Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:45, лекция
Понятие науки
- сложное социальное явление
Особенности науки
Наука – сложное социальное явление, существующая в современном обществе, наряду с экономикой, политикой, духовной жизнью, религией.
Наука – особая профессия (ученые)
Наука – есть определенная совокупность знаний (объективных)
Изобретения, теория, испытания
Наука тесно связана с жизнью и человеком
Существует около 1500 наук
Отличия одной науки от другой
Предмет
Объект
Субъек
Понятие науки, ее предмет, объект и субъект
Предмет и объект современного естествознания
Основные проблемы современного естествознания
Понятие природы в широком и узком смысле слова
Этапы взаимоотношений человека и природы. Понятие «Биосферы», «Ноосферы» и «Никросферы»
Структура современного естествознания : «древо наук». Естествознание и гуманитарные науки: единство и различия
Концепция
современного естествознания
План:
Понятие науки
- сложное социальное явление
Изобретения, теория, испытания
Предмет науки – часть действительности(универсума), которую выделяет ученый (субъект науки) для исследования
Объект науки – это часть предмета науки, которая на данном этапе развития науки оказалась доступной для исследования субъектом науки
Субъект науки – генератор и хранитель научных знаний, а также сообщества, организации ученых и университеты, академии и др.
Наука – познавательное взаимодействие объекта, субъекта и предмета , а также его результат в виде идеальной модели объекта, которое используется для преобразования предмета в соответствии с потребностями человека.
Предмет и объект естествознания
Предмет: природа, весь мир 1-ой природы, т.е. мир за исключением мира искусственного (духовного), созданного человеком.
Объект: доступная человеку (на данном этапе) светлая часть природы.
Человек способен описать, осмыслить, изучить
Между объектом и природой (предметом) никогда нет полного совпадения (сохраняются неясности)
Основные проблемы современного естествознания
Возникает на основе желания объединить первооснову мира
Движение универсальное свойство мира
Природа в широком и узком смысле
В широком смысле:
Весь мир за исключением человека
В узком смысле:
Часть природы в широком смысле, с которой взаимодействует человек(биосфера)
Этапы взаимоотношений человека и природы
Этап первобытного общества, эпоха собирательства
Структура современного естествознания
Физика, химия, биология, геология, астрономия
История, культурология, экономические науки, политология, социология
Математика, информатика, философия, психология, экология, медицина, и др.
Естествознание – комплексная наука о природе, взятой как единое целое, о связях природы и человека, неживого, живого и социального.
Естественные | Гуманитарные | |
Объект | Больше материальный, устойчивый | Больше идеальный, изменчивый |
Метод | Эксперимента - главный | Эксперимент – вспомогательный |
Влияние человека | незначительное | Значительное |
Главная идея современного естествознания
«Существует соотношение, генетическая связь вековая, закономерная, между мертвой и живой природой, с одной стороны, и человеком с его бытом и даже духовной жизнью с другой.
Именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии, личную и высшую прелесть естествознания».
В.В. Докучаев
Формы и этапы развития науки
План:
1. Две формы развития
науки: профессиональная
2. Наука как вид профессиональной деятельности: три этапа ее развития
3. Наука как система духовных ценностей. Понятие научной революции
4. Причины устойчивости и изменчивости научных картин мира
Две формы развития науки: профессиональная научная деятельность и научное знание
Наука – определенная деятельность
Две формы развития науки:
Наука как форма профессиональной деятельности: три этапа ее развития
Основные этапы развития наука как формы профессиональной деятельности:
Самая развитая наука – философия
Демокрит : «Я говорю
обо всем», Пифагор, Аристотель (ученый
– энциклопедист, создал науку логику,
учитель-воспитатель
Университеты – высшие учебные заведения средних веков.
Гераклит – «Универсальное свойство мира – движение
Крупнейшие центры универсальной науки тоже носили универсальный характер: Академия Платона, Лицей Аристотеля
Средневековые университеты: Болонский, Парижский, Оксфордский
Выделились как науки: физика, химия, биология, психология (каждая стала изучать свой, относительно узкий объект)
Образование осталось в университетах, а научная деятельность – в особых объединениях профессиональных ученых, которые стали называться – академией наук (XVI – XVII вв.): Римская академия наук, Парижская академия наук (Петр I), Английская академия наук (Ньютон), Петербургская академия наука (основана Петром I), Берлинская академия наук
Появление трудностей в развитии специализированной науки Нового времени
Наука как система духовных ценностей. Понятие научной революции
Рост науки как системы духовной деятельности происходил 2 способами:
Научная революция – исторический сдвиг в развитии естествознания, науки в целом, резко меняющий представления людей о структуре мира, его свойствах и создающий новую научную картину мира.
Научная революция начинается с определенных сдвигов в развитии отдельных наук, в виде частных научных революций. После сдвига отдельных наук, начинается глобальная революция.