Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа
В зависимости от качества и сорта муки макаронные изделия подразделяют на группы - А, Б, В и классы 1-й и 2-й. Изделия группы А - из муки из твердой пшеницы (дурум); группы Б - из муки из мягкой высокостекловидной пшеницы; группы В-из хлебопекарной пшеничной муки; 1-й класс - изделия из муки высшего сорта и 2-й класс - изделия из муки 1-го сорта.
1. Теоретические основы экспертизы качества и оценки конкурентоспособности макаронных изделий
1.1 Рынок макаронных изделий
1.2 Факторы, влияющие на ассортимент и качество макаронных изделий
1.3 Характеристика современного ассортимента макаронных изделий
1.4 Современные требования к качеству и хранению макаронных изделий
1.5 Современные направления по расширению ассортимента и улучшению качества макаронных изделий
2. Практические основы экспертизы качества и оценка
конкурентоспособности макаронных изделий
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина №12 ООО «Лимак-Трейд»
2.2 Анализ ассортимента макаронных изделий, реализуемых в магазине №12 «Лимак-Трейд»
2.3 Экспертиза качества макаронных изделий, реализуемых в магазине №12 ООО «Лимак-Трейд»
2.4. Конкурентоспособность макаронных изделий разных производителей
3. Совершенствование системы управления качеством и конкурентоспособностью макаронных изделий
3.1. Пути расширения ассортимента макаронных изделий
3.2. Пути повышения качества макаронных изделий
3.3. Пути повышения конкурентоспособности макаронных изделий
Содержание
Введение
1. Теоретические
основы экспертизы качества и
оценки конкурентоспособности
1.1 Рынок макаронных изделий
1.2 Факторы, влияющие на ассортимент и качество макаронных изделий
1.3 Характеристика
современного ассортимента
1.4 Современные требования
к качеству и хранению
1.5 Современные направления по расширению ассортимента и улучшению качества макаронных изделий
2. Практические основы экспертизы качества и оценка
конкурентоспособности макаронных изделий
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина №12 ООО «Лимак-Трейд»
2.2 Анализ ассортимента
макаронных изделий,
2.3 Экспертиза качества
макаронных изделий,
2.4. Конкурентоспособность
макаронных изделий разных
3. Совершенствование
системы управления качеством
и конкурентоспособностью
3.1. Пути расширения
ассортимента макаронных
3.2. Пути повышения качества макаронных изделий
3.3. Пути повышения
конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Следует отметить, что макаронные изделия - это высушенное пресное тесто из пшеничной муки специального помола и воды, оформленное в виде трубочек, нитей, ленточек или другой формы изделий, высушенных до остаточной влажности 13%, некоторые могут храниться в нормальных условиях в течение года без снижения показателей качества.
В зависимости от качества и сорта муки макаронные изделия подразделяют на группы - А, Б, В и классы 1-й и 2-й. Изделия группы А - из муки из твердой пшеницы (дурум); группы Б - из муки из мягкой высокостекловидной пшеницы; группы В-из хлебопекарной пшеничной муки; 1-й класс - изделия из муки высшего сорта и 2-й класс - изделия из муки 1-го сорта.
Макаронные изделия всех групп и классов подразделяют на четыре типа: трубчатые изделия - в виде трубок различных длины и диаметра; нитеобразные - в виде нитей разных длины и сечения; лентообразные - в виде лент различных длины и ширины; фигурные - прессованные и штампованные разнообразной формы и рисунка.
Российский рынок
макаронных изделии достаточно насыщен.
Эксперты отмечают, что емкость отечественного
рынка макаронных изделий стабилизировалась
на уровне 800-850 тыс. т (более $400 млн в
денежном выражении). Следует отметить,
что несколько лет назад даже
самые оптимистичные прогнозы по
росту отечественного рынка макарон
шли не дальше 1 млн. т. В 2004 году, по данным
операторов, сегмент в натуральном
выражении практически не вырос.
Однако даже в состоянии стагнации
рынок остается весьма привлекательным
для инвестиций. В течение 2005 года
сразу несколько компаний, в том
числе и иностранные
Объект исследования:
организационно-хозяйственная
Предмет исследования:
рынок, ассортимент, экспертиза качества
и конкурентоспособность
Цель исследования: проведение товароведной экспертизы качества и оценки конкурентоспособности макаронных изделий, реализуемых в магазине №12 ООО «Лимак-Трейд».
Задачи исследования:
? дать характеристику рынка макаронных изделий;
? проанализировать
современный ассортимент
? изучить особенности
показателей качества
? проанализировать
организационно-экономические
? дать характеристику
ассортимента макаронных
? провести экспертизу качества макаронных изделий, реализуемых в магазине №12 ООО «Лимак-Трейд»;
? оценить конкурентоспособность макаронных изделий;
? определить пути
удовлетворения потребностей
? рассмотреть возможности
повышения конкуренции
Данная дипломная работа изложена на 74 страницах и имеет 10 таблиц, 9 рисунков. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, общих выводов и предложений, перечня используемой литературы, включающего 53 наименований и 9 приложений.
1. Теоретические
основы экспертизы качества и
оценки конкурентоспособности
1.1 Рынок макаронных изделий
В течение последних нескольких лет емкость российского рынка макарон в натуральном выражении практически не менялась. «Рынок макаронных изделий на текущий момент стабилен. В ближайшее время не приходится ожидать каких-то серьезных изменений в сторону роста самого рынка.
По данным специалистов ROMIR Monitoring, общее число потребителей макарон в настоящее время составляет 94% населения России старше 18 лет (т.е. из числа тех, кто не покупают макароны, только 8% не употребляют вообще этот продукт) (см. рис. 1):
Рис. 1. Число потребителей макарон в РФ
Кроме того, рынок
макаронных изделий имеет сезонную
зависимость: объем потребления
увеличивается весной и достигает
своего пика в мае-июне, далее следует
стабилизация и незначительное снижение.
Минимальные продажи
Несмотря на то, что существует достаточно широкий выбор различных видов макаронных изделий. Наиболее популярными среди населения видами макарон являются традиционные рожки и трубчатые макароны (50% и 41% соответственно). Также хорошим спросом пользуются «перья» и «ракушки» (см. рис. 2):
Рис. 2. Виды макарон по потребительскому спросу
По оценке специалистов ROMIR Monitoring, представители некоторых социальных групп употребляют макароны чаще остальных, т.е. каждый день или 2-3 раза в неделю, - это служащие без высшего образования, военнослужащие и студенты (см. рис. 3):
Рис. 3. Периодичность употребления макаронных изделий
Самыми популярными местами покупки макаронных изделий являются продуктовый магазин, оптовый рынок и коммерческие павильоны (палатки). Люди старше 65 лет чаще, чем люди других возрастных категорий, покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах. Женщины несколько чаще, чем мужчины (27% и 21% соответственно) покупают макаронные изделия в коммерческих палатках и павильонах. Чем ниже уровень дохода респондентов, тем чаще они покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах, и наоборот, тем реже на оптовых рынках. На оптовых рынках, как правило, совершаются покупки большего, чем в продуктовых магазинах объема - от 1,6 до 2 кг макаронных изделий [27, c. 45] (см. рис. 4):
Рис. 4. Место покупки макаронных изделий
Изобилие видов, а также торговых марок как отечественных, так и импортных производителей макарон, приводит к тому, что 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку макаронных изделий. Скорее всего, при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. Поэтому из общего числа респондентов, назвавших хотя бы одну марку макаронных изделий, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. Также относительно часто упоминались марки «Макфа» и «Экстра» (см. рис. 5).
Наиболее важным критерием, влияющим на выбор марки и вида макарон является, как всегда, цена. Современный потребитель также уделяет много внимания качеству макарон, и, что характерно для нынешнего рынка, репутации компании, производящей данный продукт.
Рис. 5. Критерии, влияющие на выбор марки и вида макарон
Причем такой критерий, как высокое качество, наиболее актуален для покупателей макарон более молодого возраста, а также для людей с более высоким уровнем дохода и образования. Доступная цена больше всего определяет поведение потребителей с низким уровнем образования и дохода, по социальному положению такие ответы чаще всего дают пенсионеры и домохозяйки. По социальному положению потребители, которых цена волнует меньше всего, чаще представлены предпринимателями и военнослужащими. Высокое качество важнее всего для студентов, а наименьшее значение этому уделяют безработные. На вкусовые предпочтения меньше всего обращают внимание руководители.
Диетические макароны, макароны с витаминными добавками и цветные занимают небольшой сегмент рынка, который, по оценкам собеседников «Витрины», не превышает 1%. Прежде чем выходить в этот сегмент, надо полностью загрузить мощности и дождаться, когда сформируется культура потребления макарон. Развитие данного сегмента происходит постепенно, так как зависит от большого количества факторов: уровня жизни населения, культуры потребления, конкуренции, количества игроков на рынке, цен на сырье [23, c. 45].
Участники рынка
отмечают, что потребители отдают
предпочтение более качественным изделиям:
полупрозрачным, стекловидным и не
разваривающимся при
Дорогой ценовой сегмент представлен, в основном, импортными макаронами: итальянскими Pasta Zara, Federici, Agnesi, Adriana, Montegrello, немецкими 3 Glocken, Birkel. Основными потребителями дорогой макаронной продукции являются супермаркеты и рестораны, причем в супермаркетах продажи макарон класса «суперпремиум» растут. Конкуренция в данном классе довольно низкая, недорогие, широко разрекламированные бренды вытесняют продукцию класса «суперпремиум» на узкую целевую группу потребителей.
Производители также отмечают хоть и медленный, но все же стабильный рост доли фасованной продукции (на сегодняшний день по разным подсчетам составляет от 45% до 60% всего рынка в натуральном выражении) и постепенное смещение потребительских предпочтений в сторону более качественной (и, соответственно, более дорогой) продукции. В случае с макаронами это продукция из твердых сортов пшеницы (durum). К этому располагает и рост доходов, и миграция населения в более крупные населенные пункты.
Некая слабоположительная
динамика присутствует на «высоком»
и «премиум» сегментах, и то за
счет двух-трех лидеров рынка. «Средний»
и «экономичный» сегменты, если и
растут сегодня в объемах (что
не бесспорно), то съедаемые ценовой
конкуренцией падают в денежном выражении.
И если можно говорить о некой
положительной динамике, то только
у ряда крупных производителей. Изменения
будут связаны, в первую очередь,
с развитием ритейла в
Увеличится доля
технологичных компаний, де-факто, крупных
производителей и технологичного продукта
- фасованных макаронных изделий. В
регионах появляются, пока в небольшом
количестве, национальные сети. Растут
и региональные операторы. И неизменно
повышается привлекательность этого
формата торговли. Поэтому доля фасованной
продукции, конечно, должна вырасти. Но
не многие региональные производители
способны отвечать требованиям сетей,
поэтому, видимо, если какие-то сливки
в работе с сетями и есть, то снимут
их только максимум пять-шесть ведущих
производителей В последние годы
с разумным повышением требований покупателя
к качеству, в первую очередь был
«съеден» сегмент «низкий-низкий» (кустарные
макароны. Года 3-4 назад они занимали
около 25%. Сегодня уже порядка 7%. За
их счет росли продажи, прежде всего,
несколько более дорогих
Несколько «подрастала» в последние годы верхняя граница. Высокий ценовой сегмент и сегмент «премиум» растут почти сами по себе, по сути, в соответствии с ростом покупательской способности. Но вряд ли это продолжится и далее. На мой взгляд, должна произойти некая фиксация цен (с точностью до очень существенных колебаний цен на сырье), поскольку уже сегодня цены на «дорогие» российские макароны выше (например, на уровне цен фабрик).