Концепции современного
естествознания (КСЕ)
Понятие "концепция"
означает единый, определяющий замысел,
ведущую мысль какого-либо произведения.
Соответственно под концепциями
естествознания следует понимать такие
фундаментальные естественнонаучные
идеи, модели и положения, которые проявляют
себя во всех естественных науках. Курс
Концепции современного естествознания
введен в цикл общих естественнонаучных
дисциплин базового высшего образования
с целью ознакомления студентов гуманитарных
направлений с достижениями современного
естествознания и формирования у них представлений
о современной научной картине мира. К
Концепциям Современного Естествознания
относятся наиболее фундаментальные,
общие закономерности в природе, которые
единой нитью проходят не только через
естественнонаучное знание, но и через
гуманитарную культуру. Цель изучения
КСЕ - показать и обосновать целостность
всего современного знания о природе недифференцированного
на естественнонаучный и гуманитарный
сегменты. Задачи - раскрыть содержание,
историю становления и логику основных
концепций современного естествознания.
Исходя из современных достижений естественных
наук, нашу планету и окружающее ее пространство
необходимо рассматривать как совокупность
сложных динамических систем (климатическую,
биологическую, геологическую, космическую,
социальную), объединенных нелинейными
связями. Поведение таких систем в определенных
фазах развития непредсказуемо и малые
изменения параметров связей могут привести
их в режим хаоса. Именно этот сценарий
разыгрывается сейчас в планетарном масштабе,
когда антропоцентрическая парадигма
мышления приводит к непредсказуемым
катастрофическим последствиям. Пришло
понимание того, что природу, человеческое
общество, научную мысль следует рассматривать
в их нерасторжимой целостности. Возникает
необходимость обобщения знаний об эволюции
нашей планеты как единого космического,
геологического, биогенного и антропогенного
процесса. Выявляется роль науки как важнейшей
силы преобразования и эволюции в настоящем
и будущем планеты. Необходимо сформировать
единое представление об окружающем Мире,
о неразрывности и взаимной дополнительности
знаний о Природе (естественнонаучная
сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная
сторона). [Гавриков Д.Е. Концепции современного
естествознания. Методические рекомендации.
/ Иркутск 2001]