Предмет и задачи курса. Общие сведения. Классификация задач и методов квалиметрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 06:00, лекция

Описание работы

1. История развития квалиметрии . Общие сведения
2. Предмет, цели и задачи курса
3. Термины и определения
4. Классификация задач и методов квалиметрии

Работа содержит 1 файл

конспект лекций по квалиметрии.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

   ТЕМА 1. Предмет и задачи курса. Общие сведения. Классификация задач  и методов квалиметрии (2 часа)

   План  лекции

   1. История  развития квалиметрии . Общие  сведения

   2. Предмет,  цели и задачи курса

   3. Термины  и определения

   4. Классификация  задач и методов квалиметрии 

    Общие сведения

   Квалиметрия (от латинского qualis – качество и метрия) – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов.

   Основные  задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизации, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

   Объектами квалиметрии могут быть любые, к  которым применяется понятие «качество». В настоящем пособии круг этих объектов ограничен и определяется производством продукции и услуг.

   История зарождения и развития квалиметрии  насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения условий задачи квалиметрии – определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с практикой нормирования показателей качества. Другой важный аспект квалиметрии – априорная оценка качества – получил свое активное развитие в связи с возрастанием сложности применяемой техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. При проведении аттестации необходимо осуществлять сопоставление оцениваемой продукции с отечественными и зарубежными аналогами.

   В начале пятидесятых годов внимание привлекла проблема обеспечения надежности технических устройств, что вызвало бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математический аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, поломка которых недопустима из-за катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других, менее опасных для человека и окружающей среды сферах деятельности человека.

   Отмеченные  обстоятельства определили потребность  в объединении различных методов оценки уровня качества объектов в одну область знаний, названную квалиметрией.

   Развитие  квалиметрии на современном этапе  обусловлено жесткой конкуренцией, стремлением фирм-производителей продукта к максимальной степени удовлетворения потребностей с целью обеспечения сбыта своей продукции, и получения максимальной прибыли. Это заставляет разработчиков анализировать продукцию конкурентов, что невозможно сделать без соответствующей методики оценки. Вопросы квалиметрии регулярно обсуждаются на международных конференциях Европейской организации по контролю качества – ЕОК.

   Классификация задач и методов  квалиметрии

   Состав  задач квалиметрии определяется стадиями жизненного цикла продукции, включающими :

    – маркетинг  и изучение рынка;

    – проектирование и разработку продукции;

    – процесс  планирования и разработки;

    – закупки;

    – производство и предоставление услуг;

    – проверки;

    – упаковку и хранение;

    – реализацию и распределение продукции;

    – монтаж и ввод в эксплуатацию (потребление);

    – техническую  помощь и техническое обслуживание;

    – утилизацию или восстановление в конце выработки  ресурса.

   Таким образом, основными задачами квалиметрии  являются следующие:

  • определение номенклатуры показателей качества, включаемых в техническое задание и нормативную документацию с целью последующего контроля и сопоставительной оценки с продукцией аналогичного функционального назначения;
  • определение численных значений показателей качества с целью включения их в техническое задание на разработку продукции;
  • формулировка требований к показателям качества для включения их в нормативную документацию;
  • оценка качества на основе испытаний и измерений, в том числе выборочных;
  • разработка стратегий обслуживания технических устройств на основе данных о показателях надежности.

      Эти задачи решаются с использованием следующих методов:

  • экспертные;
  • расчетные, в том числе с применением теории вероятностей и математической статистики;
  • оптимизационные.
 
 

   ТЕМА 2. Оценка уровня качества продукции. Классификационные, ограничительные, оценочные  показатели. Ситуация оценки. Основные правила разработки методики оценки уровня качества. Конкурентоспособность продукции  (2 часа)

   План  лекции

   1. Оценка  уровня качества продукции.

   2. Классификация  показателей качества

   3. Ситуация  оценки. Термины и определения

   4. Правила  разработки методики оценки уровня качества

   5. Конкурентоспособность 

   Правила разработки методики оценки уровня качества 

   1. Качество  объекта характеризуется набором  показателей х12,…,хn.

   2. Уровень  качества продукции оценивается  на основе сопоставления ее  с аналогами по совокупности показателей. Относительная оценка качества продукции, полученная в результате сравнения значений показателей ее качества с базовыми значениями соответствующих показателей, называется уровнем качества продукции.

   3. За  базовые обычно принимают значение показателей качества так называемых базовых образцов продукции. Базовые образцы – это аналоги продукции, представляющие передовые научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Уровень качества продукции можно рассматривать и оценивать в различных аспектах: функциональной пригодности, надежности, безопасности, защиты окружающей среды, потребление ресурсов и т.п.

   4. Результаты  оценки уровня качества, а также  конкурентноспособности объектов (технологических  систем, продукции, услуг, интеллектуальных продуктов) могут служить для внутреннего использования на предприятии при решении задач общего руководства качеством.

   5. Процедура  оценивания уровня качества любого  объекта включает несколько этапов.

   6. Номенклатура  показателей, выбираемых для оценивания уровня качества, должна обеспечивать получение оценки в аспектах, соответствующих целям оценивания и принимается одинаковой для всех аналогов и оцениваемых объектов.

   Выбор номенклатуры показателей производится с учетом показателей, указанных в следующих документах;

   - международных  стандартах (ИСО, МЭО, ЕЭО, ДЛН  и др.);

   - национальных  зарубежных и отечественных стандартах;

   - документации  на поставку продукции;

   - каталогах,  проспектах и стандартах фирм-изговителей;

   - патентной  и конъюнктурно-экономической документации;

   - стандартах  СПКП.

   8. Группу  аналогов формируют с целью  определения уровня требований, предъявляемых к объектам данного  вида на определенном рынке.  Все аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые или сопоставимые значения классификационных показателей, определяющие их принадлежность к одной группе. В зависимости от цели оценивания продукции в группу аналогов включают перспективные образцы, поступление которых на рынок прогнозируется, и реальные образцы, которые реализуются на рынке на момент оценивания.

   9. Базовые  значения показателей определяют  по совокупности значений показателей  качества аналогов. Применяются  два способа определения этих  значений:

   - выделение  базовых образцов;

   - вычисление  теоретических базовых значений.

   В качестве базовых образцов выделяют лучшие, худшие или типичные образцы из группы аналогов в зависимости от цели оценивания. В ряде методов в качестве базовых образцов используются все аналоги оцениваемой продукции.

   Теоретические базовые значения показателей определяют расчетным путем по совокупности значений показателей качества аналогов. В простейшем случае за базовые выбирают наилучшие значения показателей.

   10. Основным  принципом оценивания уровня  качества продукции является сопоставление совокупности значений показателей оцениваемой продукции с совокупностью базовых значений этих показателей.

   11. Результат  сопоставления формулируют в  количественной или качественной форме.

   12. По  результатам сопоставления значений  совокупности показателей продукции с их базовыми значениями формируют результат оценивания – оценку уровня качества продукции в целом или в отдельных аспектах. Эту оценку представляют в количественной или качественной форме.

   Оценка  уровня качества является важным элементом  при оценке конкурентоспособности продукции.

   Понятия : конкурентоспособность , имидж  

   ТЕМА 3. Экспертная оценка уровня качества продукции. Задача органолептического оценивания. Определение коэффициента весомости (2 часа)

   План  лекции

   1. Экспертная  оценка качества продукции

   2. Определение  коэффициента весомости 

   Экспертная  оценка качества продукции

   Задачи  экспертного метода:

  1. оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептическое);
  2. определение номенклатуры показателей качества;
  3. определение коэффициентов весомости показателей;
  4. выбор базовых образцов для оценки уровня качества.

Экспертное оценивание осуществляют экспертные комиссии, включающие рабочие группы.

   Экспертное  оценивание качества продукции осуществляется в четыре этапа.

   Первый  – подготовительный.

   На втором этапе работы осуществляется выбор методов, способов и процедур оценивания. Для получения суждений экспертов используются методы опроса.

   Методы  опроса экспертов делятся на групповой  и индивидуальный. Процедуры опроса экспертов включают интервьюирование, анкетирование и смешанное анкетирование.

   Третий  этап работы осуществляется экспертной группой, члены которой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами  и процедурами.

   На  четвертом, заключительном этапе работы экспертной комиссией осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение.

   Задача  органолептического оценивания качества возникает тогда, когда нужно  оценить сенсорно воспринимаемые свойства продукции, такие как вкус продукта питания, цвет ткани, различимость шрифта, соответствие моде одежды.

   В этом случае задача заключается в  создании шкалы порядка, в которой  может быть осуществлена оценка. Обычно роль такой шкалы выполняет балльная шкала оценок.

Информация о работе Предмет и задачи курса. Общие сведения. Классификация задач и методов квалиметрии