Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:00, реферат
Сегодня хорошо известно, что человек и человечество в целом представляют собой сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек при таком подходе выступает в разных ипостасях: как физический, химический, биологический и социальный феномен.
Введение
Сегодня хорошо известно, что человек и человечество в целом представляют собой сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек при таком подходе выступает в разных ипостасях: как физический, химический, биологический и социальный феномен. Для человека характерна длительная история эволюции и развития. Постижение будущего человека является сложнейшей задачей современной науки. Но возникла эта проблема не вчера. Еще во времена античности мыслители пытались постичь проблему: Человек-Вселенная». В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневременное -- приходящему и изменчивому. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое расстояние. И хотя в томизме существует учение «об аналогии бытии», которое призвано перекинуть «мост» между Богом и миром, Богом и человеком, все же интерпретация этой «аналогии» в томистской философии исключает полное их сближение.
Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежнему рассматривался как «творец» и «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой системы, связанных с переходом на геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира.
1. Феномен человека в естественнонаучном аспекте.
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству - прямохождению. Художественной иллюстрацией бесплодности определения человека по его внешним признакам служит роман Веркора «Люди или животные?». Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек - органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в воде, в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого - в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека. Человеческое тело - его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. «Человек, - писал Н. А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе». Тело человека - культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. «Форма человеческого тела, лицо человека духовно»
За словом "феномен" закрепилось три основных значения:
1. В греческом языке, откуда это слово заимствовано многими языками, phainomenon значит "являющееся", т.е. в первоначальном смысле слово "феномен" – то же, что явление.
2. В обыденной речи и средствах массовой информации слово феномен, часто у потребляют, когда хотят сказать об особенном, редком, необычном явлении или о выдающемся человеке, обладающем исключительными способностями. Например:тунгусский феномен (о падении метеорита) или феномен Кашпировского.
3. Философское употребление слова феномен очень разнообразное. Уясним себе только основное, а именно: феномен – это нечто переживаемое человеком: иначеговоря, то, что составляет содержание человеческого переживания.
Феномен – это предмет, который непосредственно есть то, что он есть.
Феноменом философы называют непосредственное, дорефлексивное (еще неподвергнутое сомнению), переживание (например, грозы). В этом смысле феноменгрозы непосредственно есть то, что оно есть.
Хотя феномены не существуют помимо переживаний, мы их называем предметами (предмет – нечто отделенное, противостоящее нам). Феномены являютсяпредметами для сознания. Можно нечто переживать, иметь некий образ, неосознавая, не анализируя его разумом. Так, например, переживают восприятиявнешнего мира и свои боли, удовольствия, страхи животные. Для животныхпереживания не являются предметами осмысления. Человек тоже далеко не все своипереживания подвергает рациональному осмыслению, но когда он это делает, онистановятся для него предметами. Такое осмысление своих переживаний,возможное только при посредстве языка, называется "рефлексия".
"Феномен" – одно из центральных понятий феноменологии, философского направления,основанного немецким философом Эдмундом Гуссерлем (Husserl, 1859-1938).Немецкий философ Ойген Финк (Eugen Fink 1905-1975) в книге "Основные феномены человеческого бытия" выделил в качестве основных феноменов труд, игру, любовь, господство и смерть. "Человек, – писал он, – в своей сущности есть работник, игрок, любящий, борец и смертное существо". Финк полагал, что пять названных им феноменов являются для всех людей универсальными, пронизывающими наиболее значимые формы жизнедеятельности человека. Однако мы легко можем убедиться, что имеются также другие феномены, столь же подходящие на роль "основных". Например, вера – обыденная, религиозная, научная, философская – пронизывает всю нашу жизнь. Да и сам О.Финк обстоятельно объяснил, что феномены человеческого бытия не могут быть предметом "объективного исследования". Нет "объективной шкалы", безусловной системы измерений, позволяющей расставить феномены "по рангу". Итак, у нас нет "объективных" оснований, чтобы утверждать, что игра "первичнее" или "главнее", чем любовь.
Равным образом и любовь не "первичнее" игры (или веры, или счастья и т.д.).
Очевидно, следует согласиться с мнением О.Финка, что каждый феномен человеческого бытия "фундаментально независим" от других.
Феномен человека — это несомненная загадка природы, потому что человек в этом материальном мире гость, великий незнакомец! Человек как биологическое существо, как член огромного тела природы, огромного древа природы, является чем-то для нас совершенно понятным и знакомым, не более удивительным, чем любое высокоразвитое млекопитающее существо. Однажды Гилберт Честертон сказал, что если бы ласточки, вместо того чтобы строить себе гнезда и таскать мух для птенцов, стали создавать философские системы и размышлять над смыслом жизни, это показалось бы нам необычайным чудом.
Так вот подобным чудом является человек. Потому что в природе нашего биологического и психофизического существа все целесообразно. Все процессы в нашем организме являются отражением общебиологических, физических, химических и просто мировых процессов, и все имеет совершенно определенные, конкретные цели: дыхание, питание, адаптация к окружающей среде, размножение и так далее.
Но какой цели для нашего биологического вида служит бескорыстная жажда познания, такого познания, которое вовсе не дает конкретных осязаемых результатов? Откуда возникает в человеке благоговение перед Высшим, стремление постичь последнюю тайну мира? Откуда в нем то, что мы называем духовностью?! Сейчас этим словом часто злоупотребляют, что духовность — это главное свойство человека, которое отличает его от всех живых существ.
Мы отлично знаем, каким образом из природы мы получили то, что называем своим организмом, ибо в нас живут и животные, и растения, и минералы; но обшарьте всю известную нам Вселенную (материальную), и вы не найдете такой тайны, такого феномена, как сознание, как самосознание, как личность с ее этическими принципами. В этом отношении человек как бы врывается в мир, для него иноприродный.
Мы сегодня знаем, что такое экологическая среда; мы знаем, что малейшее нарушение этой сложной системы ведет к болезням и гибели всего биоценоза в целом. И наше тело является исключительно сложной частью этого единого целого — биологического и физического. Более того, если мы хотя бы на мгновение оторвем наше существо от этого целого, которому принадлежим, мы погибнем в ту же долю секунды: так тесно, так прочно мы вписаны в видимую природу; мы не только происходим от нее телесно, но являемся неотделимой ее частью.
Но при этом наша человеческая специфика, наша духовность является частью совсем не этой материальной, видимой системы. Потому что все видимые системы могут быть взвешены, измерены, увидены, осязаемы. И только то, что в нас невидимо, неосязаемо, не имеет ни формы, ни цвета, — только это и делает человека мыслящим существом. Существом, которое, по слову Вернадского, способно преобразовывать мир и в то же время, как мы знаем сейчас, может портить мир и вести его к гибели.
Мы существа ответственные, единственные из всех живых существ, кто несет ответственность за свои поступки, потому что мы единственные, кто может выбирать!.. Ни слон, ни осьминог, ни удав, ни любое другое существо, в сущности, не выбирает. Оно жестко запрограммировано. В конце концов, почти все его поведение является едва ли не точным отражением всех тех процессов, которые происходят у него в организме.
Но посмотрите на человеческую жизнь — очень часто многое и важное в ней не только идет против этого, но как бы бросает вызов потребностям организма. Человек способен отказываться от материальных потребностей, подниматься над ними. Во имя каких-то идей он способен терпеть лишения, неудобства, и иногда даже идти на крайние испытания вплоть до смерти. Таким образом, в феномене человека присутствует не жизненный инстинкт, а нечто иное.
И нам сегодня очень важно понять происхождение этой тайны. Как люди, как homo sapiens, как члены огромной семьи приматов, мы есть образ и подобие природы. Но мы — образ и подобие и чего-то иного. Иного, начало которого находится в мире, над миром и что создает его. Человек осознает это в течение тысячелетий, это стало результатом его внутреннего опыта и размышлений, ибо тайна мира всегда влекла человека и приковывала его. Он очень давно понял то, что впоследствии выразил Тютчев в известных словах: «Не то, что мните вы, природа, — не слепок, не бездушный лик». Он понял и чувства Ломоносова, который, созерцая таинственное северное сияние, говорил о том, что человеку так же непостижимо творение, сколь непостижим Творец, Который все это создал!
Предназначение каждого человека складывается не только из знаний, накопленных им за череду воплощений и данных Свыше, но и из способностей и даров, приданных каждому человеку для реализации предназначенного.
Дары или феномены даются человеку для того, чтобы ему легче было реализоваться в бытии, найти себя и свой путь, а также обойти все жизненные препятствия с наибольшей эффективностью и наименьшими потерями. В некоторых предназначениях нет перечня феноменов, а есть перечень способностей, которые также даются Свыше и имеют просто несколько более общий потенциал.
Перечень возможных феноменов и способностей человека с их краткими описаниями.
Концентрировать огромную физическую силу – феномен, позволяющий человеку в нужной ситуации получить духовную силу Свыше, применимую в физическом мире, в несколько раз превышающую обычные ресурсы физического тела человека. Данный феномен проявляется, как правило, в критических ситуациях, когда человеку угрожает опасность или необходимо проявление силы для спасения другого человека. Реже феномен может проявляться в спорте и спортивных соревнованиях при наличии сопутствующего феномена спортсмена.
Контролировать управление своим телом – феномен, позволяющий человеку управлять собственным телом вопреки привычным рефлекторным командам мозга, т.е. "переключаться" с автономного управления физического тела на управление прямыми командами из невидимого разума минуя посредничество мозга. Данный феномен проявляется, как правило, в ситуациях опасности для жизни человека, особенно при отсутствии времени для обдумывания решения и позволяет избежать угрозы для жизни человека (группировка во время падения, нахождение под водой, автокатастрофа и т.д.).
Целительство без использования лекарств, трав и т.п. – феномен, позволяющий человеку осуществлять процесс исцеления болезней за счет духовной силы, поступающей Свыше. Может проявляться как через прикосновение к больному, так и дистанционно (через обращение к Богу за исцелением). Также данный феномен позволяет получать информацию об оптимальных способах лечения и исцеления человека, а также информацию о духовных причинах любых заболеваний и методах их устранения.
Наличие вежд-глаз разума, осуществляющих видение души с передачей изображения в физическое тело – феномен, позволяющий получать информацию Свыше о духовном состоянии человека, видеть скрытые духовные причины болезней или жизненных проблем человека. В случае, когда данный феномен дается человеку вместе с феноменом целительства, человек получает возможность диагностировать состояние здоровья человека без традиционных методов диагностики (можно дистанционно или при непосредственном контакте) и духовные причины заболеваний. Реже феномен может использоваться для видения духовного состояния человека, его истинных мыслей и чувств.
Способность видеть биополе человека – феномен, позволяющий диагностировать состояние человека и его здоровья через духовное видение его энергетического "поля", духовной "оболочки", внутри которой содержатся духовные силы человека, поступающие Свыше на его каждодневное функционирование и обеспечение жизнедеятельности. Неровности, искажения и т.д. этой "оболочки" свидетельствуют о проблемах в здоровье или самочувствии человека и позволяют диагностировать духовные причины этих недомоганий.
Видеть рукой внутренние органы – феномен, позволяющий диагностировать состояние здоровья человека через прикосновение к нему. Проявляется в прикосновении к больному и позволяет почувствовать по вести Свыше руками (в виде холода/тепла, покалываний и т.д.) – где в организме есть нарушения в функционировании внутренних органов. Данный феномен присущ предназначению целителя.
Способность не реагировать на сильнейшие яды, в т.ч. укусы змей – феномен, обеспечивающий организму человека невосприимчивость к самым сильным ядам, химическим веществам и т.д. Проявляется непосредственно в ситуации возможного заражения или укуса ядовитым насекомым, пресмыкающимся и т.д. Феномен присущ, как правило, предназначению дрессировщика, реже, биолога или натуралиста, химика и т.п.