Формирование понятий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:45, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Дать педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе России и Ирана.
2. Выделить авторские концепции изучения окружающего мира младшими школьниками.
3. Обосновать педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире в начальной школе.
4. Разработать практические рекомендации для учителей начальных классов по ознакомлению детей с окружающим миром.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

ГЛАВА! ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

§ 1. Представления и их обобщение в процессе изучения природы  детьми

 

§ 2. Формирование понятий  у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром

 

§ 3. Авторские концепции  изучения природы в начальной  школе России и Ирана

 

ГЛАВА Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  РАЗВИТИЯ

 

НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ

 

МИРЕ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

§ 1. Развитие научных представлений  о природе на основе изучения моделей(учебных текстов и наглядных пособий)

 

§ 2. Формирование представлений  о реальном объекте в процессе его наблюдения в естественных условиях бытия

 

§ 3. Обобщение представлений  об окружающем мире и их связь с  личным опытом ребенка как начальный  этап формирования мировоззренческих  идей, взглядов, убеждений

Введение диссертации 

по педагогике, на тему "Развитие научных представлений об окружающем мире у детей в начальной школе  России и Ирана"

 

В настоящее время в  педагогической науке и практике большое внимание уделяется изучению природы как важнейшего фактора  развития интеллектуальных и нравственных потенциалов ребенка.

 

Основоположник отечественной  российской педагогики К.Д.Ушинский считал природу мощным стимулом психического развития ребенка, становления нравственных ценностей, способностей к учению и творчеству.

 

Его последователи и ученики  В. П. Вахтеров, В.И.Водовозов разработали оригинальную систему развития детей на основе изучения природы. В зарубежной педагогике ХУИ-ХУШ веков большое влияние на понимание роли природы в развитии детей оказали выдающиеся труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, в которых раскрываются большие потенциальные возможности умственного и нравственного развития, образования ребенка как природного существа, зависимости реализации возможности его развития от знания закономерностей природы и общества.

 

Еще в 1Х-ХШ вв. выдающиеся мыслители  Востока, такие как Абу-Юсуф Якуб Кинди (801-873), Абу Насра аль Фараби (870-950), Абу Рейхан аль-Бируни (970-1048) Абу-Али Ибн Сина (980-1037), Абу Хамид аль-Газали (1056-1111), Ибн Рушд (1126-1198), Насирэдцин Туси (12021273), утверждали, что развитие ребенка во многом осуществляется по законам природы, по духовным заповедям предков и что только понимание взаимосвязи ребенка с окружающей его природной и социальной средой делает эффективным поиск методов воспитательных и образовательных воздействий.

 

.

 

В этом отношении природоведение как учебный предмет занимает одно из центральных мест в начальном  образовании.

 

Ознакомление детей с  окружающим миром помогает реализовать  задачи умственного воспитания, формирование творческих способностей и дарований, экологического, нравственного, трудового, эстетического образования и  физического развития.

 

Природоведение по своему содержанию является «.предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании занимают методы, свойственные естественным наукам: непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т.д.» /100, С. 137/.

 

В школах России и Ирана  обновляется содержание учебников  и программ, связанных с изучением  окружающего мира, создаются вариативные  учебные книги, формируются новые  концепции и оригинальные подходы  к познанию природы младшими школьниками. В теории и практике начального обучения возникает необходимость анализа  разнообразных систем ознакомления детей с окружающим миром и  методами усвоения этого материала.

 

В современных концепциях образования в педагогической науке  и практике недостаточное внимание уделяется организации чувственного познания ученика, его личному опыту, систематизации чувственных образов  об окружающих природных и социальных явлениях.

 

Доминирующее значение в  образовательном процессе имеет  абстрактный компонент познания, усвоение школьниками логики научных  знаний, развитие абстрактных суждений, теоретических доказательств, строгое  логическое построение мыслей. На этих основаниях строится преимущественно  учебный процесс и оценивается  степень развития интеллекта ученика, его способностей, одаренности, успехов  и неудач. С момента поступления  в школу ребенок погружается  в мир абстракций, его представления  о реальных предметах, явлениях теряют самостоятельное значение и становятся средством выполнения учебных задач  и овладения учебным материалом.

 

В этих условиях становится неясным процесс формирования Г  взглядов, убеждений, мировоззрения  ученика, процесс становления его  духовности, нравственности, культуры. Одна и та же система научных знаний в зависимости от ее связи с  чувственным опытом ученика может  привести к различным убеждениям, поступкам как желательным, так  и нежелательным, как нравственным, так и безнравственным. Этот процесс  развития личности школьников во многом неуправляем. Опора на чувственный  опыт ребенка позволяет обосновать систему педагогических воздействий  на развитие и формирование интеллектуальных, нравственных, духовных качеств личности ученика.

 

В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы. В 1993 г. ЮНЕСКО была создана специальная ^ международная  комиссия по образованию для XXI века. Комиссия изложила свои идеи, на которые  должна ориентироваться новая модель образования, выявила ряд противоречий создания и реализации образовательной  системы, главная цель которой выживание  человечества /134, С. 4/.

 

Речь идет о той будущей  форме взаимодействия общества и  природы, которая ставит две главные  цели - сохранение биосферы, выживание  и неопределенно долгое развитие человеческого рода (его практическое бессмертие). Короче говоря, переход  к устойчивому развитию должен обеспечить гармонию, или соразвитие (коэволюцию) человека, общества и природы.

 

В 1992 г. состоялась Конференция  ООН по окружающей среде и развитию, где лидеры 179 стран планеты приняли  новую для мирового сообщества модель развития, основанную на понятии устойчивого  развития. Модель включает более двух десятков принципов и требований к будущему развитию человечества.

 

Цель школы в направлении  экологизации образования - научить учащихся экологически целесообразному образу жизни на основе осознания взаимозависимости природы и общества/ 99, С. 160 /. Если двадцать - тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о существовании вопросов экологии знают даже дети /41, С. 4 /.

 

Программы и содержание начального образования по изучению окружающего  мира нуждаются в существенном пересмотре.

 

Основная задача изучения природы в школе - воспитание человека, осознающего свое место в окружающем его мире. Воспитанный человек  должен обладать биосферной этикой, т.е. относиться к нашей планете, как  своему дому. Поэтому важно с самых первых шагов ребенка в школе учить его целостному взгляд)' на окружающий мир, дать почувствовать целостную картину мира. В современной теории начального образования этому уделяется значительное внимание. Особенно продуктивны исследования процесса изучения природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста Н.Ф. Виноградовой, Л.П, Салеевой, А.А. Плешакова.

 

Изучение природы в  начальной школе носит репродуктивный и доступный исследовательский  характер. Дети овладевают знаниями на основе учебных текстов, личного  опыта и наблюдений. В процессе овладения знаниями формируются  природоведческие умения и навыки. В начальной школе природа  изучается на специальных учебных  предметах, таких как природоведение, окружающий мир, а также дети знакомятся с природными явлениями и процессами на уроках русского языка, чтения, математики, труда, рисования, музыки.

 

В ряде диссертационных работ  дан анализ процесса формирования представлений  на основе их связи с чувственным  опытом младших школьников (Л.Н.Бахарева, Л.И.Бурова, О.И.Зиннурова, И.В.Ильинская, Н.В.Клапанова, Н.И.Лифинцева, О.И.Рыбина, Т.А.Соловьева). Однако в теории начального обучения недостаточно обоснованы и определены особенности перехода мысли ребенка от чувственного опыта к понятию. В процессе изучения природы недостаточное внимание уделяется самостоятельном}' приобретению знаний учащимися начальных классов, формированию интересов и склонностей у них к познанию природы.

 

Этим определяется выбор  темы исследования «Развитие научных  представлений об окружающем мире у  детей в начальной школе России и Ирана», проблема которого формулируется  следующим образом: каковы педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире у младших школьников.

 

Решение этой проблемы составляет цель исследования, состоящую в том, чтобы дать сравнительно-педагогический анализ содержания и методов изучения природоведческого материала по ознакомлению детей с окружающим миром в начальных школах России и Ирана.

 

Объект исследования - изучение природы детьми в начальных школах России и Ирана.

 

Предмет исследования - процесс  развития научных представлений  об окружающем мире у младших школьников.

 

Гипотеза исследования заключается  в том, что научные представления  как промежуточное звено при  переходе мысли от личного опыта  к первоначальным понятиям обеспечивают эффективность и плодотворность усвоения учебного материала об окружающем мире при определенных педагогических условиях: если научные представления  у младших школьников, формируемые  на основе учебных текстов, связаны  с личным опытом ребенка и окружающей его природой; если систематически проводятся наблюдения реальных объектов и явлений; если результаты наблюдений фиксируются детьми в рабочих тетрадях и дневниках; если у детей формируются мировоззренческие идеи, взгляды, убеждения на основе обобщения чувственных образов.

 

Можно предположить, что реализация этих условий повысит результативность методов изучения младшими школьниками  учебного материала об окружающем мире.

 

Проблема, цель и гипотеза исследования предполагает решение  следующих задач:

 

1. Дать педагогический  анализ процесса изучения природы  детьми в начальной школе России  и Ирана.

 

2. Выделить авторские концепции  изучения окружающего мира младшими  школьниками.

 

3. Обосновать педагогические  условия развития научных представлений  об окружающем мире в начальной  школе.

 

4. Разработать практические  рекомендации для учителей начальных  классов по ознакомлению детей  с окружающим миром.

 

Исследование проводилось  в три этапа:

 

На первом этапе (1994-95гг.) определены задачи научной работы, дан анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния  исследуемой проблемы. Изучены программы  и учебники по природоведению, опыт работы учителей начальных классов.

 

На втором этапе (1995-96гг.), основываясь на содержании программы, учебников по природоведению и опыта  работы школ, выявлены авторские концепции  изучения природы младшими школьниками.

 

На третьем этапе (1996-97гг.) проведена опытно-экспериментальная  работа по развитию научных представлений  об окружающем мире у детей младшего школьного возраста, дан анализ результатов  эксперимента, сформулированы выводы.

 

Методологической основой  исследования явились философские  положения о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности школьника, единстве личностного и деятельностного подхода; о познании как активной отражательной и преобразующей деятельности человека, о противоречивости этапов познания: конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического, чувственного и рационального; моделирования.

 

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:

 

• анализ учебных программ, учебных пособий и опыта работы учителей по развитию научных представлений  у младших школьников;

 

• анкетирование учащихся, наблюдение, анализ продуктов учебной  деятельности педагогов и младших  школьников;

 

• педагог ический эксперимент;

 

• количественный и качественный анализ полученных результатов.

 

• изучение специальной философской, психолого-педагогической и методической литературы;

 

• наблюдение за работой  учителей и учащихся;

 

• моделирование уроков;

 

• беседа с учащимися и  учителями;

 

• анализ письменных работ  школьников.

 

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования состоит в  том, что дан сравнительный и  педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе  России и Ирана, на основе которого выделены и описаны вариативные  подходы к содержанию учебного материала  и методам его изучения; определены функции чувственных образов  в познавательной учебный деятельности младших школьников и обоснованы педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста в процессе усвоения природоведческого материала.

 

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут  быть использованы при написании  учебных книг по ознакомлению детей  с окружающим миром, разработке практических и теоретических занятий по изучению природоведения школьниками, в процессе подготовки учителя и совершенствования  его педагогического мастерства, а также результаты исследования имеют существенное междисциплинарное  значение для планирования и организации  педагогического процесса в системах образования, помогают создавать и совершенствовать учебные планы, выделять в учебном процессе образовательные, воспитательные и развивающие задачи, структурировать образовательные программы и создавать технологии их реализации.

Информация о работе Формирование понятий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром