Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:02, реферат
В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888).
Введение………………………………………………………………………...3
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре…………………………………………………………………………5
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора……………………9
2.1. Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии……………………………...9
2.2. Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях…………………12
2.3. Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора…………………………………………...14
2.4. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора…………...…..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
МОСКВЫ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
Кафедра
бухгалтерского учета, анализа и аудита
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Форма
обучения Очная
Реферат
По учебной дисциплине
«Культурология»
на тему:
« КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Э. Б. ТАЙЛОРА»
Группа/курс Бух. учет / 1 курс
Студент _____________ Киселёв Николай Владимирович
(подпись)
Преподаватель ______________ д. и. н. Осташкин Валерий Николаевич
(подпись)
Оценка ______________
2010
Содержание
Чтобы оценить вклад Э. Б. Тайлора в этнографию и смежные с ней области знания, надо, прежде всего, понять, чем стал для них эволюционизм.
Появление
дисциплины, систематически изучавшей
культуры как особые формы организации
жизни человека и регулярно существовавшей
в ряде европейских стран, обычно
датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это
не означает, что до этого времени
не было культурологических концепций
и что особенности
Первый - это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. всё новых и новых земель, и продолжение колониальной экспансии Англией (проникновение в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.
Второй
момент - это разработка проблем
истории и теории культуры в трудах
философов эпохи Просвещения. Имеются
в виду идеи географического детерминизма,
основной тезис которого: человек, народы,
обычаи - продукты воздействия окружающих
природных условий (Монтескье). Широко
распространилась теория "благородного
дикаря", живущего по естественным законам
природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда
же была разработана схема
Третий момент - это утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта и П. Лапласа в астрономии, эволюционного подхода в геологии Ч. Лайеля и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком, К. Бэром и построение общеорганической теории эволюции Ч. Дарвином и А. Уоллесом. Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.
Формирование эволюционизма началось с середины CIC в. В это время эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу классического эволюционизма заложили такие мыслители как, Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Льюис Генри Морган. Они же определили и основные принципы изучения общества и культуры:
Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры.
Заслуга эволюционистов состояла в том, что они выдвинули довольно стройную концепцию развития человека и культуры, исходя из идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи состояли в следующем:
По мере развития и накопления новых знаний к концу CIC в. все более заметнее стали слабые стороны эволюционизма, а именно:
Культурная история человечества выступала как монолитная, лишенная географических, этнографических и временных характеристик.
Свою эволюционистскую концепцию развития культур Э. Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культуры развиваются вовсе не единообразно во всех своих отраслях, и на деле превосходство в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в целом.
Идеалом,
образцом для него были точные, естественные,
науки. В своих исследованиях
Э. Тайлор пытался применить естественно-
Он понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. "Цивилизация – есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само". Он подчеркивал сложность и неоднозначность ценностного, аксиологического сопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство.