Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:00, реферат
Сегодня хорошо известно, что человек и человечество в целом представляют собой сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек при таком подходе выступает в разных ипостасях: как физический, химический, биологический и социальный феномен.
Задержка процесса старения – феномен, который обеспечивает организму человека биологический возраст меньший, чем фактический, т.е. функционирование организма по показателям работоспособности, состояния тканей и внутренних органов происходит по духовным, а не физическим законам старения. Духовные законы старения при данном феномене обеспечивают меньшую изнашиваемость внутренних органов и тканей, увеличивают потенциал внутренних сил человека, продлевают состояние работоспособности организма.
Ясновидение – феномен, позволяющий из огромного набора несвязной информации выявить главное, основное направление, мысль или образ. Позволяет соединить в единую цепочку ряд различных событий, мыслей или действий и получить информацию Свыше об их первопричинах и методах разрешения. Ясновидение – это ясное видение духовной первопричины любого события, ситуации и т.д. В основе данного феномена лежит духовное озарение, т.е. способность получать информацию Свыше всеми органами духовного восприятия одновременно.
2. Предназначение человека в эволюции Мироздания.
«Вселенная» - этим ёмким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означать бытие или Мироздание.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое и самое абстрактное понятие.
Прежде всего термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку.
Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.
На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.
Человек – это неотъемлемая составляющая часть Мироздания. Человек – это одно из высших явлений Мироздания.
Каждый человек на Земле является представителем одного конкретного слоя (закона) Мироздания. Но при этом каждый человек вобрал в себя частичку вибраций (частичку информации) от всех других слоев (законов) Мироздания. Поэтому каждый человек на Земле уникален, бесценен и неповторим. Каждый человек существует в непрерывном обмене вибрациями (мыслевибрациями) со всеми структурами (следовательно, со всеми людьми) в Мироздании. Качество мышления человека определяет качество этого обмена – он может быть гармоничным, нормированным и комфортным или негармоничным, аварийным и повреждающим.
Если человек будет уважать все Мироздание, все сущее (одухотворенное и неодухотворенное, познанное и непознанной, приятное и неприятное), то он будет жить в гармонии, здоровье и благополучии (т.е. будет получать блага из Мироздания).
3. Место человека во Вселенной.
Уровень знаний, достигнутый за последние десятилетия, качественно изменил не только наши представления об окружающем мире, но и сам способ жизни человека. Однако, чем глубже мы познаем Природу, тем все отчетливее убеждаемся, насколько сложны ответы на, казалось бы, самые простые, но в то же время фундаментальные вопросы. Почему окружающий нас мир именно таков, каким мы его наблюдаем? Почему в нем существуют галактики, звезды, планеты? Случайно или закономерно появление человека? Есть ли другие миры, заселенные разумными существами? И хотя человечество продвинулось в изучении основных законов природы, оно также далеко от исчерпывающего ответа. Попытаемся показать один из возможных подходов к решению этих проблем, причем, далеко не бесспорный. В его основе лежат следующие соображения. Ядро современного естествознания — физика — наука, изучающая фундаментальные свойства природы. Предполагается, что должен существовать некий единый принцип, позволяющий однозначно и с необходимостью ответить на сформулированные выше вопросы. Но современная наука такой принцип еще не предложила. Поэтому попытка научно объяснить наблюдаемую структуру физического мира основывается не на фундаментальной физике, а на ... биологии, так как бесспорен факт — существование разумной жизни на Земле. Такой подход получил название антропного (или антропоцентрического) принципа.
Вопрос о назначении человека, его роли и месте в мире так или иначе затрагивался и решался в любой философской проблеме. Согласно христианским воззрениям, человек — образ и подобие Бога. Поэтому, в сущности, цель создания окружающего мира заключалась именно в сотворении обстановки для жизнедеятельности человека и удовлетворении его духовных и плотских потребностей. По этой причине геоцентрическая система Мира Аристотеля-Птолемея, поставившая Землю и человека в центр Вселенной, столь импонировала христианству. Развитая Коперником гелиоцентрическая система Мира стала началом цепи великих открытий, нанесших тщеславным амбициям человека невосполнимый урон. Астрономические наблюдения показали, что не только Земля, но и само Солнце занимает весьма скромное положение в нашей Галактике, находясь на расстоянии около 30 тыс. св. лет от ее центра. Галактика также оказалась обычной среди сотен миллиардов, похожих на нее. Более того, теперь известно, что Вселенная в больших масштабах однородна и изотропна, т. е. нет ни выделенных точек, ни избранных направлений. Отсюда следует вполне закономерный вывод о возможности существования разумной жизни в других уголках Вселенной. И все же, если место человека во Вселенной не выделено, вполне уместно предположить, что человек выделен как специфическая форма существования материи. Чтобы понять следствия из этого предположения, нужно четко представлять, что такое жизнь, и в особенности, разумная жизнь. Одно из наиболее общих определений, с нашей точки зрения, дано М. В. Волькенштейном: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, самоорганизующиеся и самовоспроизводящие системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Качественное отличие человека от всего живого — его способность мыслить. И хотя существуют различные определения разума, мы воспользуемся следующим: разум есть способность материи познавать саму себя, при этом имеется в виду познание фундаментальных законов природы, различных сущностей, скрытых за видимыми явлениями. Далее необходимо сформулировать еще два положения. Первое — носителем разума может быть только живая материя (об этом упоминала ранее) и второе — носителем может быть только высокоорганизованная материя (клетки коры головного мозга, имеют, пожалуй, самую сложную организацию в природе, причем они качественно отличаются от простейших живых клеток). Данные утверждения следует рассматривать как обобщения опытных фактов, известных современной науке, но с нашей точки зрения дальнейшее развитие знания вряд ли заставит отказаться от сформулированных принципов (по крайней мере от второго).
Прежде всего остановимся на вопросе: какие условия необходимы для поддержания известных нам форм жизни? Это вода и пища. Немаловажное значение имеет и температура окружающей среды. Действительно, с одной стороны при 0 °С образующиеся кристаллики льда разрушают клетки и ткани, утрачиваются многие биологически важные свойства воды, с другой — уже при температурах свыше 42°—43 °С белки — основной материал человеческого организма — необратимо изменяют свою сложную структуру. Наконец, огромное значение имеет воздух. Содержащийся в нем кислород необходим для окислительно-восстановительных реакций внутри клеток.
Рассмотрим более детально, что обеспечивает существование всех перечисленных элементов. И тут сразу же ожидают сюрпризы, которые от конкретных свойств жизни и необходимых для этого условий переводят к фундаментальным проблемам строения Вселенной. Известно, что для нормальной жизнедеятельности организма необходим огромный набор химических элементов, начиная с водорода и кончая металлами: железо, медь, молибден и др., причем хотя и требуется их незначительное количество, отсутствие или недостаток какого-либо одного из них приводит к тяжелым нарушениям жизнедеятельности организма, вплоть до его гибели. Но основными по распространенности во Вселенной являются водород и гелий, а все более тяжелые элементы образуются в результате реакций ядерного синтеза внутри звезд, и разбрасываются в окружающее пространство благодаря взрывам сверхновых, поэтому процент тяжелых элементов очень невелик.
Молекулярная основа жизни (и разума) молекула ДНК содержит углерода 29,8 %, водорода 37,5 %, кислорода 18,3 %, азота 11,3 %, фосфора 3,1 %. Следовательно, тяжелые элементы не только необходимы для поддержания жизни, но и лежат в ее основе). Химики и биологи давно установили, что земная жизнь определяется свойствами углерода. Оказывается, конкурентов ему практически нет. Почему? Можно выделить три основных момента. Во-первых, углерод самый распространенный из всех тяжелых химических элементов во Вселенной. Во-вторых, он способен формировать огромное число больших, сложных, но и что очень важно, стабильных молекул. Наконец, в-третьих, соединения углерода химически инертны, т. е. с трудом вступают в реакции. Эта инертность, обусловленная электронной структурой атомов, обеспечивает образование молекулярных систем чрезвычайно сложной структуры, но вместе с тем и очень стабильных. В силу этих особенностей углерод служит основным материалом генетических систем, а значит условием существования и воспроизведения жизни и разума. Пока неизвестны другие химические элементы, способные заменить углерод в качестве основы жизни. Вода также обладает рядом уникальных свойств, благодаря которым она может служить биологическим растворителем — естественной средой обитания живых клеток и организмов. К числу таких свойств относятся: высокая температура таяния (льда) и кипения, широкий диапазон температур, в пределах которого вода остается в жидком состоянии, большая диэлектрическая постоянная.
Итак, без углерода не было бы сложноорганизованных молекул, лежащих в основе жизни, а без воды жизнь не смогла бы существовать. Это накладывает дальнейшие ограничения. Для того, чтобы вода существовала в жидком состоянии, необходимы строго определенные температурные границы, что достижимо только на планетах. Следовательно, мы приходим к другому условию, необходимому для жизни, — планетам. Но они, как известно, не самостоятельные образования, а входят в состав систем, связанных со звездами. А отсюда следуют уже ограничения и для звезд! Прежде всего Б. Картер отмечает, что возникновение планет возможно лишь у звезд, где есть конвекция в приповерхностном слое. Кроме того, раз планеты — холодные тела, то возникающая на них жизнь должна получать необходимую энергию от ближайшей звезды, причем время существования звезды должно быть таково, чтобы она могла обеспечить необходимой энергией длительный процесс зарождения и развития жизни вплоть до разумной формы. Желательно, чтобы при этом звезда была стабильной, без резких изменений внешних условий, к которым очень чувствительны сложноорганизованные молекулы. Вероятнее всего, таким условиям могут удовлетворять только одиночные звезды.
Все эти условия, в свою очередь, предъявляют определенные требования к Вселенной. Действительно, как минимум время ее существования должно быть таким, чтобы звезды возникли, обзавелись планетами, на них зародилась жизнь и эволюция ее привела к разумной форме (ну и, естественно, чтобы разумная жизнь тоже имела время, хотя бы для доказательства своей разумности). Таким образом мы видим, что факт существования разумной жизни накладывает весьма жесткие условия на структуру и строение Вселенной, в которой она существует. И оказывается, что эти ограничения намного более впечатляющи, нежели простое требование достаточного времени существования Вселенной.
Определение места человека и общества во Вселенной.
Проблема происхождения человечества является исконной. Еще с незапамятных времен разные народы составляли удивительные мифы и легенды о чудодейственном происхождения Вселенной и человека в нем. Все эти предания свидетельствуют прежде всего о непреодолимой страсти человека к познанию истории. Научное же рассмотрение оригинального народного творчества дает возможность выяснить не только источники архаического фольклора, но и проследить влияние на его формирование той природной и социальной среды, в котором он рождался.
Замечательные рассказы о происхождении Вселенной и человека создали архаичные охотники, сборщики и земледельцы Австралии и Океании. И хотя у разных народов, проживающих на необъятных просторах островов и материков южных морей и океанов, мифы и легенды различаются по своим конкретным сюжетам, все же их объединяет общая идея о возникновении человека из морской среды и участия в ее создании так называемых культурных героев и сверхъестественных сил.
По Библии, человек был создан из «красной глины» Богом, который вдохнул в нее бессмертную душу. Подобные мифы и легенды возникли у многих народов мира, в которых искусство ваятелей и гончарный ремесло достигли значительного развития.
Позже в народных преданиях постепенно начинает прослеживаться значительные сходство человека с животными. Появились легенды о разного рода оборотней, которые начали уже размышления о естественном, а не божественное происхождение человека. Первыми эту народную догадку подхватили античные мыслители, рассмотрев строение тела человека, первыми определили ее место в системе животного мира.
Постепенно, с медленного накопления научных наблюдений и случайных догадок складывались знания об анатомии и физиологии человека. На основе этих знаний в середине XIX в. начинается уже научная разработка проблемы происхождения человека и определения ее места в систематике живой природы и Вселенной в целом. С самого начала в поисках, связанных с определением природы человека и роли ее деятельности в развитии Вселенной, прослеживаются два подхода: философский, представители которого, рассматривая человека как часть природы, пытаются определить место и роль человечества в прохождении природных процессов, и антропологический, целью которого является выяснение уровня морфологической своеобразия человека и определение ее места в зоологической классификации.