Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:06, реферат
Общей целью естествознания является создание научной картины мира, показывающей единство и целостность человека и окружающего его мира. Научная картина мира чрезвычайно важна для формирования мировоззрения человека. Однако она является одной из составляющих личностной общей картины мира. Другими компонентами служат религиозная картина мира и метафизическая картина мира. Несколько упрощая, можно представить следующую схему формирования общей картины мира в сознании конкретного человека.
1. Концепция классической термодинамики и статистической механики……………………………………………………………..…..4
2. Концепция строения и корпускулярно-волновой дуализм материи…………………………………………………………..……….6
3. Концепция взаимодействия и структур в микромире……….……..….8
4. Концепция строения вещества (от микромиру к макромиру)……………………………………………………………….8
5. Концепция процессов и возможности управления ими…….……….5
6. Концепция эволюции звезд…………………………………………..12
7. Концепция строения, эволюционных процессов и зарождения структур в планете Земля……………………………………….……13
8. Основные формы, свойства и уровни организации живой материи. Молекулярный уровень………………………………………..….…15
9. Онтогенетический уровень организации жизни. Концепции эволюционной биологии……………………………………….………21
10. Концепция самоорганизации процессов в сложных системах……………………………………………..…………..…..….22
10.Концепции самоорганизации процессов в сложных системах
Синергетический
подход – это пример проявления
интегративных тенденций в
Главным
противоречием
Для современной картины мира идея эволюционного подхода может показаться достаточно тривиальной. Однако проследить генетическую цепочку становления, функционирования и гибели отдельных форм и образований неживой природы на фоне «глобального эволюционизма» – не просто. Например, для химиков эволюция не исчерпывается возникновение и распадом межатомных, молекулярных структур. По своей сущности они являются определенным этапом развития материи в целом. Это развитие охватывает и вещество, и энергию в их неразрывном взаимодействии, оно протекает как эволюция систем, охватывающих гигантские объекты: звезды, туманности, планеты. Отдельные молекулярные образования являются лишь моментами этого процесса, который может быть полностью понят лишь в своей целостности, в своем единстве.
Химический процесс приводит к постепенному усложнению вещественной структуры космоса, к обогащению энергетических связей. В то же время он, как верно подметил Гегель, отягощен разрывами, подчас длительными (на миллионы лет) остановками развития. Лишь формирование и становление придает ему непрерывность и подчиняет более высокой форме движения материи: биологической, а затем – социальной.
В
контексте синергетического подхода
биологическая реальность рассматривается
уже как суперструктура, надстроенная
над «безжизненной» физической реальностью,
она опосредована диссипативными структурами,
существующими за счет обмена энергией
и веществом с окружающей средой.
Перед биологами возникает
Таким образом, во многих системах различного характера (физических, химических, геологических, биологических, географических и т.д.), активно происходят процессы самоорганизации и возникновения более сложных структур. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях ее организации – от низших и простейших к высшим и сложнейшим.
Заключение
Законы природы и способы их применения отражают концентрированный опыт человечества. Опираясь на него, человек способен защитить себя от ошибок, и ему легче достичь желаемых целей. Концентрированный опыт человечества лежит в основе любого образовательного процесса.
Естествознание
- наука о явлениях и законах
природы. Современное естествознание
включает множество естественнонаучных
отраслей: физику, химию, биологию, физическую
химию, биофизику, биохимию, геохимию и
др. Оно охватывает широкий спектр
вопросов о разнообразных свойствах
объектов природы, которую можно
рассматривать как единое целое.
Важнейшие достижения естествознания
составляют фундаментальную базу современных
наукоемких технологий, на основе которых
производится разнообразная продукция,
в том числе и товары повседневного
спроса. Для того чтобы знать, какой
ценой дается такая продукция - важнейшая
составляющая экономики, каковы перспективы
развития современных технологий, тесно
связанных с экономическими, социальными
и политическими проблемами, нужны
фундаментальные знания о природе
- естественнонаучные знания. В наше
время естественнонаучные знания превратились
в сферу активных действий и представляют
собой базовый ресурс экономики,
по своей значимости превосходящий
материальные ресурсы: капитал, землю,
рабочую силу и т.п. Естественнонаучные
знания и основанные на них современные
технологии формируют новый образ
жизни, и высокообразованный человек
не может дистанцироваться от фундаментальных
знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться
беспомощным в профессиональной
деятельности. Если излагать подробно
естественнонаучные знания, накопленные
во всех отраслях естествознания, то получится
огромный фолиант, может быть, и нужный,
но мало полезный даже для специалистов
естественнонаучного профиля, не говоря
уже о специалистах гуманитарных
и социально-экономических
Современные средства естествознания
дают возможность исследовать многие
сложнейшие процессы на уровне атомных
ядер, атомов, молекул, клеток, а затем
и синтезировать ранее не существовавшие
в природе вещества с необычными свойствами,
а из них производить новые материалы
для различных машин, устройств, изделий
и т. п. Кроме того, благодаря таким исследованиям
выращиваются высокоурожайные культурные
растения, разрабатываются высокоэффективные
средства лечения болезней и т.д. Любое
перспективное направление деятельности
человека прямо или косвенно связано с
новой материальной базой и новыми технологиями,
и знание их естественнонаучной сущности
- залог успеха. Следовательно, естественнонаучные
знания нужны не только высококвалифицированным
специалистам, но и любому образованному
человеку вне зависимости от сферы его
деятельности.
Список
использованной литературы: