Человек-феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Сегодня хорошо известно, что человек и человечество в целом представляют собой сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек при таком подходе выступает в разных ипостасях: как физический, химический, биологический и социальный феномен.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Определение места человека и общества во Вселенной является одним из важнейших элементов сложной системы мировосприятия человечества. Как и все другие научные и идеологические концепции, эти представления постоянно совершенствовались на протяжении истории. Одна из ярких картин единства человека и Вселенной была создана еще в древнегреческой мифологии. Древние греки представляли Вселенную как единство Неба и Земли. На Небе жили боги, на Земле - люди. Боги мало чем отличались от людей. Они жили теми же заботами и страстями, что и люди. Иногда боги вмешивались в жизнь людей с тем, чтобы наказать их за недостойное поведение или, наоборот, помочь выйти из трудного положения, а в отдельных случаях даже подносили людей на Небо и делали их равными себе. Однако в дальнейшей истории человечества это целостное мировоззрение постепенно распался, и уже в конце XIX в. знания о человеке и Вселенной распределяются между тремя самостоятельными, мало связанными между собой областями науки: физикой, биологией и обществоведением. При всех грандиозных научных достижений в изучении каждой из указанных сфер Вселенной, единой концепции его развития все же создан не был, хотя попытки в этом направлении и предпринимались. Ближе всех к решению этой проблемы подошли российские космис-ти (В. Соловьев, Н. Федоров, К. Циолковский, Д. Менделеев и др.). Однако наиболее обстоятельную оценку деятельности человечества в масштабе нашей планеты и Вселенной в целом дал в начале XX в. выдающийся ученый В. И. Вернадский в своей концепции о биосфере, а в дальнейшем и о ноосфере.

Первые представления о биосфере как «зону жизни» и внешнюю оболочку Земли были сформулированы еще в начале XIX в. Ж.-Б. Ламарком. Сам термин «биосфера» был введен в науку австрийский геолог Э. Зюсс. Однако лишь В. Вернадский в своей работе «Геобиохимия" впервые изложил историю развития биосферы и осуществил реконструкцию этого процесса. Обобщая огромный эмпирический материал, накопленный многолетними исследованиями, В. Вернадский доказал, что пленка жизни, возникшей на поверхности Земли, резко ускорила все процессы ее развития благодаря способности с помощью утилизации энергии космоса трансформировать земную вещество. Таким образом, Земля и Космос представлялись единственной системой, где живое вещество соединяла в одно целое процессы нашей планеты с космическими процессами. Как следствие этого огромного процесса развития стало появление на земле человека - носителя Разума. Разум, в свою очередь, значительно ускорил все процессы развития во Вселенной, создав новую оболочку - ноосферу (сферу разума). Термин «ноосфера» был впервые предложен во время обсуждения доклада В. Вернадского в Париже французскими исследователями философом Э. Леруа и палеонтологом П. Тейяр-де-Шарденом. Сам В. Вернадский этот термин начал использовать значительно позже.

Согласно учению В. Вернадского, генезис человека, а с ней и ноосферы, был следствием развития биогеосферы. Как часть Вселенной земля в свое время стала естественной средой, в котором возникло человечество. В свою очередь, человек, насыщая нашу планету искусственными орудиями труда и быта, превратила значительную ее часть в биотехносферы, сделав ее объектом целенаправленной перестройки и средством обеспечения своей жизнедеятельности. Со временем деятельность людей приобретает планетарных, а в наше время уже и внеземных масштабов, превращаясь в фактор космического порядка. Итак, учение о ноосфере, объединив процессы развития живой и неживой природы, перебросило мост к решению современных проблем развития человеческого общества.

Завершая обзор философского определения места человека во Вселенной, отметим, что в наше время понимание понятия «ноосфера» среди исследователей не существует. Так, одни исследователи считают ноосферой лишь ту часть биосферы, которая находится под влиянием человека, и, рассматривая ее в исторической перспективе, разделяют на ноосферу древних греков, ноосфере средневековья и т.д. (М. Н. Гумилев). Другие считают, что эпоха ноосферы наступит только тогда, когда человек обеспечит такое взаимодействие Человека и Природы, которая позволит стабильно развиваться как человеку, так и природе (Н. Н. Моисеев). Существуют и другие толкования. Но все исследователи признают главное: возникновение человека и общества является следствием развития жизни не только на нашей планете, но и во Вселенной в целом.

 

 

 

 

Заключение.

Человек - результат эволюции Мироздания! В человеке собраны и сконцентрированы все достижения Вселенной, накопленные за сотни миллиардов лет её эволюции.

Эволюция жизни – это некогда зародившаяся на планете Земля «случайность», которая может стать закономерностью для Вселенной при определенных условиях, зависящих от высокой воли и высокого сознания высшего живого существа – человека.

Человек и его сознание являются главной «задумкой» и «идеей» эволюции природы, а значит, и конечным продуктом всего эволюционного движения.

Главное предназначение человека в природе – превращение жизни в закономерное и параллельное эволюции материи вечное движение, а значит, и в утверждении сознания во Вселенной в качестве абсолютной, космической постоянной – константой, какими являются пространство и время.

Это значит, что человек продлит жизнь в вечность, обеспечит бессмертие социуму неизбежно и получит свободу во Вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список использованной литературы.

     1.  Э. Финк – Основные феномены человеческого бытия

     2.  А. Б. Демидов. Учебное пособие – Феномены человеческого бытия. Минск. ЗАО Изд. Центр «Экономопресс» 1999

3.   Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. – 680 с.

4.  Горелов А. А. Концепции современного естествознания / А. А. Горелов. – М.: Центр, 1997. – 208 с.

5.  Канке В. А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Издание 2-е, испр. / В. А. Канке. – М.: Логос, 2004. – 368 с.

6.  Место человека во Вселенной В. М. ЧАРУГИН, О. Е.БАКСАЙСКИЙ, („Земля и Вселенная“,1993. N 6. С. 73-78.)



Информация о работе Человек-феномен