Закуп товара на оптовом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя закупочную деятельность товаров, предприятия воздействуют на поставщиков, добиваясь улучшения качества товаров, расширения и обновления ассортимента для удовлетворения потребительского спроса.
Закупочная деятельность включает комплекс операций [4, с.65]:
отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;
определение потребности в товарах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объема и структуры закупок);

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Исследования, проведенные в США, показали, что  использование логистической системы MRP-II позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 %, повысить рентабельность производства на 10, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 %. При этом на 16 % возрастает объем предоставляемых потребителям услуг.

Система SDP - это  усовершенствованная система "точно  в срок" - представляет систему  планирования потребностей в материалах для упорядочения организации материалов и прогнозирования их количества.

Система LP ("плоского/стройного  производства") по существу также  является развитием концепции "точно  в срок" и включает элементы KANBAN и "планирования потребностей/ресурсов". Сущность данной системы: она требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), вызывает меньшие потери от брака и т. д. Основные ее цели - высокие стандарты качества продукции, низкие производственные издержки, быстрое реагирование на потребительский спрос, малое время переналадки оборудования.

Система DD Т (реагирование на спрос) - модификация концепции  планирования потребностей/ресурсов. Наиболее известны четыре варианта концепции: "точка заказа (перезаказа)", "быстрого реагирования", "непрерывного пополнения запасов" и "автоматического пополнения запасов".

Методы  закупочной деятельности 

     Отношения между участниками закупочной деятельности строятся на основании заключения договора, в котором определены сроки и количество, цены и объемы поставок.

     1. Закупка товара одной партией. Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, конкурсах, аукционах, у поставщиков и др.). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

     2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определённого периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определённого в заказе.

     3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешёвых и быстро используемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

     4. Закупки по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

     Количество  товара строго не устанавливается, а  определяется приблизительно;

     Поставщики  перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

     Оплачивается  только поставленное количество товара;

     По  истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые предположительно должны быть поставлены.

     Преимущества: отсутствие твёрдых обязательств по покупке определённого количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

     5. Лизинг - используется для поставок инвестиционного оборудования. Лизинг - это особый вид аренды. Используются различные виды лизинга: финансовый, оперативный, возвратный, лизинг с дополнительным привлечением средств.

     6. Метод (точно в срок) - с его помощью в результате частых поставок резко сокращаются накопленные запасы.

     7. Метод (канбан) - управление поставками в условиях поточного производства; учет потребности, которая исходит из конечного монтажа.

     8. Электронно-информационный метод - коммуникация клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

     9. Метод прогнозных показателей - спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом.

     10. Система планирования материальных потребностей - охватывает планирование на трех уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем-распределение материалов и управление закупками [5, с. 201-204]. 
 
 
 

4

Выбор поставщика 

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием  на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства. 

Выбор поставщика осуществляется двумя способами. 

Первый способ - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы. 

Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта. 

Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации. 

Обычные источники  информации - это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др. 

Каталоги наиболее известных источников снабжения  содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу. 

Торговые директории или регистры - это источники, в  которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых  случаях финансовое положение или  место в продажах. Они также  содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара. 

Торговые представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств  информации об источниках снабжения, видах  продукции и общей ситуации на рынке закупок. 

Особое внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится Интернету'. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения. 

Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия. 

Возможны два  направления выбора поставщика: 

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний. 

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность. 

Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др. 

Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут  быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики являются следующие. 

1. Надежность снабжения. 

2. Качество поставляемой продукции. 

3. Приемлемая цена. 

4. Удаленность генератора материальных потоков от потребляющей логистической системы. 

5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов. 

6. Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования. 

7. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика. 

8. Организация управления качеством продукции у поставщика. 

9. Кредитоспособность и финансовое положение поставщика. 

10. Репутация и роль в своей отрасли. 

11. Имидж. 

12. Оформление товара (упаковка). 

13. Наличие резервных мощностей у источника поставки. Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном предлагается другая шкала критериев (критерии расположены в порядке приоритета). 

1. Качество продукции. 

2. Своевременность доставки (на основе фактов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок). 

3. Цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной) у других поставщиков. 

4. Обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т. д.). 

5. Повторные предложения по разработке продукции или услуги по снижению цены. 

6. Техническая, инженерная и производственная мощности. 

7. Оценка дистрибуторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибутора). 

8. Детальная оценка финансов и управления. 

Указанная шкала  критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции  при выборе (или предварительном  отборе) поставщиков материальных ресурсов. 

Обобщение рассмотренных  подходов позволяет выделить главные  критерии, на которых рекомендуется  строить систему выбора поставщика: 

Информация о работе Закуп товара на оптовом предприятии