Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:45, дипломная работа
Задачи работы:
1. Дать педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе России и Ирана.
2. Выделить авторские концепции изучения окружающего мира младшими школьниками.
3. Обосновать педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире в начальной школе.
4. Разработать практические рекомендации для учителей начальных классов по ознакомлению детей с окружающим миром.
Достоверность и обоснованность
положений и выводов
Заключение диссертации
научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительный анализ концепций изучения природы в начальных школах России и Ирана показал общность подхода к формированию научных представлений у детей об окружающем мире.
Программы, учебники, учебные тексты нацеливают ребенка на наблюдение природных объектов и явлений. Однако существуют и различия. В российских учебниках предлагается больше заданий по наблюдению окружающей ребенка природы в более выраженной системе, а в учебниках для иранских детей - система наблюдений дается преимущественно на основе наглядных пособий.
В учебниках природоведения
для детей в школах России и
Ирана система текстов
Изучение природы способствует
развитию взглядов, убеждений, экологических
представлений у детей младшего
школьного возраста России и Ирана.
Однако система изучения природы
в российских учебниках дает больше
сведений об экологии, взаимосвязи
природных и общественных явлений,
что содействует формированию у
детей доступной естественно-
Выделенные компоненты являются основанием для анализа педагогических условий развития научных представлений о природе у детей.
Обобщение и развитие научных
представлений о природе у
ученика начинается со знакомства с
элементарной целостной научной
картиной мира, которая отражена в
учебных текстах и
Таким образом, первым педагогическим
условием развития у детей научных
представлений о природе
Вторым педагогическим условием развития у детей научных представлений о природе является организация непосредственных наблюдений изучаемых предметов, явлений и процессов. Если реализация первого условия обеспечивает усвоение научных знаний детьми, то второе - связывает содержание учебных текстов с личным опытом ребенка, пробуждает интерес, любознательность, творчество.
Третьим педагогическим условием развития научных представлений о природе у младших школьников является их систематизация и обобщение. Именно это условие соответствует закономерностям деятельности мозга, обеспечивает личную ориентацию и позицию по отношению к окружающему миру и его ^ обитателям.
Дети в ходе обучения и самостоятельных наблюдений накапливают большой объем знаний об окружающей природе. Традиционно эти знания систематизируются и обобщаются на занятиях по ознакомлению с природой, включающих в себя наблюдение за сезонными изменениями климата, жизни животных и растений тех мест, где живут дети.
В результате у учащихся накапливается
фактический материал, на основании
которого формируются научные
Это осуществляется через накопление знаний о природе при помощи систематических наблюдений и их последующего мг обобщения. Проводимые наблюдения на уроках, экскурсиях и дома представляют собой целостную систему, знакомящую учащихся младших классов с местной природой.
Эксперимент показал, что
при систематической
Фиксация наблюдений в классном календаре природы и труда вызывала большую активность и интерес детей.
Работы учащихся после
наблюдений реальных объектов показали,
что дети наблюдают и подмечают
новые особенности
Проведенный эксперимент показал, что наблюдения реальных объектов эффективны и оказывают положительное влияние на природоведческие знания младших школьников, если:
• содержание и объем наблюдений отвечает уровню развития учащихся;
• дают первоначальную ориентировку в способах познания окружающей природы, развивают интерес, наблюдательность;
• развивают любовь к своему краю, способствуют эстетическому развитию;
• построена целостная система наблюдений реальных объектов;
• результаты наблюдений фиксируются в тетрадях, дневниках, рисунках, сочинениях, поделках, календарях природы и других самостоятельных и творческих работах детей.
Сравнительный анализ учебных пособий по природоведению в начальных школах России и Ирана свидетельствует о том, что выделенные педагогические условия в большей или меньшей степени реализуются в учебном процессе. Однако, в учебниках начальной школы Ирана основное внимание сосредоточивается на учебных текстах и иллюстративном материале. Недостаточное внимание уделяется непосредственным наблюдениям реальных предметов и явлений природы и становлению в сознании ребенка естественно-научной картины мира. Учебный материал по природоведению в начальных школах России дается в более систематизированных и научно-обоснованных текстах. Детям предлагаются программы сезонных наблюдений природы, предусмотрены индивидуальные самостоятельные задания, а также система мировоззренческих и экологических идей и представлений о природе и месте человека в ней.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в ходе познания детьми окружающего мира значительно повысится, если в учебных курсах и в деятельности учителя будут выделены и реализованы как самостоятельные компоненты следующие педагогические условия:
• развитие научных представлений о природе на основе учебных текстов и их связи с личным опытом ребенка;
• систематические
• формирование мировоззренческих
идей, взглядов, убеждений на основе
обобщения представлений в
При изучении природы младшими
школьниками возникает
До экспериментальной работы на низком /I/ - уровне эпизодического обобщения находилось 46,2% учащихся, на среднем /II/ - 39,2%, на высшем /III/ - уровне с доминированием обобщающей деятельности - 14,6%. После эксперимента обобщенность представлений детей об окружающем мире значительно повысилась: на первом уровне - 23,8% учащихся, на среднем - 46,2%, на высшем - 30% учащихся начальной школы. Это свидетельствует о том, что у детей стал более заметен начальный этап становления мировоззренческих и экологических взглядов.
Процесс обобщения чувственных образов сложен и противоречив. В ходе него учащиеся овладевают логическими умениями анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, группировки. С целью развития этих умений в процессе обобщения данных чувственного опыта в эксперименте были разработаны и апробированы задания по проблемам экологии и охраны природы для учащихся 3-4 классов начальной школы.
Эксперимент показал, что
младшим школьником доступны сложные
экологические и
Таким образом, опытно-экспериментальная
работа подтверждает эффективность
педагогических условий развития научных
представлений об окружающем мире у
младших школьников. Поставленные в
диссертации задачи решены, гипотеза
подтверждена. Перспективой дальнейшего
исследования по этому направлению
может быть проблема преемственности
в системе изучения природы в
начальной и средней школе, особенно
анализ взаимосвязи научных
Список литературы диссертации
автор научной работы: кандидат педагогических наук , Алиасгари Маджид, Москва
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М., 1997.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 1997.
3. Аль-Фараби Естественнонаучные трактаты. /Пер. с арабского языка. М.С.Бураева, Б.Н.Тайжановой,- Алма-Ата, 1958.
4. Амани М. и др. Прикладные науки: Учебное пособие для 1-го класса начальной школы И.Р.Иран, (на персидском языке).-Тегеран, 1996.
5. Амани М. и др. Прикладные науки: Учебное пособие для 2-го класса начальной школы И.Р.Иран, (на персидском языке).-Тегеран, 1996.
6. Архангельский С.И. Лекции
по научной организации
7. Афанасьев В.Г. Системность и общество,- М., 1980.
8. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения,- М., 1987.
9. Бабанский Ю.К Оптимизация процесса обучения.- М, 1977.
10. Баранов СЛ. и др. Педагогика: Учеб. пособие для пед. уч-щ- М., 1987.15.' Баранов С.П. Лекции по теории обучения,- М., 1972.
11. Баранов С.П. Принципы обучения М., 1975.17. .эараиов СП. Образовательная, воспитательная, развивающая функции начального обучения. I!Нач. школа- 1986. №10.
12. Баранов С.П. Обучение
как вид познавательной
13. Баранов С.П. Сущность процесса обучения М., 1981.
14. Бахарева Л.Н. Интегрирование учебных занятий при изучении природы младшими школьниками: Автореф, дисс. канд. пед. наук.- М., 1995.
15. Баянова Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника: Дисс. кацд. пед. наук- М., 1995.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии- М., 1989.
17. Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения /Пер. АБ.Халидова, Ю.Н.Завадского.-Ташкент, 1963.
18. Богоявлинский Д.Н.^Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе М., 1956.
19. Бозоргния А. и Пакраван М. Прикладные науки: учебное пособие для 4-го класса начального школа И.Р.Иран, (на персидском языке).- Тегеран, 1996.
20. Бозоргния А. и Пакраван М. Прикладные науки: учебное пособие для 5-го класса начального школа И.Р.Иран, (на персидском языке). -Тегеран, 1996.
21. Бурова Л.И. Формирование
у младших школьников
22. Бурова Л.И. Формирование
у младших школьников
23. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
24. Весна свободы: Пресс-отдел
Посольства Исламской
25. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг,-М., 1993.
26. Виноградова Н.Ф. Окружающий
мир: Учебник-тетрадь для
27. Виноградова Н.Ф. Окружающий
мир: Учебник-тетрадь для
28. Виноградова Н.Ф., Ивченков Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для учащихся IV класса четырехлетней начальной школы М., 1994.
29. Герд А.Я. Предметные
уроки в начальной школе. С.-П.
30. Годе (газета на персидском языке). №: 2813, 20 сентября 1997.
31. Горощенко В.П. и др. Методика изучения природоведения в начальной школе.- М., 1965.
32. Горский Д.П. Вопросы
абстракции и образование