Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:58, реферат
Экономисты и социологи именуют наше столетие веком научно-технической или
второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком
синтетики. Кибернетики и техники - веком автоматики.
Введение.......................................................................2
1 Развитие системы “Человек – техника”.........................................5
2 Проблема “человек – техника” на современном этапе............................8
2.1 Современное понимание термина "техника”....................................8
2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического
детерминизма”..................................................................9
2.3 Влияние техники на человека...............................................11
2.4 Перспективы развития системы "человек - техника”..........................14
Заключение....................................................................17
Список использованных источников..............................................18
чисто механически, однообразно, бездумно, стандартными движениями, постепенно
становятся функциями технического механизма.
В машинном, фабричном производстве устраняются качественные различия труда,
труд нивелируется, а разделение труда сводится к распределению рабочих между
специфическими машинами. Работа на его автомате требует определенной
квалификации, рабочий на всю жизнь становится частью частичной машины /1/.
Таким образом, в отличие от ремесленного, где человек является хозяином и
творцом всего производственного процесса, для выполнения которого он
применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном
(фабричном) производстве
рабочий не охватывает
целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь
необходимым придатком станка - машины, которая сама выполняет какую-то
тысячную часть процесса.
Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками машины, тем
не менее они -
непременные участники
оказываются бесполезными - ржавеют, портятся и так далее. Живой труд,
указывает Маркс,- "должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых,
превратить из только возможных в действительные и действующие потребительские
стоимости" /1/.
К. Маркс показал, что машинное, фабричное капиталистическое производство
уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в технологическом
отношении (не он применяет машины, а машина его). Но вместе с тем Маркс видел
прогрессивный характер машинного капиталистического производства. Фабричный
труд основывался на использовании сил природы, а это предопределяло развитие
естественных наук и превращение их в непосредственную производительную силу.
Научные знания в
известном смысле можно также
рассматривать как
технику (технику - как "овеществленную силу знания"), ибо новые технические
конструкции создаются на основе познания закономерностей и свойств природы,
ибо наука становится непосредственной производительной силой, воплощаясь в
технике.
Вскрытый Марксом принцип фабричного производства заключается в расчленении
процесса производства на составляющие его и решении возникающих технических
задач "посредством применения механики, химии и так далее, короче говоря,
естественных наук, повсюду становится определяющим"/1/ тем самым открывается
дорога "непрекращающимся переменам"/1/ т.е. постоянному развитию техники
производства, а следовательно, ее совершенствованию.
К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного, машинного
производства, которое он определил как производство, основанное на системе
машин.
Система машин отличается от кооперации однородных машин. В противном случае
работа производится одной и той же рабочей машиной, которая выполняет все
операции, прежде выполнявшиеся ремесленниками (самостоятельными или рабочими
мануфактур) при помощи различных инструментов. Иначе - процесс, который в
мануфактуре был разделен и выполнялся в известной последовательности, теперь
выполняется одной рабочей машиной, действующей посредством комбинаций
различных орудий.
Каждая рабочая машина готовит для обработки на последующей машине сырой
материал, а так как все машины работают одновременно, то "продукт непрерывно
находится на различных ступенях процесса своего образования, постоянно
переходит из одной фазы производства в другую"/1/. При этом требуется
определенное соотношение между количеством машин, их размерами и быстротой
действия.
К. Маркс указывал, что крупная промышленность технически уничтожает
мануфактурное разделение труда, воспроизводит разделение труда в еще более
чудовищном виде: на собственно фабрике - процессом превращения рабочего в
наделенный сознанием придаток частичной машины"/1/.
Когда живой придаток нужен машине только для контроля, а "рабочая машина
выполняет все движения,
необходимые для обработки
содействия человека", в этих случаях пишет К. Маркс, "мы имеем перед собой
автоматическую систему машин, которая, однако способна к постоянному
усовершенствованию в деталях"/1/.
С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные социальные
изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических
показателях труда.
Капиталистическая
конкуренция автоматически
в этом противоречивом процессе важную роль играет техника.
Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними тем, что
во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится
более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с
машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих, "мелкие промышленные
предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с крупными. Целые слои
класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего класса"/1/ что увеличивает
предложение рабочей силы на ее рынке.
Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных
промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения.
Сама по себе машина удешевляет и увеличивает продукцию, сокращает рабочее
время, облегчает труд и вообще знаменует победу человека над силами природы:
но капиталистическое применение машин не позволяет простым труженикам
использовать для себя все эти преимущества и даже часто приводит к
отрицательным для них результатам/1/.
Во всяком капиталистическом производстве "рабочий применяет условия труда, а
наоборот, условия труда применяют рабочего", т.к. это производство "есть не
только процесс труда, но в то же время и процесс возрастания капитала"/1/. В
машинном производстве это извращенное отношение получает не только социально-
экономическое, но и техническое выражение. Человек становится рабом машины:
господство прошлого труда над живым становится не только социальной,
выраженной в отношении капиталиста и рабочего, но еще и технологической
истиной.
2 Проблема
“человек – техника” на
2.1 Современное понимание
термина "техника"
Для наиболее полного
представления о
внимание на то, как
в современных философских
определяется термин "техника".
Сегодняшнее понимание термина "техника" имеет определенную преемственную
связь с классическим его пониманием, с другой же стороны - оно в известной
мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о сфере
распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о
тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.
"Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область
существования техники,- по мнению Хайнриха Бека /3/ - это неорганическая
материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как
создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревообрабатывающей
технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических
материалов или о технике производства материалов всякого рода, от стали до
синтетического каучука, короче, о физико-химической технике." Многие
подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и
энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих
случаях речь идет о формах техники и физико-химически понимаемой области
неорганического.
И все же это - не единственная область проявления технического. В более
широком смысле термина "техника" говорят также и о технике овощеводства,
животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее
функции и формы. Современное понятие "биотехнология" позволяет включать в
предметное поле техники всю биологию.
"Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о "технике" мышления и
дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о "технике любви".
Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике
живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также такие
обобщающие термины, как "психотехника" и "социотехника", свидетельствуют о
том, что техника проникает даже в области психического, духовного и
социального с целью внести в них изменения" /3/. Поэтому "техника" и в
современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой
безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы бытия и
отношений между людьми.
2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического детерминизма"
Переход к этапу электронизации автоматических средств труда обуславливает
начало революционных изменений в производительных силах, в технологическом
способе производства. Прогресс человечества непосредственно связан с научно
технической революцией. Налицо качественный скачек в производительных силах
человечества.
Объективно протекающий процесс формирования системно автоматизированного
способа производства
получил отражение в
концепции "технологического детерминизма".
Понятие "технократизм" наиболее точно определяет сущность того направления
социальной мысли, которое оформилось на основе техники, абсолютизации ее роли
в обществе и связано с попытками духовного освоения НТР. Важнейшим признаком
социальной философии технократизма, обозначенным уже в самом его названии,
является примат техники как всеопределяющего начала в истолковывании
социальной жизни. Данная философия восходит к позитивистским представлениям о
науке и технике, постулирует их саморазвитие как процесс, независимый от воли
людей, всецело определяющий характер общественного развития, неизбежным
социальным итогом которого явится власть "обладателей специального знания".
Существенным элементом данной идеологии, относящимся к способу построения ее
теоретических форм, является метод технократического детерминизма.