Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:57, реферат

Описание работы

Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции

его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь

другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной

жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не

обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но

сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских

навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмоциональным

порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой»

сознательной жизни.

Содержание

Введение

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО.

1.Человек как биопсихосоциальное существо

1.Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

3.Человек как личность

4.Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие


Раздел 2.ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

Конкретно-историческое понимание личности


Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Природа человека. Диалектика сущности и существования

2. О смысле жизни


Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных

проблем настоящего

1. Угроза термоядерного пожара.

2. Близость экологической катастрофы.

3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - по КСЕ (2).doc

— 153.50 Кб (Скачать)
p>приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует

самому себе, этическому императиву своей личности. Люди по-разному  реагируют на

испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами  молота социального

насилия, а другая — закалиться. Только свободно проявляющаяся личность может

сохранить чувство  собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности

определяется ее нравственным императивом и является показателем степени

развитости самой  личности.

Уникальность человека проявляется на биологическом уровне. Сама природа

зорко бережет  в человеке не только его родовую  сущность, но и уникальное,

особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все  клетки организма заключают в

себе генетически  контролируемые специфические молекулы, делающие данного

индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром

уникальности. Уникальность людей поразительна даже в своем  внешнем

проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько  с внешним обликом

человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его

бытия в мире, с  манерой его поведения, общения с людьми и природой.

Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Личность

включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого

рода: ей свойственны  и особенные признаки как представителю определенного

общества с его  специфическими социально-политическими, национальными.

Какова же значимость уникальных особенностей личности в  жизни общества? Каким

было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем

оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами,

способностями? Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное

общество?

Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления

успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность

личности —  это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная

потребность развития здорового, разумно организованного общества.

     4.Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие.

Связь личности и  общества опосредствована, прежде всего, первичным

коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив  каждый его

член входит в  общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль исключительно

важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается

духовно и физически, где путем усвоения языка и  овладения общественно

выработанными формами  деятельности она впитывает в  себя в той или иной мере

созданное трудами  предшественников. Непосредственные формы  общения,

складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик

каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и

достижений общества — личности. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и

однородное. Он в  данном отношении представляет собой  соединение разных

неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а

выявляется и  самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию,

каждый человек  играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в

громадном спектре  разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом

коллективе человек  поднимается до осознания значимости своей личности.

Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые

неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по

интересам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами

характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы,

симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.

Ныне при достаточно широко развитой социально-психологической службе на

предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их

члены были бы объединены также по неформальным признакам. Но и в каждом

формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно

заданной ролью, люди объединяются не только чисто  производственными

отношениями, а  и другими интересами: политическими, нравственными,

эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего  особенно близкими

им житейскими проблемами.

Поскольку, как  уже сказано, каждый член коллектива — личность,

индивидуальность  со своим особым пониманием, опытом, складом ума и

характера, постольку  даже в самом тесно спаянном коллективе возможны

разногласия и  даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и

«проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет

ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями к

всеобщему благу.

     Раздел 2. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ.

     Конкретно-историческое понимание личности.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в

ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное

содержание и  собственно личности. Ретроспективный  взгляд на историю

раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных

для определенных типов культур и мировоззрений: античности. средневековья,

эпохи Возрождения, нового времени и т. д.

Личность XX столетия резко отличается, например, от личности даже не столь

отдаленного исторического  прошлого, скажем, личности XVIII—XIX вв. Это

связано не только с культурными эпохами в истории  человечества, но и со

сменой общественно-экономических  формаций.

Общество в целом  в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами,

обычаями предков. В деятельности человека органично для него реализовывалась

в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была

первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний

духовный мир.

С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной II

средневековой культур  возникает и новый тип отношений  индивида и общества. В

этих обществах, в которых образовались классы с  разными и противоположными

интересами, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с

официально оформленными правовыми отношениями граждан  в нем, индивиды стали

выступать субъектами права и обязанностей. Здесь уже шел бурный процесс

становления личности, которая несла на себе печать, с  одной стороны,

сословного коллективизма, а с другой — классовой ограниченности, чем и

обусловливалось, в конечном счете, ее содержание, формы  социальной активности

или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение.

В новой культурной среде, связанной с переходом  от феодализма к

капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху

Возрождения очень  остро была осознана свобода человека, автономия для бога

была осознана как автономия для самого человека: отныне человек —

распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора.

Достоинство человека заключается в том, что он причастен  всему земному и

небесному — от низшего до наивысшего.

В эпоху Просвещения  разум занял господствующую позицию: все подвергалось

сомнению и критике, что не выдерживало испытаний  силой разума. Это означало

значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо

прочего, означало главным образом бурный расцвет науки. В межчеловеческие

связи вклинилось как бы опосредствующее звено  — техника. Рационализация жизни

означала сужение  эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности.

Изменились и  ценностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и

развития капитализма  высшей ценностью наделялись такие  качества личности, как

сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону —

эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие

капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность

индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной

ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рационалистически-

прагматическими ориентациями.

Так в человеческие отношения проникает принцип утилитаризма. Психология

индивидуализма  неизбежно приводит к острому  чувству одиночества и взаимному

отчуждению людей.

     Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

     1. Природа человека. Диалектика сущности и существования.

     Природа человека. Вопрос стоял так: кто является реальным субъектом

истории, каковы пути и средства превращения человека из отчужденного в

свободного творца своей судьбы?

В то же время человек  — не просто «продукт» окружающей среды, но и творец ее.

Посредством осознанно-целенаправленных действий он активно изменяет среду и

в ходе ее преобразования изменяется и сам.

Преобразованная человеческим трудом объективная реальность, продукты

человеческого труда  становятся человеческой реальностью, «миром человека»,

«второй природой». Продукты труда человека — это  «вторая», «очеловеченная»,

«гуманизированная»  природа по отношению к «первой», то есть естественной

природе.

У человека с самого начала его становления не было биологической

предопределенности  к какому-нибудь одному, заранее заданному виду

жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая

структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид

деятельности. Тем  самым он выступает не как замкнутое  в себе, а «открытое

миру» существо, универсальное в своих творческих возможностях и

проявлениях.

В процессе исторического  развития человека его организм остается, в общем,

тем же, отдельные  изменения в нем происходят крайне медленно и не носят

существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека

сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и  неандертальцев,— примерно

Информация о работе Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего