Концепция культуры Э.Б. Тайлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре…………………………………………………………………………5
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора……………………9
2.1. Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии……………………………...9
2.2. Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях…………………12
2.3. Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора…………………………………………...14
2.4. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора…………...…..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат По КСЕ (2).docx

— 46.30 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 
 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита 

Специальность      «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Форма обучения    Очная 

Реферат

По учебной  дисциплине

«Культурология» 
 

на  тему:   « КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ Э. Б. ТАЙЛОРА» 
 

Группа/курс      Бух. учет / 1 курс

Студент              _____________     Киселёв Николай Владимирович

                                                   (подпись)                         

Преподаватель ______________  д. и. н. Осташкин Валерий Николаевич

                                                    (подпись)                                   
 

Оценка          ______________

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

     Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Исторические  условия и теоретические предпосылки  появления науки о культуре…………………………………………………………………………5

2. Эволюционистская  концепция культуры Э.Б.Тайлора……………………9

2.1. Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии……………………………...9

2.2. Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях…………………12

2.3. Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора…………………………………………...14

2.4. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора…………...…..16

Заключение…………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………22

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Английский  ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Первоначально он готовился к торгово-промышленной деятельности, но судьба распорядилась иначе. Оказавшись волей обстоятельств в 1855 г. в Америке, он серьезно заинтересовался изучением древних культур этого континента. Возвратившись на родину, он все свое время начал отдавать изучению традиционных культур. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой эволюционистской научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

     В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней  истории человечества". В нем  он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной  цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими  ступеней развития. За первой работой  последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888). Своё исследование Тайлор начинает с общих оснований антропологии, касается антропометрии, рассматривает  типы человеческих рас и переходит  к существенной части своего труда - детальной истории умственного  и нравственного развития человеческого  рода до возникновения государственности. В частности, автор знакомит с возникновением начатков словесности и письменности, первобытной техникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение, суда и постройки), затем с обрядами, мифическими и религиозными представлениями, наконец, семейными и общественными отношениями.

     Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.

     Цель  работы – изучить и охарактеризовать эволюционистскую концепцию культуры Э. Тайлора.

 

     1. Исторические условия  и теоретические  предпосылки появления  науки о культуре

     Чтобы оценить вклад Э. Б. Тайлора в этнографию и смежные с ней области знания, надо, прежде всего, понять, чем стал для них эволюционизм.

     Появление дисциплины, систематически изучавшей  культуры как особые формы организации  жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это  не означает, что до этого времени  не было культурологических концепций  и что особенности жизнедеятельности  различных народов не были предметом  анализа историков, философов, географов  и т.д. Речь идет о формировании самостоятельной  дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный  анализ их различных типов, изучавшей  закономерности функционирования и  структурной организации, взаимодействие с природными условиями. Независимо от способа, метода, предметной области  исследований все они опирались  на описания самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в прошлом Землю и  живущих на ней поныне (конкретно-этнографические  исследования). Для систематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных использовались различные методы, приемы, создавались теории культур, культурологические концепции, упорядочивающие  разнообразные разрозненные сведения в единую целостную картину. Оформлению изучения культур в самостоятельную  дисциплину способствовал ряд обстоятельств  и исторических условий. Среди них  необходимо выделить, по крайней мере, три момента.

     Первый - это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. всё новых и новых земель, и продолжение колониальной экспансии  Англией (проникновение в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.

     Второй  момент - это разработка проблем  истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются  в виду идеи географического детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи - продукты воздействия окружающих природных условий (Монтескье). Широко распространилась теория "благородного дикаря", живущего по естественным законам  природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда  же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального  своеобразия каждого конкретного  народа, высокой ценности каждой конкретной культуры (Гердер).

     Третий  момент - это утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта и П. Лапласа в астрономии, эволюционного подхода в геологии Ч. Лайеля и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком, К. Бэром и построение общеорганической теории эволюции Ч. Дарвином и А. Уоллесом. Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.

     Формирование  эволюционизма началось с середины CIC в. В это время эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу классического эволюционизма заложили такие мыслители как, Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Льюис Генри Морган. Они же определили и основные принципы изучения общества и культуры:

  • Была обоснована возможность социальной науки, они считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, т.к. полагали, что она порождена естественными причинами;
  • Они определили источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция культурной эволюции. Можно выделить три основных источника:
  • археологические данные, на основе которых разрабатываются общие гипотезы, которые определили динамику развития человеческой культуры от простой к более сложной, с точки зрения, как социальной организации, так и технологии:
  • письменные источники, которые позволили обнаружить некоторые общие тенденции культурного развития;
  • непосредственные наблюдения "примитивных обществ".
  • К этому времени в исследовании эволюции общества и культуры утвердился сравнительный метод.

     Свою  главную задачу сторонники эволюционизма  видели в открытии и обосновании  общих закономерностей развития человеческой культуры.

     Заслуга эволюционистов состояла в том, что  они выдвинули довольно стройную концепцию развития человека и культуры, исходя из идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи состояли в  следующем:

  • В природе существует единство человеческого рода, что и определяет единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.
  • В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему, путем непрерывных, постепенных изменений.
  • Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних, при этом развитие культуры происходит в соответствии со ступенями, едиными для всех культур.
  • В соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.
  • Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

     По  мере развития и накопления новых  знаний к концу CIC в. все более заметнее стали слабые стороны эволюционизма, а именно:

  • Упрощение культурно-исторического процесса (подчеркивание постепенности, прямолинейности в развитии, перехода от простого к сложному, от низшего к высшему и пр.)
  • Идея единообразия в развитие всего человечества, т.е. одновариантность развития.

     Культурная  история человечества выступала  как монолитная, лишенная географических, этнографических и временных  характеристик.

 

     2. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора

     2.1. Определение культуры Э. Б. Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии

     Свою  эволюционистскую концепцию развития культур Э. Тайлор наиболее полно  изложил в книге "Первобытная  культура". В ней он всесторонне  развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет  своего исследования: культура – это  только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого  рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью  одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культуры развиваются  вовсе не единообразно во всех своих  отраслях, и на деле превосходство  в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в  целом.

     Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях  Э. Тайлор пытался применить естественно-научную  систематику. Единицы изучения для  него - отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории  материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).

     Он  понимал, что эволюция культуры –  это не только ее самостоятельное, независимое  развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. "Цивилизация  – есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается  само". Он подчеркивал сложность  и неоднозначность ценностного, аксиологического сопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство.

Информация о работе Концепция культуры Э.Б. Тайлора