Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:45, дипломная работа
Задачи работы:
1. Дать педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе России и Ирана.
2. Выделить авторские концепции изучения окружающего мира младшими школьниками.
3. Обосновать педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире в начальной школе.
4. Разработать практические рекомендации для учителей начальных классов по ознакомлению детей с окружающим миром.
ГЛАВА! ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
§ 1. Представления и их обобщение в процессе изучения природы детьми
§ 2. Формирование понятий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром
§ 3. Авторские концепции изучения природы в начальной школе России и Ирана
ГЛАВА Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ
МИРЕ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
§ 1. Развитие научных представлений о природе на основе изучения моделей(учебных текстов и наглядных пособий)
§ 2. Формирование представлений о реальном объекте в процессе его наблюдения в естественных условиях бытия
§ 3. Обобщение представлений об окружающем мире и их связь с личным опытом ребенка как начальный этап формирования мировоззренческих идей, взглядов, убеждений
Введение диссертации
по педагогике, на тему "Развитие научных представлений об окружающем мире у детей в начальной школе России и Ирана"
В настоящее время в педагогической науке и практике большое внимание уделяется изучению природы как важнейшего фактора развития интеллектуальных и нравственных потенциалов ребенка.
Основоположник отечественной российской педагогики К.Д.Ушинский считал природу мощным стимулом психического развития ребенка, становления нравственных ценностей, способностей к учению и творчеству.
Его последователи и ученики В. П. Вахтеров, В.И.Водовозов разработали оригинальную систему развития детей на основе изучения природы. В зарубежной педагогике ХУИ-ХУШ веков большое влияние на понимание роли природы в развитии детей оказали выдающиеся труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, в которых раскрываются большие потенциальные возможности умственного и нравственного развития, образования ребенка как природного существа, зависимости реализации возможности его развития от знания закономерностей природы и общества.
Еще в 1Х-ХШ вв. выдающиеся мыслители Востока, такие как Абу-Юсуф Якуб Кинди (801-873), Абу Насра аль Фараби (870-950), Абу Рейхан аль-Бируни (970-1048) Абу-Али Ибн Сина (980-1037), Абу Хамид аль-Газали (1056-1111), Ибн Рушд (1126-1198), Насирэдцин Туси (12021273), утверждали, что развитие ребенка во многом осуществляется по законам природы, по духовным заповедям предков и что только понимание взаимосвязи ребенка с окружающей его природной и социальной средой делает эффективным поиск методов воспитательных и образовательных воздействий.
.
В этом отношении природоведение как учебный предмет занимает одно из центральных мест в начальном образовании.
Ознакомление детей с окружающим миром помогает реализовать задачи умственного воспитания, формирование творческих способностей и дарований, экологического, нравственного, трудового, эстетического образования и физического развития.
Природоведение по своему содержанию является «.предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании занимают методы, свойственные естественным наукам: непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т.д.» /100, С. 137/.
В школах России и Ирана
обновляется содержание учебников
и программ, связанных с изучением
окружающего мира, создаются вариативные
учебные книги, формируются новые
концепции и оригинальные подходы
к познанию природы младшими школьниками.
В теории и практике начального обучения
возникает необходимость
В современных концепциях
образования в педагогической науке
и практике недостаточное внимание
уделяется организации
Доминирующее значение в
образовательном процессе имеет
абстрактный компонент
В этих условиях становится неясным процесс формирования Г взглядов, убеждений, мировоззрения ученика, процесс становления его духовности, нравственности, культуры. Одна и та же система научных знаний в зависимости от ее связи с чувственным опытом ученика может привести к различным убеждениям, поступкам как желательным, так и нежелательным, как нравственным, так и безнравственным. Этот процесс развития личности школьников во многом неуправляем. Опора на чувственный опыт ребенка позволяет обосновать систему педагогических воздействий на развитие и формирование интеллектуальных, нравственных, духовных качеств личности ученика.
В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы. В 1993 г. ЮНЕСКО была создана специальная ^ международная комиссия по образованию для XXI века. Комиссия изложила свои идеи, на которые должна ориентироваться новая модель образования, выявила ряд противоречий создания и реализации образовательной системы, главная цель которой выживание человечества /134, С. 4/.
Речь идет о той будущей форме взаимодействия общества и природы, которая ставит две главные цели - сохранение биосферы, выживание и неопределенно долгое развитие человеческого рода (его практическое бессмертие). Короче говоря, переход к устойчивому развитию должен обеспечить гармонию, или соразвитие (коэволюцию) человека, общества и природы.
В 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где лидеры 179 стран планеты приняли новую для мирового сообщества модель развития, основанную на понятии устойчивого развития. Модель включает более двух десятков принципов и требований к будущему развитию человечества.
Цель школы в направлении экологизации образования - научить учащихся экологически целесообразному образу жизни на основе осознания взаимозависимости природы и общества/ 99, С. 160 /. Если двадцать - тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о существовании вопросов экологии знают даже дети /41, С. 4 /.
Программы и содержание начального образования по изучению окружающего мира нуждаются в существенном пересмотре.
Основная задача изучения природы в школе - воспитание человека, осознающего свое место в окружающем его мире. Воспитанный человек должен обладать биосферной этикой, т.е. относиться к нашей планете, как своему дому. Поэтому важно с самых первых шагов ребенка в школе учить его целостному взгляд)' на окружающий мир, дать почувствовать целостную картину мира. В современной теории начального образования этому уделяется значительное внимание. Особенно продуктивны исследования процесса изучения природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста Н.Ф. Виноградовой, Л.П, Салеевой, А.А. Плешакова.
Изучение природы в
начальной школе носит
В ряде диссертационных работ дан анализ процесса формирования представлений на основе их связи с чувственным опытом младших школьников (Л.Н.Бахарева, Л.И.Бурова, О.И.Зиннурова, И.В.Ильинская, Н.В.Клапанова, Н.И.Лифинцева, О.И.Рыбина, Т.А.Соловьева). Однако в теории начального обучения недостаточно обоснованы и определены особенности перехода мысли ребенка от чувственного опыта к понятию. В процессе изучения природы недостаточное внимание уделяется самостоятельном}' приобретению знаний учащимися начальных классов, формированию интересов и склонностей у них к познанию природы.
Этим определяется выбор темы исследования «Развитие научных представлений об окружающем мире у детей в начальной школе России и Ирана», проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире у младших школьников.
Решение этой проблемы составляет цель исследования, состоящую в том, чтобы дать сравнительно-педагогический анализ содержания и методов изучения природоведческого материала по ознакомлению детей с окружающим миром в начальных школах России и Ирана.
Объект исследования - изучение природы детьми в начальных школах России и Ирана.
Предмет исследования - процесс развития научных представлений об окружающем мире у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что научные представления как промежуточное звено при переходе мысли от личного опыта к первоначальным понятиям обеспечивают эффективность и плодотворность усвоения учебного материала об окружающем мире при определенных педагогических условиях: если научные представления у младших школьников, формируемые на основе учебных текстов, связаны с личным опытом ребенка и окружающей его природой; если систематически проводятся наблюдения реальных объектов и явлений; если результаты наблюдений фиксируются детьми в рабочих тетрадях и дневниках; если у детей формируются мировоззренческие идеи, взгляды, убеждения на основе обобщения чувственных образов.
Можно предположить, что реализация
этих условий повысит
Проблема, цель и гипотеза исследования предполагает решение следующих задач:
1. Дать педагогический
анализ процесса изучения
2. Выделить авторские концепции
изучения окружающего мира
3. Обосновать педагогические
условия развития научных
4. Разработать практические
рекомендации для учителей
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1994-95гг.) определены задачи научной работы, дан анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы. Изучены программы и учебники по природоведению, опыт работы учителей начальных классов.
На втором этапе (1995-96гг.), основываясь на содержании программы, учебников по природоведению и опыта работы школ, выявлены авторские концепции изучения природы младшими школьниками.
На третьем этапе (1996-97гг.)
проведена опытно-
Методологической основой исследования явились философские положения о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности школьника, единстве личностного и деятельностного подхода; о познании как активной отражательной и преобразующей деятельности человека, о противоречивости этапов познания: конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического, чувственного и рационального; моделирования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:
• анализ учебных программ, учебных пособий и опыта работы учителей по развитию научных представлений у младших школьников;
• анкетирование учащихся, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности педагогов и младших школьников;
• педагог ический эксперимент;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
• изучение специальной философской, психолого-педагогической и методической литературы;
• наблюдение за работой учителей и учащихся;
• моделирование уроков;
• беседа с учащимися и учителями;
• анализ письменных работ школьников.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что дан сравнительный и педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе России и Ирана, на основе которого выделены и описаны вариативные подходы к содержанию учебного материала и методам его изучения; определены функции чувственных образов в познавательной учебный деятельности младших школьников и обоснованы педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста в процессе усвоения природоведческого материала.
Практическая значимость
исследования заключается в том,
что полученные результаты могут
быть использованы при написании
учебных книг по ознакомлению детей
с окружающим миром, разработке практических
и теоретических занятий по изучению
природоведения школьниками, в процессе
подготовки учителя и совершенствования
его педагогического