Концепция культуры Э.Б. Тайлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре…………………………………………………………………………5
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора……………………9
2.1. Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии……………………………...9
2.2. Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях…………………12
2.3. Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора…………………………………………...14
2.4. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора…………...…..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат По КСЕ (2).docx

— 46.30 Кб (Скачать)

     Э. Б. Тайлор считал, что все явления  культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие  же виды, как виды растений или животных, и так же, как и они развиваются  один из других (выработка эволюционистского  метода расположения культурных явлений  по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, что позволяет  проследить их прогресс).

     Э. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень "много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном".

     Тайлор  был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в  общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного  состояния к просвещенному, когда  все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

     Развитие  культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений  и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали  отдельные категории предметов  и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам  растений и животных. Но естественнонаучный метод страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности  культуры. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры.

     Основной  акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и  связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования и  обряды первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и  логичны. Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его  мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории  природы и человеческие мысли, желания  и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и  те, которые управляют движением  волн, сочетанием химических элементов  и ростом растений и животных".

     2.2. Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях

     Вплоть  до настоящего времени наиболее влиятельной  научной моделью исторического  процесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схему  необратимых культурных изменений, называемых эволюцией или развитием. Эволюционизм – медленное количественное развитие, в тени остаётся качественное развитие и возникновение принципиально  нового. Главная идея эволюционизма  – развитие человеческого рода. Человеческая культура рассматривается  как совокупность процесса адаптации  людей, организованных в обществах. Культура и цивилизация в широком  этнографическом смысле слагается  из знаний, верований, искусства, нравственности, способностей и привычек, усвоенных  человеком как членом общества.

     Тайлор  выделяет два метода изучения культурных явлений:

     1) сравнительно-исторический;

     2) метод пережитков.

     Первый  основан на идее о том, что явления  культуры повторяются во времени  и пространстве. Явления, имеющие  в своей основе сходные принципы должны беспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания, обычаи и т. д.).

     Пережитки появляются из-за того, что одни страны отстают от других. "Пережитки" помогают узнать процесс эволюции и  познать себя. Существуют три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная, многолинейная.

     Однолинейная  эволюция - наличие универсальных  стадий последовательность развития социокультурных  систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной эволюции - выявление  глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции.

     Считается, что адаптационные изменения  социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных  процессов, прямо связанных с  жизнеобеспечением.

     Такие изменения называются структурными и имеют эволюционный смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом  уровне системы, не затрагивая её структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С  их помощью объясняется феномен "специфичной эволюции".

     Плюсы эволюционизма:

    • идея развития культуры, человечества, общества;
    • идея единства и прогресса человечества;
    • идея сравнимости человеческих обществ;
    • практика этнографических и культурных исследований.

     Минусы  эволюционизма:

    • упрощение культурно – исторического процесса, подчеркивание постепенности и прямолинейности в развитии;
    • подчеркивание единообразия в развитии всего человечества;
    • развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических и экономических особенностей.

     Эволюционизм  порождает науку антропологию. Общественное развитие определяется такими же законами эволюции как в биологии. Общество можно сравнить с живым организмом, а культурные явления и функции  можно уподобить, явлениям и функциям живого организма.

     2.3. Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э. Б. Тайлора

     Обратив внимание на повторяемость явлений  культуры в пространстве и времени ("явления, имеющие в своей основе сходные общие причины должны беспрестанно повторяться"), Э. Б. Тайлор первым широко и систематически обратился  к сопоставлению таких повторяющихся  явлений. Впоследствии этот прием получил  название топологического сравнения  и стал успешно применяться в  рамках сравнительно-исторического  метода, он позволяет с большей  или меньшей долей надежности моделировать по этнографическим данным явления первобытной культуры и  привязывать их к определенным ступеням исторического развития. Этот метод  помогал Тайлору соотносить между  собой во времени сходные обычаи, верования, то есть определять направления  и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом. "Удобно сравнивать средний уровень цивилизации  двух народов или одного и того же народа, но в разные века, подводя  нечто вроде двух общих итогов, которые затем сопоставляются между  собой". "Сравнительно односторонний  способ исследования развития культуры…обращает  внимание преимущественно на знание, искусство и обычаи. Прогресс или  упадок культуры измеряется здесь не по мерке идеального добра и зла, а по движению от одной ступени  до другой по шкале дикого состояния, варварства и цивилизации, которые  в основном берутся по их линейному  характеру, …основная тенденция  в развитии человеческого общества за все долгое время его существования  заключалась в переходе из дикого состояния в цивилизованное. Теория, утверждающая, что тенденции в  развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого  общества и что потому развитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить о ее доисторическом развитии – теория имеет право на преобладание как основной принцип этнографического исследования".

     Большие возможности открывал и другой прием, связанный с введенным Тайлором в науку понятием "пережитки". Концепция "пережитков" позволяла  сохранить идею непрерывности эволюции. Согласно определению Тайлора, пережитки  – это "процессы, обычаи, мнения, которые были насильно или по привычке перенесены в общество в его новом  состоянии, отличном от того, в котором  они родились, и они, таким образом, сохраняются как свидетельства  и примеры прежнего состояния  культуры, из которых развивалось  новое".

     В современных обществах особым образом  сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы Э.Б. Тайлор сравнивал с "живыми ископаемыми". Их роль играли те обряды, обычаи, воззрения  и другие элементы культуры, которые  были перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в более позднюю  стадию и остаются живым свидетельством или памятником прошлого. Немало таких  пережитков Тайлор обнаруживает в быту народов современной ему Европы.

     Таким образом, рассматривая такого рода явления, исследователь может по ним реконструировать прошлые состояния общества, понять смысл и значение тех культурных явлений, объектов и образований, существование  которых иначе оставалось бы в  современных обществах необъяснимым.

     С помощью анализа методов сравнения  и "пережитков" мы легко обнаруживаем возможности достаточно глубокого  и полного изучения эволюционизирования  различных этнографических традиций. 

 

     2.4. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора 

     К числу важнейших закономерностей  Э. Тайлор относил "общее сходство природы человека" и "общее  сходство обстоятельств его жизни". Все народы и все культуры соединены  между собой в непрерывный  и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо Тайлор подчеркивал постепенный  характер эволюции, развитие от простого к сложному.

     Естественнонаучный  метод Э. Тайлора страдал существенным недостатком: эволюция явлений или  элементов культуры изучалась вне  зависимости и связи их друг с  другом. Культура есть лишь совокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Она не представляет целостного явления. Однако Тайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явления культуры тесно связаны  между собой. Он писал "о том  молчаливом согласии, или единодушии, которое в такой сильной степени  побуждает целые народы соединяться  в употреблении общего языка, в исповедании  общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания". Но эти положения никак не влияли на ход его же исследований и обобщений, в том числе изложенных в книге "Первобытная культура". Тем  не менее, приемы естественнонаучного  изучения явлений культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения  и стали составной частью сравнительно-исторического  метода.

     В процессе изучения культур Э. Тайлор применял также "метод пережитков". Под пережитком он понимал "живое  свидетельство или памятник прошлого", "те обряды, обычаи, воззрения и  прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого".

     Таких "пережитков", сохранившихся от древних времен, Э. Тайлор во множестве  находил в быту народов Европы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через  отверстие в голове могут войти  или выйти духи, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения  против оживления утопленников и  т. д. На основании таких следов более  древней культуры можно было реконструировать прежние культуры. В своих исследованиях  Э. Тайлор не касался вопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его мало интересовало развитие техники  и материальной культуры.

     Явный акцент в изучении культуры Э. Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с  ними обрядов. Он являлся автором  анимистической теории религии, вызвавшей  впоследствии бурные споры среди  исследователей культуры. В основе религиозных обрядов и верований  дикарей, по мнению английского исследователя, лежит "вера в духовные существа", обозначенная им термином "анимизм". Причину появления анимизма он видел  в необходимости для первобытных  людей ответить на две группы вопросов. "Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между  живущим и мертвым телом, что  составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. И, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях".

     В результате размышлений над этими  проблемами появляется понятие о  личной душе или духе, содержание которых  в примитивных обществах может  быть определено следующим образом. "Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто  вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни  и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них".

Информация о работе Концепция культуры Э.Б. Тайлора