однако многие конкретно-научные
принципы анализа Систем уже были сформулированы
ранее в тектологии А. А. Богданова,
в работах В. И. Вернадского, в праксеологии
Т. Котарбиньского и др. Предложенная в
конце 40-х гг. Л. Берталанфи программа построения
«общей теории систем» явилась одной из
первых попыток обобщённого анализа системной
проблематики. Дополнительно к этой программе,
тесно связанной с развитием кибернетики,
в 50-60-е гг. был выдвинут ряд общесистемных
концепций и определений понятия система
(в США, СССР, Польше, Великобритании, Канаде
и других странах).1
2.
Понятие системы
Современная наука нуждается в выработке четкого научного определения системы. Сделать это непросто, потому что понятие “система” относится к числу наиболее общих и универсальных дефиниций. Оно используется по отношению к самым различным предметам, явлениям и процессам. Неслучайно термин употребляется во множестве различных смысловых вариаций.2
Система — это теория (например, философская система Платона). По всей видимости, этот контекст понимания системы был наиболее ранним — как только возникли первые теоретические комплексы. И чем универсальнее они были, тем больше была потребность в специальном термине, который обозначал бы эту целостность и универсальность.
Система – это классификация (например, периодическая система элементов Д. И. Менделеева). Особенно бурно возникали различные классификационные системы в ХVIII — ХIХ ст. Основная проблема классификаций заключается в том, чтобы они были существенными и не систематизировали объекты с точки зрения несущественных признаков.
Система – это завершенный метод практической деятельности (например, система реформатора театра К. С. Станиславского). Такого рода системы складывались по мере возникновения профессий, накопления профессиональных знаний и навыков. Такое применение термина возникает в цеховой культуре средневековья. Здесь понятие “система” употребляли не только в положительном смысле как средство эффективной деятельности, но и в негативном, обозначая им то, что сковывает творчество, гениальность.
Система – некоторый способ мыслительной деятельности (например, система исчисления). Этот вид системы имеет древние истоки. Они начинались с систем письма и исчисления и развились до информационных систем современности. Для них принципиально важна их обоснованность, что хорошо подметил французский моралист Пьер Клод Виктуар Буаст (1765–1824): “Строить систему на одном факте, на одной идее — это ставить пирамиду острым концом вниз”. Отсюда становится понятным его же афоризм: “Творец системы – это арестант, который имеет притязание освещать мир лампою своей темницы”.
Система – это совокупность объектов природы (например, Солнечная система). Натуралистическое употребление термина связано с автономностью, некоторой завершенностью объектов природы, их единством и целостностью.
Система
– это некоторое явление
Система – это совокупность установившихся норм жизни, правил поведения. Речь идет о некоторых нормативных системах, которые свойственны различным сферам жизни людей и общества (например, законодательная и моральная), выполняющих регулятивную функцию в обществе.
Таким образом, анализ многообразия употребления понятия “система” показывает, что оно имеет древние корни и играет очень важную роль в современной культуре, выступает интегралом современного знания, средством постижения всего сущего. Вместе с тем понятие не однозначно и не жестко, что делает его исключительно креативным.3
На сегодняшний момент существует следующее общее определение системы:
Система
(от греч. systema - целое, составленное из
частей; соединение), множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг
с другом, которое образует определённую
целостность, единство.4
3.
Свойства систем
Важнейшими свойствами системы являются: ограниченность, целостность, структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность, множественность описаний. Рассмотрим подробнее указанные свойства.
Ограниченность системы означает, что система отделена от окружающей среды границами. Говоря о целостности системы подразумевают, что ее свойство целого принципиально не сводится к сумме свойств составляющих элементов. Структурность означает, что поведение системы обусловлено не только особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. Под взаимозависимостью со средой понимают такие свойства системы, при которых она формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. Иерархичность – это соподчиненность элементов в системе. По причине сложности познание системы требует множественности ее описаний.
Ограниченность системы представляет собой первое и изначальное ее свойство. Это необходимое, но не достаточное свойство. Если совокупность объектов ограничена от внешнего мира, то она может быть системной, а может и не быть ею. Совокупность становится системой только тогда, когда она обретает целостность, т.е. приобретает структурность, иерархичность, взаимосвязь со средой. Система как целостность характеризуется системным способом бытия, которое включает ее внутреннее бытие, связанное со структурной организацией, и внешнее бытие – функционирование.
Целостность, как известно, не сводима к своим составным частям. Здесь всегда наблюдается потеря качества. Поскольку научное описание объекта предполагает процедуры мысленного расчленения целостности, то целостность представляет собой некоторое множество описаний. Отсюда многообразие определений системы: структурированное множество; множество, взаимодействующее с окружением; упорядоченная целостность и т.д.1
Синергическая
связь (synergy) – определяется как связь,
которая при кооперированных (совместных)
действиях независимых элементов системы
обеспечивает увеличение общего эффекта
до величины большей, чем сумма эффектов
этих же элементов, действующих независимо.
Следовательно, это усиливающая связь
элементов системы.6
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"