Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:58, реферат
Экономисты и социологи именуют наше столетие веком научно-технической или
второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком
синтетики. Кибернетики и техники - веком автоматики.
Введение.......................................................................2
1 Развитие системы “Человек – техника”.........................................5
2 Проблема “человек – техника” на современном этапе............................8
2.1 Современное понимание термина "техника”....................................8
2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического
детерминизма”..................................................................9
2.3 Влияние техники на человека...............................................11
2.4 Перспективы развития системы "человек - техника”..........................14
Заключение....................................................................17
Список использованных источников..............................................18
оказывается производство информации" /3/.
Общественное производство информации всегда представляет собой материальный
процесс - преобразование некоторого вещества или поля, придание ему
определенной формы при помощи средств труда, органов человеческого тела.
Соответственно в сферу производства информационных средств к жизни входят все
процессы того совокупного совместного труда, как умственного так и
физического, конечным продуктом которого, поступающим в обращение, являются
знаковые системы. Труд в данной сфере производства как и в любой другой,
являясь расходованием человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме
конкретного труда, в то же время есть и абстрактный труд. Поэтому при
известных социально-экономических условиях продукты этого труда - знаковые
системы - выступают не только в качестве потребительных стоимостей, но и в
качестве товаров, носителей стоимости - "сгустков" абстрактного человеческого
труда. Это находит свое выражение в стоимостных формах оценки и товарных
формах обмена продуктов информационного производства.
В предложенном реферате рассмотрена проблема системы "человек-техника" в
современных условиях.
Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к
постоянному вытеснению человека из производственного процесса. В своем
развитии техника имеет ряд этапов: - домеханический (орудийный),
механический, электрический и электронный, каждый из последующих этапов,
качественно отличается от предыдущего, включает его в свой состав как
неотъемлемый элемент. Начало механического этапа совпадает со становлением
машинно-фабричного способа производства. Электрификация технических средств
дает начало конвейерным формам труда. Начало электронного этапа автоматизации
приходится на период
становления качественно
автоматизированного, способа производства.
Развитие системы "человек-техника" является условием коренных преобразований
в содержании и характере
труда. Широкое внедрение
проблему "человек – техническая система". Роль человека в производственном
процессе оценивается по тому, в какой степени он освобождается от рутинных
однообразных операций, а его труд насыщается в широком смысле творческим
содержанием. На механическом этапе автоматизации происходит технологическое
(реальное по Марксу)
подчинение человека
здесь является придатком автоматической системы машин. Технологическое
подчинение либо закрепляет социальное подчинение человека технике (труда-
капиталу в условиях капиталистического способа производства), либо выступает
сдерживающим фактором в том случае, когда техника социально подчинена
человеку (иначе говоря, технические средства труда находятся в собственности
всего общества).
Техника может и должна служить базой для гуманизации технической
деятельности, для
использования современных
средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека
от тяжелого, рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационных
технологий большие
возможности повышения
каждого человека. В этом коренится возможность совсем иначе вписать технику в
социально-культурный контекст, видоизменить само содержание технологии,
соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным
творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.
Список использованных источников
1 К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинение. - 2-е М.Политиздат.
2 Кефели И. Ф. Автоматизация: методол. и социал. проблемы / И-во выс. и сред.
спец. образование РСФСР. - Ленинград: Изд-во ЛГУ,1987.
3 Бек Х. Сущность техники. В кн. Философия техники в ФРГ. М., Наука 1989.
4 Новая технократическая волна на западе: (Сб.ст.) / АН СССР, ин-т философии:
(редкол.:П.С.Гуревич ( отв.ред. ) и др.) - М.Прогресс,1986.
5 Тоффлер Э. На пороге будущего // США 80-х: взгляд изнутри. "Американская
модель": с будущим в конфликте. - М.,1984.
6 Бердяев Н. Человек и машина. / Вопросы философии №2. 1989.
7 Хайдеггер М.
Разговор на проселочной
А. Л. Доброхвотова. – М.: Высш. шк., 1991 – 192 с.
8 Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики М.,
Наука, 1981.