Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:57, реферат

Описание работы

Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции

его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь

другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной

жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не

обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но

сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских

навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмоциональным

порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой»

сознательной жизни.

Содержание

Введение

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО.

1.Человек как биопсихосоциальное существо

1.Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

3.Человек как личность

4.Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие


Раздел 2.ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

Конкретно-историческое понимание личности


Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Природа человека. Диалектика сущности и существования

2. О смысле жизни


Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных

проблем настоящего

1. Угроза термоядерного пожара.

2. Близость экологической катастрофы.

3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - по КСЕ (2).doc

— 153.50 Кб (Скачать)

сформировался человек  как биосоциальное единство. Это значит, что он

появляется на свет с неполностью сформированными  анатомо-физиологическими

системами, которые  деформируются в условиях социума, то есть генетически они

заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий

биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность.

Наследственность  снабжает родившегося человека не только сугубо биологическими

свойствами и  инстинктами. Он изначально оказывается  обладателем особой

способности к  подражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему присуще

любопытство, а  это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать

страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это

привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как

человеческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в

человека. Он никак  не может стать им в изоляции: ему нужно научиться

стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и

наполняет его  поведение социальным содержанием.

Каждый человек  обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть,

краски и начать рисовать. Но не это сделает его настоящим живописцем. Точно

так же и с сознанием, которое не является нашим природным  достоянием.

Сознательные психические явления формируются при жизни в результате

воспитания, обучения, активного овладения языком, миром  культуры. Таким

образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии

индивида, которая  в таком преобразованном виде выступает основой.

     2. Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

Человек, как и  любое другое живое существо, имеет  свою среду обитания,

которая своеобразно  преломляется в нем во взаимодействии всех его

составляющих. В  последнее время в науках о  человеке все более начинает

осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, определяя

собой чувство  его комфорта или дискомфорта.

Наша жизнь в  большей мере, чем мы думаем, зависит  от явлений природы. Мы

живем на планете, в глубинах которой постоянно бурлит множество еще

неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как  своего рода

песчинка, несется  в своих круговых движениях в  космических безднах.

Зависимость состояния организма человека от природных процессов — от разных

перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и

т. д.— выражается чаще всего в его нервно-психическом  состоянии и вообще в

состоянии организма.

Разные места  земли оказываются более или  менее благоприятными для человека.

Например, воздействие благодатных для организма подземных излучении может

способствовать  освобождению от нервных стрессов или облегчению некоторых

недугов организма. Большинство природных влияний на человеческий организм

до сих пор  остается еще неведомым, наука распознала лишь ничтожно малую их

часть. Так, известно, что, если человека поместить в безмагнитную среду, он

немедленно погибнет.

Человек существует в системе взаимодействия всех сил  природы и испытывает от

нее самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии

физиологической и психологической адаптации  человека к природному миру,  а

так как человек  — это, прежде всего существо социальное, то адаптироваться к

природе он может  только через общество. Если ценностные ориентиры социума

направлены не на гармонию с природой, а, напротив, изолируют его от нее,

проповедуя разросшийся  урбанизм, то человек, воспринявший эту ценностную

ориентацию, становится раньше или позже жертвой своей  собственной ценностной

установки. Кроме того, у него образуется своеобразный средовой вакуум, как

бы недостаток сферы деятельности, и никакие  социальные условия не могут

возместить человеку психологические потери, связанные с «отчуждением»

природы. Будучи не только социальным существом, но и существом  биологическим,

человек погибнет без общества людей, погибнет и без общения с природой. И

социальные и  природные силы действуют в этом смысле беспощадно.

Понятие среды  не ограничивается только сферой Земли, но включает в себя и

космос в целом. Земля — не изолированное от Вселенной космическое тело. В

современной науке  считается твердо установленным, что  жизнь на Земле возникла

под влиянием космических процессов. Поэтому вполне естественно, что всякий

живой организм каким-то образом взаимодействует с космосом. Мы живем в унисон

со всей космической средой, и любое ее изменение отзывается на нашем

состоянии.

Существует предположение, что не только возникновение жизни на Земле, но и

ежесекундное функционирование живых систем не может быть отделено от их

постоянного взаимодействия с различного рода излучениями, идущими из космоса.

Мы воспитаны  на довольно ограниченном воззрении  на жизнь как на результат

игры стихийных  сил земного пребывания. Возможно, что жизнь в гораздо большей

степени зависит  от влияний сил космоса, чем нам думается. И динамика этих

сил заставляет все  без исключения клеточки живого организма, а не только

сердце биться в унисон с «космическим сердцем» в бесконечной гармонии с

небесными телами и процессами, и, разумеется, прежде всего, с теми, которые

к нам всего  ближе,— с планетами и Солнцем. Ритмы космоса оказывают огромное

влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека.

Энергия безмерно удаленных от нас космических тел и их ассоциаций имела

большое значение в зарождении и эволюции жизни на нашей планете. Жизнь и

разум, видимо, есть и в иных мирах, так что человек, как частица ноосферы,—

это социально-планетарно-космическое  существо.

Коль скоро среда  оказывает решающее воздействие  на человека, само это понятие

должно подвергнуться тщательному анализу, не упускающему из внимания ни ее

космический, ни ее природный, ни ее социальный компоненты.

     3. Человек как личность

Человек как родовое  существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие

индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего

биологического  вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный

«атом» социальной общности. Индивид в качестве особой единичной цельности

характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и

психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой,

активностью.

В настоящее время  существуют две основные концепции  личности: личность как

функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его

сущностная характеристика.

Первая концепция  опирается на понятие социальной роли. При всей значимости

этого аспекта  понимания личности он не позволяет  нам раскрыть внутренний,

глубинный мир  человека, фиксируя только внешнее  поведение его, которое в этом

случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

Более глубокая интерпретация  понятия личности раскрывает последнюю уже не в

функциональном, а  в сущностном плане: она здесь - центр  самосознания, источник

воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во

внутренней жизни  человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение

общественных отношений  и функций людей, субъект познания и преобразования мира,

прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Личностные качества человека в таком случае есть производное  от его социального

образа жизни  и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда

общественно развитый человек.

Личность формируется  в процессе деятельности. Процесс социализации требует от

индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке

своих действий, поведения, поступков. Это, в свою очередь, вызывает

необходимость развития самооценки, что связано с развитием

самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности

механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют

тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по

богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей

специфика.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия  социальных факторов  и ее психосоциального ядра — «я».

«Я» есть сущностный элемент структуры личности, это  высший, регулятивно-

прогнозирующий  духовно-смысловой ее центр, служит основой внутренней

самооценки и  представляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем,

будущем, каким  он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Человек

как личность не есть некая законченная данность. Он —  процесс, требующий

неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности выступает  мировоззрение. Оно

являет собой  привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности.

Человек вопрошает  себя: кто я? зачем я явился в  этот мир? в чем смысл моей

жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия  или нет? Только

выработав то или  иное мировоззрение, личность, самоопределяясь  в жизни,

получает возможность  осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою

сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и весь

окружающий ее мир.

Одновременно с  формированием мировоззрения складывается и характер личности.

Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность»,

означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже

есть результирующий показатель личности. Люди с сильной  волей обладают и

сильным характером.

Особым компонентом  личности является ее нравственность. Нравственная

сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко

<

Информация о работе Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего