Человек и техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:58, реферат

Описание работы

Экономисты и социологи именуют наше столетие веком научно-технической или

второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком

синтетики. Кибернетики и техники - веком автоматики.

Содержание

Введение.......................................................................2

1 Развитие системы “Человек – техника”.........................................5

2 Проблема “человек – техника” на современном этапе............................8

2.1 Современное понимание термина "техника”....................................8

2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического

детерминизма”..................................................................9

2.3 Влияние техники на человека...............................................11

2.4 Перспективы развития системы "человек - техника”..........................14

Заключение....................................................................17

Список использованных источников..............................................18

Работа содержит 1 файл

Реферат по естествознанию.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

чисто механически, однообразно, бездумно, стандартными движениями, постепенно

становятся функциями  технического механизма.

В машинном, фабричном  производстве устраняются качественные различия труда,

труд нивелируется, а разделение труда сводится к  распределению рабочих между

специфическими машинами. Работа на его автомате требует определенной

квалификации, рабочий  на всю жизнь становится частью частичной  машины /1/.

Таким образом, в  отличие от ремесленного, где человек является хозяином и

творцом всего производственного  процесса, для выполнения которого он

применяет те или  другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном

(фабричном) производстве  рабочий не охватывает производственный  процесс в

целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь

необходимым придатком  станка - машины, которая сама выполняет  какую-то

тысячную часть  процесса.

Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками машины, тем

не менее они - непременные участники производства без которых машины

оказываются бесполезными - ржавеют, портятся и так далее. Живой  труд,

указывает Маркс,- "должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых,

превратить из только возможных в действительные и  действующие потребительские

стоимости" /1/.

К. Маркс показал, что машинное, фабричное капиталистическое  производство

уродует и калечит  рабочего как в социальном, так и в технологическом

отношении (не он применяет машины, а машина его). Но вместе с тем Маркс видел

прогрессивный характер машинного капиталистического производства. Фабричный

труд основывался  на использовании сил природы, а  это предопределяло развитие

естественных наук и превращение их в непосредственную производительную силу.

Научные знания в  известном смысле можно также  рассматривать как потенциальную

технику (технику - как "овеществленную силу знания"), ибо  новые технические

конструкции создаются  на основе познания закономерностей  и свойств природы,

ибо наука становится непосредственной производительной силой, воплощаясь в

технике.

Вскрытый Марксом  принцип фабричного производства заключается  в расчленении

процесса производства на составляющие его и решении  возникающих технических

задач "посредством  применения механики, химии и так  далее, короче говоря,

естественных наук, повсюду становится определяющим"/1/ тем самым открывается

дорога "непрекращающимся переменам"/1/ т.е. постоянному развитию техники

производства, а следовательно, ее совершенствованию.

К. Маркс изучил, проанализировал  и описал технологию фабричного, машинного

производства, которое  он определил как производство, основанное на системе

машин.

Система машин отличается от кооперации однородных машин. В противном  случае

работа производится одной и той же рабочей машиной, которая выполняет все

операции, прежде выполнявшиеся  ремесленниками (самостоятельными или  рабочими

мануфактур) при помощи различных инструментов. Иначе - процесс, который в

мануфактуре был  разделен и выполнялся в известной  последовательности, теперь

выполняется одной  рабочей машиной, действующей посредством  комбинаций

различных орудий.

Каждая рабочая  машина готовит для обработки  на последующей машине сырой

материал, а так  как все машины работают одновременно, то "продукт непрерывно

находится на различных  ступенях процесса своего образования, постоянно

переходит из одной  фазы производства в другую"/1/. При  этом требуется

определенное соотношение  между количеством машин, их размерами  и быстротой

действия.

К. Маркс указывал, что крупная промышленность технически уничтожает

мануфактурное разделение труда, воспроизводит разделение труда  в еще более

чудовищном виде: на собственно фабрике - процессом превращения  рабочего в

наделенный сознанием  придаток частичной машины"/1/.

Когда живой придаток нужен машине только для контроля, а "рабочая машина

выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала, без

содействия человека", в этих случаях пишет К. Маркс, "мы имеем перед собой

автоматическую систему  машин, которая, однако способна к постоянному

усовершенствованию  в деталях"/1/.

С техникой и технологией  производства К. Маркс связывал крупные социальные

изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических

показателях труда.

Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет  и объединяет рабочих:

в этом противоречивом процессе важную роль играет техника.

Введение машин  разъединяет рабочих, усиливает  конкуренцию между ними тем, что

во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится

более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с

машинами, из-за машин  они лишаются работы; в-третьих, "мелкие промышленные

предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции  с крупными. Целые слои

класса буржуазии  отбрасываются в ряды рабочего класса"/1/ что увеличивает

предложение рабочей  силы на ее рынке.

Объединению рабочих  способствует прежде всего возникновение крупных

промышленных центров, дешевых и быстрых средств  сообщения.

Сама по себе машина удешевляет и увеличивает продукцию, сокращает рабочее

время, облегчает  труд и вообще знаменует победу человека над силами природы:

но капиталистическое  применение машин не позволяет простым  труженикам

использовать для  себя все эти преимущества и даже часто приводит к

отрицательным для  них результатам/1/.

Во всяком капиталистическом  производстве "рабочий применяет  условия труда, а

наоборот, условия  труда применяют рабочего", т.к. это производство "есть не

только процесс  труда, но в то же время и процесс  возрастания капитала"/1/. В

машинном производстве это извращенное отношение получает не только социально-

экономическое, но и  техническое выражение. Человек  становится рабом машины:

господство прошлого труда над живым становится не только социальной,

выраженной в отношении капиталиста и рабочего, но еще и технологической

истиной.

     2 Проблема  “человек – техника” на современном  этапе

    

2.1 Современное понимание  термина "техника" 
 

Для наиболее полного  представления о рассматриваемой  проблеме, важно обратить

внимание на то, как  в современных философских социологических  теориях

определяется термин "техника".

Сегодняшнее понимание  термина "техника" имеет определенную преемственную

связь с классическим его пониманием, с другой же стороны - оно в известной

мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление  о сфере

распространения технических  явлений, более целесообразно поставить  вопрос о

тех сферах действительности, в которых может идти речь о  технике сегодня.

"Та сфера действительности, которая может рассматриваться  как область

существования техники,- по мнению Хайнриха Бека /3/ - это неорганическая

материя. Так, мы говорим  о строительной технике, такой, например, как

создание железобетонных сооружений или машиностроение, о  деревообрабатывающей

технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических

материалов или  о технике производства материалов всякого рода, от стали до

синтетического каучука, короче, о физико-химической технике." Многие

подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику  превращения сил и

энергии) и технику  материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих

случаях речь идет о формах техники и физико-химически понимаемой области

неорганического.

И все же это - не единственная область проявления технического. В  более

широком смысле термина "техника" говорят также и о технике овощеводства,

животноводства, о  технике преобразования органической жизни в новые ее

функции и формы. Современное понятие "биотехнология" позволяет включать в

предметное поле техники всю биологию.

"Мы знаем также  - если продолжить эту мысль  - и о "технике" мышления  и

дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о "технике любви".

Говорят также о  технике руководства людьми и  государством, о технике

живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти  примеры, а также такие

обобщающие термины, как "психотехника" и "социотехника", свидетельствуют о

том, что техника  проникает даже в области психического, духовного и

социального с целью  внести в них изменения" /3/. Поэтому "техника" и в

современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой

безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные  сферы бытия и

отношений между  людьми.

     2.2 "Человек  - техника" с точки зрения "технологического  детерминизма"

Переход к этапу  электронизации автоматических средств труда обуславливает

начало революционных  изменений в производительных силах, в технологическом

способе производства. Прогресс человечества непосредственно связан с научно

технической революцией. Налицо качественный скачек в производительных силах

человечества.

Объективно протекающий  процесс формирования системно автоматизированного

способа производства получил отражение в многочисленных новейших модификациях

концепции "технологического детерминизма".

Понятие "технократизм" наиболее точно определяет сущность того направления

социальной мысли, которое оформилось на основе техники, абсолютизации ее роли

в обществе и связано  с попытками духовного освоения НТР. Важнейшим признаком

социальной философии  технократизма, обозначенным уже в самом его названии,

является примат техники как всеопределяющего начала в истолковывании

социальной жизни. Данная философия восходит к позитивистским представлениям о

науке и технике, постулирует их саморазвитие как  процесс, независимый от воли

людей, всецело определяющий характер общественного развития, неизбежным

социальным итогом которого явится власть "обладателей специального знания".

Существенным элементом  данной идеологии, относящимся к  способу построения ее

теоретических форм, является метод технократического  детерминизма.

Информация о работе Человек и техника