Технология производства и потребительские свойства мазута

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Определены потребительские свойства мазута.

Содержание

Введение……………………………………………………4
1.Область применения мазута……………………6
2.классификационные признаки мазута………….8
3.ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА МАЗУТА………………10
4.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА МАЗУТА И ЕЁ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ............................................13
5.НТД на мазут, нормируемые показатели Качества в соответствии с требованиями стандартов……………………………………………………………….19
6.контроль качества мазута. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА ПРАВИЛА ПРИЕМКИ, ХРАНЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И МАРКИРОВКИ……………………………………………………………21
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...27
8.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….......28

Работа содержит 1 файл

Цельный2.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ……………………………………………………...3

Введение……………………………………………………4

  1. Область применения мазута……………………6
  2. классификационные признаки мазута………….8
  3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА МАЗУТА………………10
  4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА МАЗУТА И ЕЁ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ............................................13
  5. НТД на мазут, нормируемые показатели   Качества в соответствии с требованиями стандартов……………………………………………………………….19
  6. контроль качества мазута. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА ПРАВИЛА ПРИЕМКИ, ХРАНЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И МАРКИРОВКИ……………………………………………………………21
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...27
  8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….......28
 
 
 
 
 
 

 

     РЕФЕРАТ  

Работа содержит:   28 страниц, 1 табл., 1 рис.,  1 блок-схему.

Ключевые слова: мазут, технология производства мазута, показатели качества, потребительские свойства, контроль качества, стандарты.

Определены потребительские  свойства мазута.

При изучении и  описании технологии производства мазута дана характеристика сырья для их получения, основные стадии производства, приведена блок – схема производства, выявлено влияние технологии, сырья на качество продукции.

Для определения  нормируемых показателей качества мазута изучены соответствующие  стандарты.

Изучены вопросы контроля качества мазута, правила приёмки, транспортирования и хранения готовой продукции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Уже второе столетие нефть играет решающую роль в снабжении человечества энергией. Кроме того, она является ценнейшим  сырьем для нефтехимического синтеза, а также для производства продуктов различного назначения - от растворителей до кокса и технического углерода. Беларусь - одна из тех стран мира, которые не обладают запасами нефтяного сырья, и нефтеперерабатывающая отрасль нашей страны работает в основном за счёт поставок сырья из России и Венесуэлы. Логично, что в отсутствие богатой местной сырьевой базы проблема рациональной глубокой переработки нефти, получения качественных продуктов с улучшенными экологическими свойствами весьма актуальна. В этой связи подготовка нефти к переработке и первичная переработка - прямая перегонка - имеют огромное значение. Разделение нефти на фракции на атмосферно-вакуумных установках - важная стадия в общей схеме переработки, обеспечивающая сырьем все технологические установки нефтеперерабатывающего предприятия.

     Превращение отечественной нефтеперерабатывающей промышленности в наукоемкую отрасль экономики XXI века трудно представить себе без дипломированных инженеров-технологов, владеющих современными представлениями о природе нефтяного сырья, новейшими мировыми достижениями в области теории и практики технологии переработки нефти, нефтезаводского оборудования и т. д. Структура переработки нефти в различных регионах и странах отличается, несмотря на общемировые тенденции в развитии отрасли. Она в значительной степени зависит от экономических и экономико-географических особенностей потребления разных нефтепродуктов в каждой конкретной стране (или группы стран в регионах); наличия самой нефти, других энергоносителей, степени автомобилизации, потребностей химических производств в углеводородных полупродуктах, совершенства техники, технологии нефтеперерабатывающих предприятии.

       Одним из продуктов переработки  нефти является мазут (возможно, от арабского мазхулат — отбросы) . С одной стороны это лишь остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензина, керосина, дизельного топлива. Но с другой - мазут является котельным топливом, а также сырьём для производства ряда продуктов, таких как смазочные масла, кокс, битумы и моторные масла. Полезность мазута и как сырья для переработки, и как вида топлива не может подвергаться сомнению и является очевидным фактом, особенно в современных условиях мирового экономического кризиса и стремления максимально рационально использовать все имеющиеся ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

        1. Область применения мазута 

Мазут - жидкий продукт темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350-360°С. Мазут - это смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль), нефтяных с мол (с молекулярной массой 500-3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Са).

     Мазуты  применяются в качестве топлива  для паровых котлов, котельных  установок и промышленных печей. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. B связи с необходимостью углубления ее дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

     Основные  потребители мазута - промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. Беларусь производит на основе поставляемого сырья около 1,7 млн. тонн мазута в год. Из мазута путём дополнительной перегонки получают смазочные масла для смазки различных механизмов. Перегонку ведут под уменьшенным давлением, чтобы снизить температуру кипения углеводородов и избежать разложения их при нагревании. После перегонки мазута остаётся нелетучая тёмная масса — гудрон, идущая на асфальтирование улиц.

     Топливо мазутное суперлегкое используется в качестве технологического топлива на промышленных предприятиях, на предприятиях теплоснабжения, а также на судах речного флота.

     Основным  аналогом-конкурентом мазута является природный газ. Это обусловлено  тем, что газ более экологичен в сравнении с мазутом, а также тем, что из-за скачков цен на нефть на рынке вышла такая ситуация, что использовать газ в качестве топлива оказалось дешевле, чем нефтепродукты, в том числе и мазут.

     Однако  те же скачки цен могут делать и  наоборот - мазут  дешевле газа, в  этом случае активность его использования в экономике неуклонно растёт даже несмотря на то, что мазутное топливо «грязнее» своего аналога. Более того, мазут также используется и как продукт дальнейшей переработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. классификационные  признаки мазута

Классификация мазута производится в зависимости  от таких показателей, как: назначение, содержания серы, зольности, вязкости, температуры застывания. Именно в зависимости от этих показателей осуществляется определяется уровень качества, а вследствие чего происходит определение марки мазута. 

В зависимости от назначения, содержания серы и  зольности устанавливаются  следующие марки  мазута: 

  • Флотский  Ф5 видов: II, IV
  • Флотский Ф12                                                       
  • Топочный 40, видов: малозольный, зольный
 
  • Топочный 100, видов: малозольный, зольный                                                     

В обозначение  мазута должна входить марка и  дополнительно:

для флотского  мазута Ф5 - классификация по сере;

для топочных мазутов - классификация по сере, зольности и температуре застывания. 

Примеры обозначения:

- флотский мазут  Ф12;

- флотский мазут  Ф5, II вида;

- топочный мазут  100, IV вида, малозольный, с температурой  застывания 25°С.

Мазут марки  Ф5 получают из продуктов прямой перегонки нефти с добавлением до 22% керосино-газойлевых фракций каталитического или термического крекинга.

Разрешается добавлять  в мазуты депрессорную присадку, допущенную к применению в установленном  порядке. При поставке флотского  мазута Ф5 ВМФ в паспорте указывают наличие депрессорной присадки. 
 

Классификация мазута по ТН ВЭД:

  • Раздел V: Минеральные продукты.
  • Группа 27: Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные.
  • Товарная позиция 27.10: Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включённые, содержащие 70 мас % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причём эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты.
  • Субпозиция 27.10.19: Прочие.
  • Подсубпозиция 27.10.19.550.0 Топлива жидкие для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 27.10.19.510.0.
 

     Классификация мазута по ОКПРБ:

  • Секция D: Продукция перерабатывающей промышленности
 
  • Подсекция DF: Кокс, продукты переработки нефти и ядерное топливо
  • Раздел 23: Кокс продукты переработки нефти и ядерное топливо
  • Группа 23.1:    Продукция коксовых печей
  • Класс 23.10:    Продукция коксовых печей
  • Категория 23.20.1: Продукты переработки нефти
  • Подкатегория 23.20.17: Топливо нефтяное (мазут), не включенное в другие группировки
  • Вид 23.20.17.30: Топливо нефтяное (мазут), применяемое для дальнейшей переработки на нефтеперерабатывающих заводах
  • Подвид 23.20.17.300: Топливо нефтяное (мазут), применяемое для дальнейшей переработки на нефтеперерабатывающих заводах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ  СВОЙСТВА МАЗУТА 

   Вязкость  мазута (как и любой другой жидкости) – это свойство жидкостей оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. Вязкость мазута зависит от температуры. В настоящее время кинематическая вязкость мазута измеряется при трёх температурах (40°С , 50°С, 100°С) в сантистоксах (сокращенно cST или сСт). Она и измеряется, например, в капилляр - визкозиметрах, как время вытекания определенного количества мазута из очень узкого сосуда при воздействии силы тяжести в мм2/с. Вязкость зависит от содержания смол в нефти, а от содержания смол зависит и само качество мазута  - чем более смолистый мазут, тем более сложным является процесс его сжигания. Соответственно, более качественный мазут-тот, у которого меньше вязкость.

Зольность мазута - это содержание в процентах негорючего (на безводную массу) вещества, которое создаётся из минеральных примесей топлива при его полном сгорании. С повышением вязкости мазута увеличивается зольность, что обусловлено с углублением отбора от нефти малозольных фракций. Высокая зольность мазута характеризует его как менее качественный.

Содержание  серы – это количественная процентная характеристика наличия примесей серы в мазуте. Содержание серы напрямую связано с сернистостью исходной нефти. Чем больше сернистость мазут, тем он более низкого качества. При высокой сернистости мазута происходит коррозия аппаратуры, а при сжигании такого мазута – наносится более серьёзный вред экологии.

Температура застывания – это та температура, при которой налитый в пробирку стандартных размеров нефтепродукт при охлаждении застывает настолько, что при наклоне ее на 45оС уровень жидкости остается неподвижным в течение 1 мин. Температура застывания даёт представление об условиях хранения и транспортировки нефтепродукта.

Массовая  доля механических примесей – это массовая доля тех инертных включений, которые попадают в нефть, из которой получают мазут, во время её добычи. Содержание их колеблется от сотых долей до целых процентов, примеси могут частично оседать на стенках труб, аппаратуры, ускоряя процессы их износа. Соответственно, чем больше механических примесей в мазуте, тем более низким котируется его качество, и наоборот.

Коксуемость мазута характеризуется количеством твёрдого остатка, образующегося при коксовании навески мазута в строго определённых условиях, представляет собой массовую долю, выраженную в процентах. Коксуемость – косвенный показатель содержания в топливе высокомлекулярных смолистых и нестабильных соединений. Чем выше коксуемость топлива, тем меньше процент его сгорания, тем оно более низкого качества.

Информация о работе Технология производства и потребительские свойства мазута